Ялтинская Европейская Семья
... 1 октября 2010 года президент Виктор Янукович, который тогда еще не утратил доверия в мире, шокировал европейцев, которые съехались в Ялту на форум YES.
Во время этого мероприятия стала известна сенсационная новость, надолго изменившая политическую карту страны. К ней европейские гости были откровенно не готовы.
В тот день карманный Конституционный суд Януковича отменил политреформу, предоставив президенту неограниченные полномочия.
Из ключевых зарубежных гостей конференции четырехлетней давности в этом году на YES оказались разве что комиссар Штефан Фюле (который через полтора месяца оставит эту должность) и Доминик Стросс-Кан (покинувший пост главы МВФ еще три года назад). Но они, видимо, пережили ощущение дежавю.
В 2014 году история повторилась. Но с другими действующими лицами. Опять - неожиданное решение, поразившее всех.
А главной новостью дня стала неожиданная отсрочка исполнения Соглашения об ассоциации...
Ялтинский арсенал
Несколько месяцев назад исполнительный директор YES Иванна Климпуш-Цинцадзе написала пост в facebook, в котором поблагодарила друзей за их советы по поводу места проведения очередной конференции Yalta European Strategy.
Ежегодная встреча YES - самый престижный международный форум страны - в течение последних 10 лет проходила в Ялте, в Ливадийском дворце, благодаря чему и получила свое название.
С марта, после оккупации Крыма Россией, стало очевидно, что в 2014 году продолжение традиции будет невозможным.
Друзья Иванны засыпали ее предложениями и идеями относительно того, где следует создать "новую Ялту", сохранив название форума, то есть первую букву "Y" в ней. Вариантов было немало - от курортного Yaremche до экзотического Yenakievo. Но в YES сделали другой выбор.
"Ялта - это не место проведения. Это - атмосфера", - пояснила Иванна, объявив, что встреча состоится в Киеве. Впоследствии выяснилось, что "филиалом Ливадийского дворца" станет Мыстецький арсенал.
Смена места не повлияла на высокий уровень представительства форума. Даже наоборот - ведь проведение встречи в Киеве облегчило логистику. Теперь у киевских чиновников появилась возможность заехать в Арсенал на часок, между делом; а для зарубежных гостей маршрут до форума уменьшился на один перелет.
Вряд ли для кого-то новость, что Украина сейчас - в центре мирового внимания. Но церемония открытия YES лишний раз подтвердила это.
На первой панели форума дискутировали сразу три президента - украинский Петр Порошенко, эстонский Тоомас Хендрик Ильвес и президент Европарламента Мартин Шульц. К слову, под вечер форум ждал визит еще одного президента - главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу.
Утренняя компания оказалась достаточно комфортной для Порошенко - комплименты в адрес новой власти чередовались с довольно простыми вопросами о европейских реформах, ответ на которые было несложно предсказать.
Президентские мечты
"Мирная революция, начавшаяся на Майдане, будет завершена только вместе с выполнением амбициозной программы реформ, которой требовал народ", - обратился к Порошенко Шульц.
"Мы же понимаем, что невозможно проводить реформы во время войны. Конечно, можно попробовать. И это - именно то, что делает президент Порошенко. Но я не знаю ни одного случая в истории, когда это удалось бы", - высказался в защиту украинской власти Ильвес.
Чуть позже Порошенко ответил именно теми словами, которые хотели услышать от него западные партнеры.
"Война - это не оправдание того, чтобы не проводить реформы. И поэтому у меня в администрации создан механизм реформ под руководством Дмитрия Шимкива, - заявил президент. - Думаю, мы все прекрасно знаем, почему реформы идут так медленно. У нас новая страна, новые люди, но у нас старый парламент. Именно поэтому я инициировал выборы нового парламента".
И главной новостью президентской дискуссии - ожидаемой, но важной - стало заявление Порошенко о том, что во вторник Соглашение об ассоциации будет ратифицировано Верховной радой синхронно с Европарламентом.
