ГосАвтоИмитация: правительственное прочтение евростандартов
За новогодне-рождественскими праздниками, а также трагическими событиями, развернувшимися во Франции, проевропейская украинская общественность едва не пропустила историческое событие.
Новость о нем появилась 6 января.
Как сообщил заместитель министра внутренних дел Украины, руководитель аппарата Сергей Чеботарь, Украина сможет пользоваться преимуществом, которое до сих пор страны получали только на этапе вступления в Евросоюз.
"Новые номерные знаки стран Европы, которые используются на этапе обретения членства в Европейском союзе, в Украине будут введены уже с 31 марта этого года", -
процитировал милицейского чиновника официальный сайт МВД.
"Это связано с подписанием Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом", - сообщил ряд других СМИ, ссылаясь на информацию ГАИ.
ГАИ издавна обосновывает "номерную реформу" необходимостью выполнения условий ассоциации - такие заявления звучали от автоинспекции еще в ноябре, в ответах на запросы. А вот шаг к членству - это уже новый тезис.
Такое сочетание не могло не смутить "Европейскую правду", ведь Соглашение априори не выдвигает Украине таких требований, которые появляются у Брюсселя на этапе обретения страной членства в ЕС.
Поэтому мы направили запрос по поводу существования таких требований в представительство ЕС в Украине.
Ответ ЕС, полученный в пятницу, оказался ожидаемо жестким: там пояснили, что в МВД говорят неправду. Соглашение с ЕС не содержит никаких требований по этому поводу.
"В Соглашении об ассоциации нет никаких норм относительно внешнего вида регистрационных номеров автомобилей. Даже в ЕС нет гармонизации по этому поводу. Единственная норма - наличие символа ЕС с левой стороны", - заявили в представительстве, где, как оказалось, также обратили внимание на странные заявления МВД.
Собственно, тот факт, что в ЕС нет единого стандарта номеров, известен любому, кто время от времени путешествует по Европе.
Номер из Великобритании... |
...из Ирландии... |
...и из Бельгии |
В ЕС действительно с 1998 года существует стандарт о наличии с левой стороны номерного знака лого ЕС на синем фоне. Желающие могут ознакомиться с подробным описанием в базе законодательства Евросоюза.
Так вот, именно этот стандарт ЕС не будет соблюден в новых номерах.
Ведь сообщается, что "звездочки" появятся на украинских номерах только после "вступления Украины в ЕС" (в ГАИ, видимо, убеждены, что нас туда примут). А суть стандарта - именно в "звездочках".
К слову, для понимания: даже перед вступлением в ЕС в стране нет необходимости менять номерные знаки на автомобилях. Чтобы доказать это, достаточно... опять же, просто проехаться по улицам европейских городов.
Старых знаков полно не только в новичке ЕС - Хорватии...
...но и в стране-основателе союза - Бельгии. Обратите внимание, эти авто - явно новее 1998 года, с которого действует стандарт ЕС. Т.е. выдают их в настоящее время.
Так зачем же ГАИ говорит нам неправду о необходимости внедрить новые стандарты?
Автор видит две наиболее вероятных причины. Или это патологическая привычка врать, или желание "прикрыть евростандартом" какую-то не слишком честную схему.
Какая из них реальная - пока неясно (и не исключено, что есть третья, или даже сочетание первых двух).
К слову, Украина - не первая страна, в которой на пути сближения с ЕС у власти появляется желание принять что-то "ну очень евроинтеграционное", вводя общество в заблуждение.
Например, автору приходилось слышать, как в Чехии в свое время перед вступлением в ЕС пролоббировали норму об обязательной установке бесконтактных кранов в туалетах в местах общего пользования.
Впоследствии выяснилось, что такого требования в ЕС не существует, но избранные производители бесконтактной сантехники успели неплохо подзаработать.
Но вернемся к нашему примеру с номерами.
МВД декларирует еще одну ОЧЕНЬ благородную цель своей новации, кроме "фальсифицированной европейской".
Речь идет о желании избавиться от "прокладки", которая оформила патент на старое изображение номерных знаков.
Это привычный для предыдущей власти метод нажиться на госзакупках. Именно он был одним из "ручейков питания" бенефициаров печально известного концерна ЕДАПС, которые оформили патент на обложку паспорта (по сути, на герб Украины) и в течение долгого времени получали от государства роялти - платежи за использование объекта интеллектуального права.
В МВД говорят, что теперь зарегистрировали интеллектуальную собственность на себя.
Это более чем похвально. Но для чего тогда было выдумывать историю с "европейскими требованиями" к знакам?
изображение новых номеров |
Хотя объяснение может быть очень простым.
Возможно, причина в том, что с самого начала в ГАИ также планировали ввести свою фирму-прокладку в систему интеллектуальной собственности на номерные знаки?
Они даже сделали все шаги для этого - совладельцем зарегистрированного дизайна новых знаков оказалась... никому не известная частная компания ТОВ "Голден Флора", которая до тех пор, к слову, не имела никакого опыта работы в сфере интеллектуальной собственности.
И лишь в октябре, после огласки этого факта в медиа и в ответ на начинающийся скандал, гаишники одумались и вернули новые номера в собственность МВД.
Впоследствии в МВД нашли "творческое объяснение" этому факту - мол, "прокладка" была нужна им для процесса регистрации интеллектуальной собственности. Любой бизнесмен объяснит, что это - откровенная ложь, ведь посредник в регистрации интеллектуального права НИКОГДА не действует таким образом - путем вхождения в структуру собственности.
Конечно, это уже дело прошлое.
Хорошо, что, в конце концов, посредника нет.
Но следить за действиями ГАИ при подготовке к выдаче новых номеров придется очень внимательно.
Потому что слишком уж много лжи исходит от этого ведомства в процессе подготовки к их внедрению.
А ложь государственного органа точно не является европейским стандартом.