Лукашенко меж двух огней
26 августа в Минске начнутся первые переговоры президентов Украины и России Петра Порошенко и Владимира Путина. Особеностью этих переговров станет то, что компанию двум президентом составят три еврокомиссара, а также президенты двух других стран Таможенного союза – Александр Лукашенко и Нурсултан Назербаев.
Но Таможенный союз не будет выступать единым фронтом. Позиция глав Беларуси и Казахстана часто существенно оличается от российской, в том числе – в украинском вопросе.
Особенно это касается Беларуси, которая в российско-украинском конфликте старается удержать дистанцию и не упустить свою выгоду.
С началом вооруженного конфликта между Россией и Украиной Лукашенко оказался в сложной ситуации. После захвата Крыма белорусские политологи начали проводить параллель между населением Крыма и белорусами, которые живут на востоке страны, близ границы с Россией - в Витебской, Гомельской и Могилевской областях.
В нынешнем постсоветском пространстве нет ничего невозможного. Так что не удивителен вопрос – хотят ли в Россию жители Беларуси? Приветствовали бы они появление "зеленых человечков"?
Независимая социология в Беларуси отсутствует, но опросы населения на улицах даже таких городов, как Гродно и Минск, засвидетельствовали – не так уж мало людей, особенно пенсионеров, хотят жить в одном государстве с Россией. Это, очевидно, встревожило Александра Лукашенко.
Его двадцатилетняя политика на уничтожение национальной идентичности белорусов вполне может обернуться тем, что люди будут приветствовать любое пророссийское вторжение, если только оно будет сопровождаться обещанием повысить зарплаты и пенсии.
"Если нашу землю ступит кованым сапогом хоть одна нога — мы будем воевать за каждую пядь, кто бы сюда ни пришел", -- заявил Лукашенко в апреле, выступая с обращением к парламенту и народу.
Тут же он выступил за возрождение белорусского языка, но и высказался, что "не будет отказываться от России", потому что "Россия - наш единственный союзник".
Важно понимать, что Россия – не только единственный союзник, но и спонсор белорусской экономической модели.
Вероятный новый обвал белорусского рубля сдерживают только периодические вливания российских кредитных денег в золотовалютные резервы страны.
Капитуляция в торговой войне
Союзник не замедлил потребовать от Минска исполнения своих обязательств.
Для начала Россия принудила Беларусь прекратить импорт некоторых украинских товаров. С 1 мая Беларуссия ввела лицензирование импорта пива из стран вне пределов Таможенного союза, а в июне – обязательное разовое лицензирование импорта макаронных и кондитерских изделий, цемента, стекла, стеклотары. Лицензии выдавались только в случае согласования предельных отпускных цен с белорусской стороной, что вело к значительному повышению цен на продукцию.
Фактически, этот запрет коснулся только украинского импорта, там как поставки подобной продукции из других стран невелики. Поставки пива, конфет, макаронных изделий, карамели и других кондитерских изделий из Украины в Беларусь приостановились.
Одновременно в Беларусь прилетело два звена российских истребителей.
Но продержался бойкот недолго.
Украина ответила на недружественный шаг белорусской стороны запретом на импорт белорусских шин, грузовиков, холодильников, минеральных удобрений, молочных продуктов.
В результате, как признали белорусские экономисты, взаимный бойкот нанес Беларуси больший вред, чем Украине.
За исключанием калийных удобрений, белорусские товары, идущие на экспорт в Украину, больше нигде невозможно продать, кроме как в РФ. А Российский рынок постоянно ссужается.
Вскоре в Минске пришло понимание: белорусы должны держаться за украинский рынок и заботиться о своей репутации надежного поставщика.
В результате, 19 августа все взаимные ограничения в торговле были отменены.
А после завершения "совместных учений" Беларусь покинули и российские истребители.
Втягивание Минска в экономическую войну с Украиной не удалось, демонстрация военной угрозы с территории Беларуси закончилась уверениями посла Беларуси в Киеве, что с белорусской территории нападения на Украину никогда не произойдет.
Украинская боль Лукашенко
В последние месяцы Лукашенко постоянно говорит об Украине.
Видно,что ему трудно удерживаться в рамках союзнических отношений с Россией и одновременно выражать поддержку украинскому народу и властям. Долгое время он всячески выкручивался и уходил от конкретики, но в итоге все же смог обозначить свою позицию.
Александр Лукашенко выступил за целостность Украины, против федерализации, поддержал сначала и.о. президента Александра Турчинова, встретившись с ним в Гомельской области, а затем приехал на инаугурацию Петра Порошенко. На день Независимости Украины Лукашенко прислал Порошенко очень теплое поздравление.
"Все сделаем, чтобы только было лучше в Украине", - заявил Александр Лукашенко Леониду Кучме, когда тот приехал в Минск на заседание трехсторонней контактной группы 31 июля. "Все, что надо, мы сделаем. Вы не читайте и не слушайте, что тут всякие говорят о каком-то пиаре, имидже. Нам ничего этого не надо. Посредничества я не терплю вообще. Мы будем вместе с вами делать для нашей Украины все необходимое, чтобы хоть как-то снизить накал противостояния на востоке Украины. Мы в этом крайне заинтересованы", - уточнял тогда он.