Казалось бы, на этом тема соглашения должна быть закрыта, но президент добавил фразу, которая оставила у присутствующих ощущение неопределенности.
"Мы должны быть максимально гибкими в отношении Соглашения об ассоциации и сделать все возможное, чтобы сохранить те возможности, которые мы получим в рамках ассоциации, и в то же время сделать это комфортным для России. Я лично приложу все усилия для этого", - заявил он.
Оставив нераскрытой тему российского комфорта, политики перешли к другим вопросам, в частности - к возможности мирного урегулирования на Донбассе.
"Кризис не решить военными методами. Нужен политический диалог. Поэтому, нравится это кому или нет, но не может быть ни одного решения без участия России", - предупредил собрание Мартин Шульц.
Тоомас Хендрик Ильвес с традиционной для прибалтов заботой об Украине добавил, что ключевую ответственность за поиск мирного решения должна взять на себя Европа. "Работа Украины на следующие годы - реформироваться. Работа Европы - найти путь, как восстановить безопасность на континенте", - заявил он.
Далеко не все участники ялтинской встречи разделяли оптимизм эстонского президента.
Скорее, более распространенным было противоположное мнение.
"Ни один европеец не хочет умирать за Украину, это понятно. Но они даже не хотят платить за Украину. Мы здесь слышали много слов солидарности (от представителей ЕС). Где она, эта солидарность?" - спросил Доминик Стросс-Кан у присутствующих на конференции.
Участники YES встретили его слова аплодисментами.
Похоже, именно такие мысли были у многих приглашенных.
Панель по вопросам энергетики не развеяла сомнений. Глава МИД Словакии Мирослав Лайчак пояснил, что количество маршрутов для реверсных поставок ограничено, и поставляется только "излишек" газа, который сейчас, к счастью, есть на рынке.
Гарантий того, что реверс будет продолжаться во время отопительного сезона, Украина не получила. А вопрос о том, как мы пройдем зиму, остался без ответа - слишком многое зависит от того, будет ли она теплой.
И, конечно, от того, прекратится ли война на Донбассе.
В поисках неутраченного соглашения
Слухи о том, что с подготовкой Соглашения что-то происходит, ходили среди экспертного сообщества еще с утра, со времени выступления Порошенко на YES, но никто не знал точно, чего именно стоит ожидать.
Источники давали взаимоисключающие варианты, но все они сводились к одному: чтобы удовлетворить Россию, Киев может отложить выполнение определенной части своих обязательств, а ЕС согласится на это.
Правда, собеседники каждый раз подчеркивали, что несколько моментов точно останутся неизменными.
Во-первых, невозможно отложить ратификацию после того, как президенты публично о ней объявили.
Во-вторых, формально текст соглашения должен остаться неизменным, речь может идти только о сроках и деталях его выполнения.
Но вечером всех шокировала новость: выполнение торговой части соглашения отложено до 2016 года, в оставшийся период будут действовать односторонние торговые преференции - тот льготный режим, который распространяется на Украину сейчас.
Как это юридически будет происходить, неизвестно, но Украина, Россия и ЕС на встрече в Брюсселе договорились, что должно быть именно так.
Чтобы понять, что в Евросоюзе не все в восторге от такой новости, достаточно было оказаться в пятницу вечером в Мыстецьком арсенале.
Дипломаты из представительства ЕС и даже клерки Еврокомиссии, которые здесь находились, были - без преувеличения - в шоке. Похоже, что решение не согласовали предварительно даже с теми, кто по должности ответствен за него.
Через несколько минут после этого сообщения посол Ян Томбинский и президент Баррозу как раз приехали к Арсеналу, чтобы встретиться с Юлией Тимошенко. Отчаяние Томбинского было написано на лице.
"Все, о реформах забыли? Еще один ’переходный период для украинских производителей’?" - полушутя спросил у "Европейской правды" один из чиновников ЕС.
