Выполняет ли Киев требования ЕС? Часть 1: борьба с коррупцией
В мае 2014 года премьер-министр Украины Арсений Яценюк и президент Еврокомиссии Жозе-Мануэл Баррозу заключили соглашение о финансировании Контракта для Украины по обустройству государства.
В Брюсселе говорят, что это – вклад ЕС в проведение реформ в Украине.
К слову – безвозвратный вклад. Объемом 355 млн евро.
Единственное условие – проведение реформ.
В соглашении между правительством Украины и ЕК указаны показатели результативности. Их выполнение является условием для выделения Киеву следующих траншей.
Итак, на что же пойдут эти средства?
355 млн евро предназначены для поддержки реформ в системе государственного управления (реформа государственной службы и органов местного самоуправления; системы управления государственными финансами; системы предоставления административных услуг; усиление борьбы с коррупцией); для улучшения доступа к информации; для завершения конституционной реформы и реформирования избирательного законодательства.
250 млн евро Украина уже получила во втором квартале 2014 года – авансом, без оценки прогресса.
Еще 105 млн евро страна может получить в середине 2015 года, но только при выполнении обязательств.
Всего контракт предусматривает восемь обязательств. Прогресс по каждому из них оценивается по ряду индикаторов.
"Европейская правда " начинает публикацию цикла статей, где мы опишем требования ЕС, выполнение которых "дарит" Украине 2 млрд гривен (по нынешнему курсу)
И, конечно же, объясним, выполняет ли Украина критерии, выставленные Евросоюзом.
В данной статье речь идет о первых обязательствах Киева – "ощутимом прогрессе в борьбе с коррупцией".
Этот раздел содержит следующие показатели результативности:
1) создание оперативного специализированного агентства для расследования уголовных коррупционных правонарушений;
2) приведение Уголовного кодекса к международным стандартам;
3) вступление в силу нового закона "О прокуратуре";
4) изменения в раздел Конституции, касающийся судоустройства, которые гарантируют независимость судов;
5) принятие законов о статусе Высшего совета юстиции.
Принципы контроля за прогрессом Украины коротко изложены в инфографике
Нажмите на картинку для увеличения |
Есть ли прогресс в этом разделе? Пройдемся по пунктам.
1)
Первым документом о системных изменениях в борьбе с коррупцией стал законопрокт "Об очищении власти". Он предусматриваел проведение в дальнейшем реформы судебной системы, изменение законов "О прокуратуре", "О СБУ", "О полиции", "О Национальном бюро расследований", "О Кабмине", "О госслужбе".
Эти законы должны были изменить полномочия и задачи органов государственной власти, сократить численность госслужащих и за счет этого повысить их должностные оклады.
Но из итоговой редакции закона эти пункты были изъяты. И мы опять сталкиваемся с последствиями того, что у бюрократической машины было свое лобби в Раде VII созыва. К тому же недавно появилось решение Харьковского окружного административного суда, который постановил восстановить на работе работника прокуратуры, уволенного ранее на основании закона "Об очищении власти"...
Итак, по данном пункту прогресс далек от того, на что эксперты надеялись еще до недавнего времени...
14 октября 2014 года Верховная рада приняла закон "О национальном антикоррупционном бюро", который вступит в силу ориентировочно в январе 2014 года.
Главной задачей Бюро будет противодействие криминальным коррупционным правонарушениям, которые совершаются высшими должностными лицами государства или органов местного самоуправления. Этот орган будет иметь достаточно широкие полномочия. Директора бюро будет выбирать комиссия, сформированная президентом, правительством и Радой.
Данный закон предусматривает изменения Уголовного кодекса, законов "О предотвращении коррупции" и "О прокуратуре".
2)
Вторым пунктом значится завершение приведения Уголовного кодекса в соответствие с международными стандартами.
Очень много было сделано для решения этого вопроса в течение 2014 года. Говорить о завершении еще рано, но принятые изменения в законодательство дают надежду на успех.
Также индикатором выполнения данного пункта является приведение УК к положениям Конвенции ООН по противодействию коррупции. Эта задача полностью выполнена принятием изменений в УПК Украины еще 21 февраля 2014 года.
Правда, здесь в одной норме – относительно отчетности о количестве расследованных преступлений – есть коллизия с принятым законом "Об антикоррупционном бюро". Сначала предполагалось, что дела о незаконном обогащении будут расследоваться прокурорами, а новым законом эта функция возложена на работников Бюро. Скорее всего, отчитываться будут уже последние.
3)
Реформирование Генеральной прокуратуры.
23 октября 2014 года президент Порошенко подписал закон "О прокуратуре". Хотя, к слову, провести реформу прокуратуры Украина обязалась еще в далеком 1995 году, при вступлении в Совет Европы.
Основные изменения касаются: лишения прокуроров функций общего надзора, структурных изменений в системе прокуратуры, введения прокурорского самоуправления, гарантий независимости, прозрачного и конкурсного отбора для принятия в штат прокуроров, процедуры обжалования действий прокуроров.
4) и 5)
Два последних обязательства касаются изменений судебной системы.
Первым шагом стал закон "О возвращении доверия к судебной власти в Украине", который дал толчок к изменениям в системе, но не оправдался в целом.
Егор Соболев обвинил власти в невыполнении вышеуказанного закона, согласно которому все судьи, арестовывавшие людей, дававшие санкции на прослушку или запрещавшие собрания во время Майдана, должны быть проверены на предмет соблюдения присяги.
Нарушение присяги автоматически означало бы увольнение судьи с запретом возвращаться к судейской профессии, лишение всех пенсий и других привилегий честного судьи.
Не удивительно, что выполнение этого закона блокируется.
По поводу реформирования судебной системы сейчас в Минюсте проходит обсуждение проекта закона "О судоустройстве и статусе судей". Его внесение в Раду еще впереди. Также президент создал консультативно-совещательный орган – Совет по вопросам судебной реформы.
Что же касается закона о Высшем совете юстиции, то он был принят еще в далеком 1998 году, и за это время в него внесено 22 поправки.
Особое внимание этот орган привлек во времена Януковича, когда независимость судей была почти нивелирована. Поэтому после свержения режима прошлый состав ВСЮ был уволен, а новые представители до сих пор не введены в состав этого органа. Поэтому оценить качество его работы пока невозможно.
* * * * *
Таким образом, мы можем констатировать, что начало процессам системной борьбы с коррупцией положено.
Но следующим и главным шагом будет имплементация всех принятых законов.
На это нужно время, а также пристальное внимание общественности, СМИ и политическая воля участников процесса.
"Европейская правда" берет на себя обязательство публиковать следующие исследования о том, выполняет ли Украина обязательства в рамках Контракта по обустройству государства.
То есть – отвечаем ли мы критериям, которые откроют для нашего государства безвозвратную финансовую помощь ЕС.
Автор:
Сергей Карелин,
эксперт отдела бюджетной политики
ОО "Центр политических студий и аналитики"