Выполняет ли Киев требования ЕС? Часть 2: честность госслужащих
"Европейская правда" продолжает обзор обязательств по выполнению Контракта для Украины по обустройству государства.
Этот документ был подписан в мае 2014 года премьером Арсением Яценюком и президентом Еврокомиссии Жозе-Мануэлом Баррозу. ЕС предоставил 355 млн евро на проведение реформ в Украине.
Средства выделяются на безвозвратной основе с одним условием – выполнение реформ
250 млн евро Украина уже получила – авансом. Остальное поступит в середине 2015 года, но только при выполнении ряда обязательств.
Прогресс по каждому из них оценивается по ряду индикаторов.
В первой статье эксперты Центра политических исследований и аналитики проанализировали первое обязательство Киева – "ощутимый прогресс в борьбе с коррупцией".
Теперь попробуем оценить достижения (или их отсутствие) по второму блоку – "повышение уровня добропорядочности и ответственности в государственном секторе".
* * * * *
Согласно Контракту, под повышением уровня добропорядочности и ответственности в государственном секторе понимается совершенствование и эффективное применение процедур декларирования и проверки доходов, активов и расходов украинскими чиновниками.
Отдельная большая задача, стоящая перед Украиной – создать систему предотвращения и урегулирования конфликта интересов государственных служащих.
Проблема эта не нова. Речь идет о недопустимых (по западным нормам) ситуациях, когда действия госслужащего могут принести выгоду не лично ему, а его близким или друзьям. Раньше власти предпочитали не обращать внимания на эту "мелочь".
Нужно отметить, что один большой шаг вперед в этом плане уже сделан.
Речь идет о законе "О предотвращении коррупции", принятом в целом в октябре.
Разница в подходах очень хорошо понятна при сравнении уже упомянутого нового профильного закона "О предотвращении коррупции" с законом "О принципах предотвращения и противодействия коррупции", который был принят в 2011 году.
Например, словосочетание "конфликт интересов" в старом законе использовано только один раз, а в новом – 38 раз.
В профильном законе появились новые понятия:
"потенциальный конфликт интересов" – наличие у лица частного интереса в сфере, в которой оно выполняет свои служебные или представительские полномочия, что может повлиять на объективность или непредвзятость принятия ею решений, или на совершение или несовершение действий во время исполнения указанных полномочий;
"реальный конфликт интересов" – противоречие между частным интересом лица и его служебными или представительскими полномочиями, что влияет на объективность или непредвзятость принятия решений, или на совершение или несовершение действий при исполнении указанных полномочий.
Раздел пятый вышеуказанного закона полностью посвящен предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
* * * * *
Но вернемся к описанию индикаторов выполнения обязательств Украины по Контракту по обустройству государства.
для просмотра инфографики нажмите на изображение |
Блок требований по повышению уровня добропорядочности и ответственности в госсекторе поделен на два пункта.
Первый из них целиком посвящен преодолению проблемы конфликта интересов на госслужбе.
Второй содержит ряд других индикаторов:
- внедрение эффективной системы проверки деклараций об активах, доходах и расходах государственных служащих;
- применение наказаний за представление недостоверной информации в декларациях;
- существенное уменьшение предельного размера декларируемых расходов, которые;
- создание отдельного веб-портала для подачи деклараций в электронной форме и их публикации с открытым доступом;
- совершенствование других положений по раскрытию информации об активах по сотрудничеству с гражданским обществом и международными заинтересованными сторонами.
Тут ключевые достижения власти сейчас также заключаются в принятии закона "О предотвращении коррупции", о котором мы упоминали ранее.
Согласно закону, Кабмин создаст Национальную комиссию по вопросам предотвращения коррупции, которая будет иметь специальный статус.
На эту комиссию будут возложены следующие функции:
- проведение анализа положения дел с предотвращением и противодействием коррупции в Украине;
- разработка проектов антикоррупционной стратегии и государственной программы по ее выполнению;
- подготовка и представление проекта национального доклада по реализации основ антикоррупционной политики;
- координация и оказание методической помощи по выявлению коррупционных рисков в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
- контроль и проверка деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления;
- утверждение правил этического поведения государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления; информирование общественности об осуществляемых Комиссией мерах по предупреждению коррупции, реализация мер, направленных в сознании граждан на негативное отношение к коррупции.
Еще один раздел Контракта, который называется "Финансовый контроль", посвящен декларированию доходов и порядку проведения проверки деклараций.
Также предусмотрено создание единого реестра деклараций доходов государственных служащих.
Результаты выполнения этих условий подробно прописаны в последнем отчете Европейской комиссии о выполнении Украиной плана действий по визовой либерализации (ведь в нем содержится точно такое же требование к Украине).
Сделано не очень много. Верховная рада еще 13 мая приняла поправки к законодательству, которые касаются декларирования активов: введение внешнего механизма контроля; криминализация всех элементов взяточничества; добавление правил о коррупции в частном секторе в отношении юридических лиц; повышение уровня штрафов.
* * * * *
Характеризуя выполнение второго раздела Контракта по строительству государства, должны признать – пока это сделано лишь на бумаге.
С одной стороны, необходимое законодательство уже принято. Однако эти нормы вступят в силу только в апреле 2015 года.
Именно поэтому делать выводы о прогрессе Украины в направлении добропорядочности государственного сектора рано.
Исследование проведено:
экспертами и партнерами Центра политических исследований и аналитики в рамках проекта "Создание и внедрение системы мониторинга за использованием публичных средств `Открытый бюджет`" при поддержке Европейского союза.
Автор текста:
Сергей Карелин, эксперт отдела бюджетной политики ОО "Центр политических исследований и аналитики"