Семья да любовь
Выступления Баррозу ждали все - ведь он мог быть в курсе деталей достигнутых договоренностей.
Перед этим гостям показали видеоролик - компиляцию выступлений спикеров на предыдущих форумах YES. "Россия предлагает вам любовь, ЕС не может действовать так же. Мы предлагаем вам закон, а не любовь ("We offer law, not love")", - обращался тогда к собравшимся глава МИД Швеции Карл Бильдт.
Реплика Бильдта сорвала аплодисменты участников форума.
В конце концов, Баррозу решил несколько отклониться от подготовленной речи и вспомнил слова министра.
"Вы слышали, этот почтенный господин говорил, что мы не предлагаем любви... Но я думаю, что Украине мы можем предложить и любовь! Именно Украине - можем. И должны!" - убеждал себя и собравшихся Баррозу.
Похоже, в этот вечер президент ЕК испытывал особое желание понравиться представителям украинской деловой и экспертной элиты.
"К сожалению, мы пока не можем предложить вам полноценное членство, но мы уже сейчас считаем вас, украинцев, частью большой европейской семьи", - добавил он, вновь сорвав аплодисменты.
А вот деталей брюссельских договоренностей президент Еврокомиссии так и не раскрыл. Он лишь зачитал фрагменты из пресс-релиза, который был распространен ЕК до того.
Источники "Европейской правды" объяснили немногословность президента ЕК.
В это сложно поверить, но даже он в пятницу после обеда еще не знал, какая договоренность подготовлена в треугольнике Украина-Россия-ЕС. Но после телефонных консультаций - гарантировал свою поддержку участникам Брюссельского раунда.
По словам Баррозу, эта договоренность не окончательна. Она должна стать частью большего плана, направленного на мирное урегулирование. "Давайте теперь посмотрим, может ли это стать основой для более широкого компромисса", - отметил европейский политик.
Стоит отметить, что чисто из экономических соображений Украина остается в выигрыше от достигнутых договоренностей. До 1 января 2016 года украинские товары будут поставляться на рынок ЕС без импортных пошлин в евробюджет и, таким образом, получают конкурентное преимущество.
В то же время украинский бюджет продолжит собирать пошлины с европейского импорта.
Жозе Мануэл Баррозу упомянул и этот аргумент. Но даже ему самому он показался не до конца убедительным.
Президент ЕК понимал, что трехсторонние брюссельские договоренности впоследствии станут объектом критики, и поэтому обратился к гостям YES с просьбой не делать скорых критических выводов.
"Я прошу всех аналитиков задуматься над тем, что хорошо, а что плохо. То, что предложила комиссия в нынешней ситуации - это хорошо. А тот факт, что были требования другой стороны (России), которые привели к этому решению - это плохо. Подумайте над этим", - попросил президент.
Точку в дискуссии поставил один из немногих присутствующих на форуме представителей прокремлевских кругов, российский экономист, президент Института современного развития Игорь Юргенс.
"То, о чем вы договорились сегодня - это точно то, что Россия просила вас сделать еще до начала кризиса. И если бы вы это сделали тогда, то и кризиса бы не было!" - обратился он к Баррозу и к представителям украинской власти.
Вряд ли Юргенс был полностью откровенен, ведь военная агрессия Кремля не слишком связана с бизнес-расчетами. Но его эмоциональная реплика многих заставила задуматься.
Вместо эпилога
"Европейская правда" не склонна считать достигнутые в Брюсселе договоренности катастрофическими. Они действительно содержат финансовую выгоду для украинской стороны, и в то же время не лишены опасности.
Немало зависит от юридических деталей решения, которые до сих пор не обнародованы, но часть из них уже известна из источников.
В понедельник 15 сентября ЕвроПравда опубликует детальный анализ брюссельских договоренностей и того, что их сопровождало и будет сопровождать.