Тем не менее, выбор Минска как переговорной площадки не является свидетельством каких-то заслуг белорусской дипломатии или влиятельности белорусского президента в международных делах.
Бывший посол Украины в Беларуси Роман Безсмертный так прокомментировал избрание Минска площадкой для диалога: "Заслуга Минска заключается в том, что он рядом с Киевом, и президентам есть куда ехать. Украинский президент не поедет в Россию, на территорию вражеского государства. А Путин не появится в Киеве, так как если его здесь увидят, то прикончат вместе с помощниками. Вот поэтому встреча проходит в Минске, и роль Лукашенко в этом процессе - роль статиста, который волею случая захватил власть в Беларуси. Если кого и благодарить, то это Европейский Союз и США, которые делают все, чтобы привести к разуму Путина и его московскую камарилью".
Новые шансы для Минска
Тем не менее, ситуация в Украине играет на руку Лукашенко.
По сравнению с Владимиром Путиным он уже не выглядит "последним диктатором Европы", как его называют на Западе. Отношения между Беларусью и ЕС начинают размораживаться. Представители МИД Беларуси на уровне заместителей министра и самого министра начали встречаться с послами стран ЕС, возобновились консультации об упрощении визового режима между Беларусью и ЕС.
В конце концов, то бы мог представить еще полгода назад, что в Минск прилетят сразу три комиссара?
Недавно руководители ведущих компаний с немецким капиталом дали оценку инвестиционной привлекательности Беларуси, и она оказалась выше, чем у Украины и России.
Самый высокий балл получил пункт "политическая стабильность", хотя ранее немцы невысоко оценивали белорусский режим в контексте инвестиционной привлекательности.
Настоящим же клондайком стало для Беларуси российское продуктовое эмбарго.
Беларусь к нему, конечно, не присоединяется. Более того, член Совета Евразийской экономической комиссии от Беларуси Сергей Румас заявил: "Мы взяли перед Россией обязательство не допускать реэкспорта в Россию товаров, которые там запрещены. Но это не распространяется на белорусскую продукцию, которая произведена у нас с использованием импортного сырья".
К тому же, не исключено, что Беларусь все же нарушит обещание России и будет банальный реэкспорт.
К слову, в этом году - согласно официальной статистике - Беларусь экспортировала в Россию ананасы, бананы, кокосовые орехи, кешью, а также мидии и осьминогов, причем - собственного производства (!)
Александр Лукашенко заверил людей, что дефицита импортного продовольствия в Беларуси не будет: "Нужны нам польские яблоки – мы покупаем, нужны какие-то немецкие деликатесы – также приобретаем".
По подсчетам белорусских экономистов, экспорт белорусской продукции в Россию должен возрасти на 5 миллиардов долларов.
Заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований Георгий Гриц заявил, что если в прошлом году белорусский продовольственный экспорт в Россию составил 5,8 млрд. долларов, то в этом году - с учетом того, что эмбарго продлится всего 5 месяцев - он может составить 7-7,5 млрд.
Также Россия, по его мнению, должна нарастить закупки белорусской сельхозтехники, для которой на российском рынке открылись "радужные перспективы", так что общий прирост лишь за 2014 год составит 5 млрд. долларов.
В этих условиях Беларусь может получить и западные инвестиции, с чем у страны большие проблемы, и новые технологии - по крайней мере, в пищевой промышленности. В эфире белорусского телевидения министр сельского хозяйства и развития сельской местности Польши Марек Савицкий заявил, что "мы будем обсуждать тему создания совместных предприятий на всех уровнях, состоятся встречи по поводу инвестиций".
Впрочем, свой собственный аграрный потенциал у Беларуси небольшой.
Создание совместных предприятий с западными компаниями – единственный путь для Беларуси снять крупный куш на продуктовом эмбарго.
"Совершенно очевидно, что Путин не допустит голода в России и будут найдены возможности для поставок туда продовольствия. Беларусь становится таким узловым пунктом для обеспечения России продовольствием", - заявляет экономист Леонид Злотников.
Сохраняя максимальный нейтралитет в военном конфликте, Беларусь получает из российско-украинской войны немалые политические дивиденды, приток инвестиций и возможности по наращиванию экспорта.
К тому же, ценность Александра Лукашенко как политического союзника для России неизмеримо возрастает в условиях международного бойкота российской власти.
"В 2015 году – году выборов – Лукашенко нужны новые кредиты, и он получит их за геополитическую верность", - уверен политолог Алесь Лагвинец. Тем не менее, если в этих условиях Лукашенко вдруг начнет поддерживать суверенитет Беларуси, то такие его шаги оппозиция и гражданское общество должны поддержать. "Да, Лукашенко – это неприличный политик, но он олицетворяет собой определенную часть белорусов", - заявляет Лагвинец.