Выполняет ли Киев требования ЕС? Часть 4: доступ к информации
"Европейская правда" продолжает обзор обязательств Украины относительно выполнения Контракта по обустройству государства.
Этот документ был подписан в мае 2014 года премьером Арсением Яценюком и президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу. ЕС выделил 355 млн евро на проведение реформ в Украине.
Средства предоставляются на безвозвратной основе с одним условием - выполнение реформ.
250 млн евро Украина уже получила - авансом. Остальное поступит в середине 2015 года, но только при выполнении ряда обязательств.
Прогресс по каждому из них оценивается по ряду индикаторов.
В первой статье эксперты Центра политических исследований и аналитики проанализировали обязательства Киева продемонстрировать "ощутимый прогресс в борьбе с коррупцией", во второй - "повысить уровень добропорядочности и ответственности в государственном секторе", а в третьей - достичь прозрачности и конкурентоспособности в сфере государственных закупок.
Рассмотрим теперь четвертый раздел Контракта, посвященный доступу к информации.
.
Нажмите на картинку для увеличения |
Первый пункт данного обязательства звучит следующим образом: внедрение в полном объеме закона "О доступе к публичной информации" путем приведения в соответствие с ним других существующих нормативно-правовых актов, которые ему противоречат, включая консультации с гражданским обществом.
Уже сейчас можно констатировать прогресс в этом направлении, но есть существенные недоработки, о которых мы расскажем ниже.
В частности, в принятый в январе 2011 года закон "О доступе к публичной информации" уже был внесен ряд изменений. Было четко определено, что к информации с ограниченным доступом не относятся сведения, которые указываются в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера во исполнение законодательства о предотвращении и противодействии коррупции.
27 марта 2014 года был принят закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием закона Украины "Об информации" (в новой редакции). Принятия этого закона ждали более двух лет. Его целью было согласование других законов Украины с подходами, которые определены законом "О доступе к публичной информации".
Подзаконные акты, которые необходимо разработать во исполнение закона "О доступе к публичной информации", при активном участии общественности были созданы и приняты в течение полугода со дня вступления в силу самого закона, тогда как несогласованности с другими законами по-прежнему оставались.
Долгое время проблемой было согласование закона "О доступе к публичной информации" с законом "О защите персональных данных". Среди прочего, продолжались дискуссии о надзоре за реализацией последнего и соотношении объемов обоих видов информации относительно открытости.
13 мая 2014 года был принят закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности уполномоченного Верховной рады Украины по правам человека в сфере защиты персональных данных". Законом уточнено, что входит в компетенцию уполномоченного по правам человека, а также понятие согласия субъекта персональных данных.
Для фактического внедрения закона "О доступе к публичной информации" сначала требовалось провести существенный пересмотр локальных актов, порядков, которые определяют обнародование публичной информации. Их принятие не могло состояться без волевого решения руководства органа власти повысить прозрачность своей деятельности.
С принятием этого закона в обществе усилились надежды на то, что будет повышена прозрачность деятельности государственных органов.
За это время большинство органов публичной власти уже приняли акты о мерах по внедрению норм этого закона. Для них не стали проблемой определение формы запроса, инструкции, базовых вопросов о порядке работы с запросами на информацию, определение ответственных по запросам. Эта информация предоставляется в основном бесплатно.
Впрочем, остается проблема "пассивного" доступа к информации. Речь идет о публикации данных на официальных интернет-страницах органов центральной и местной власти.
В частности, в выводах Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины указывается, что официальные интернет-страницы органов власти недостаточно информативны в вопросах систем учета публичной информации, адресов электронной почты руководителей органов, их заместителей, руководителей структурных подразделений, основных функций структурных подразделений, правил внутреннего трудового распорядка, порядка и условий прохождения конкурса на замещение вакантных должностей и др.
Остается проблемой система учета информации.
Второй пункт обязательств требует от Украины создания действенной институциональной основы для независимого надзора за исполнением закона "О доступе к публичной информации". Для этого должны быть привлечены общественные организации и учтен лучший европейский опыт.
Согласно действующему законодательству, право на доступ к публичной информации гарантируется осуществлением парламентского, общественного и государственного контроля за соблюдением прав на доступ к публичной информации.
Однако в профильном законе не определен такой независимый орган с функцией "информационного комиссара".
В законопроекте планировалось предоставить уполномоченному Верховной рады по правам человека ряд полномочий по осуществлению независимого контроля и оценке обеспечения права на доступ к публичной информации. В принятый текст эти полномочия не включены.
Экспертный совет по вопросам доступа к публичной информации при уполномоченном Верховной рады по правам человека был создан еще в 2012 году. Более того - один из заместителей уполномоченного был назначен представителем по вопросам доступа к публичной информации.
С одной стороны, можно утверждать, что такой независимый орган с ролью "информационного комиссара" уже создан в Украине, с другой стороны - он не узаконен и возможность его действий обусловлена только статусом и правами самого омбудсмена, такими же, как и по отношению к другим правам и свободам, которые на сегодня недостаточны.
Таким образом, на уровне законодательных актов можно утверждать, что в Украине этот орган так и не создан.
Важно отметить, что новые подходы к доступности публичной информации через возможность "физического присутствия" также находят отражение в законодательном регулировании и практике работы органов публичной власти.
27 марта 2014 года был принят закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием законов "Об информации" (в новой редакции) и "О доступе к публичной информации". Этот закон предусматривает механизмы доступа граждан на заседания коллегиальных органов парламента и местных советов.
Также новый закон "О государственных закупках" предполагает возможность присутствия представителей общественности при проведении процедур раскрытия предложений конкурсных торгов. Заказчики обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителей средств массовой информации и общественных объединений - по их требованию - к процедуре раскрытия предложений конкурсных торгов и право на фиксацию техническими средствами.
Третий пункт касается доступа (в том числе через интернет) к Единому государственному реестру юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (в том числе к информации об их настоящих владельцах), Государственному реестру прав на недвижимое имущество (в том числе информации о лицах, которым принадлежат эти права), а также земельным кадастрам.
Такая необходимость обсуждается уже давно. Сейчас в Украине функционирует Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, информация из которого доступна в интернете http://irc.gov.ua/ua/Poshuk-v-YeDR.html
В сведениях предусмотрена графа для указания информации о перечне учредителей (участников) юридического лица, но в то же время она является неполной и вообще может отсутствовать.
Доступ к информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество определен по ряду органов публичной власти, которые наделены соответствующими правами.
Так, нотариус при совершении нотариальных действий пользуется информацией из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество. Положения закона "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений" предусматривают доступ банков к информации об ипотеке, обременении недвижимого имущества в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество при осуществлении ими операций по ипотеке.
В то же время доступ к информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество для любого пользователя не предусмотрен. Аналогично обстоит ситуация пока и с открытием информации из земельных реестров.
Резюмируя, надо признать - по четвертому разделу и властью, и общественностью была проведена большая работа.
Необходимо завершить этот этап работы по улучшению доступа к информации, но мы можем констатировать, что львиная доля работы уже сделана. Рабочая группа экспертов начала разработку проектов изменений законодательных актов, которые касаются открытия вышеуказанных реестров.
Исследование провели:
эксперты и партнеры Центра политических исследований и аналитики в рамках проекта "Создание и внедрение системы мониторинга за использованием публичных средств 'Открытый бюджет'" при поддержке Европейского союза.
Автор текста:
Татьяна Яцкив, глава ОО "Центр общественной адвокатуры"