Хаотичная евроинтеграция: почему Яценюк не назначает профильного вице-премьера?
"Очень скоро мы назначим вице-премьера по евроинтеграции. Кандидат уже есть. Вот он, рядом со мной", – такими словами премьер-министр Арсений Яценюк попытался разбить аргументы европейских чиновников, которые требовали скорейшего проведения европейских реформ.
Этот разговор, по утверждению источников "Европейской правды", имел место в Брюсселе еще 15 декабря прошлого года, во время первого заседания Совета ассоциации – ключевого органа, созданного в рамках Соглашения между Украиной и ЕС.
Будущим вице-премьером Яценюк тогда назвал посла Константина Елисеева, который с 2010 года возглавляет представительство Украины при ЕС.
Но прошло уже почти три месяца, а воз и ныне там.
Да и почему только три месяца? Публичные заявления о том, что в правительстве вот-вот появится ответственный за евроинтеграцию, звучали от Арсения Яценюка и во времена его первого премьерства, и в ноябре, сразу после избрания новой Рады.
Тогда даже была некоторая конкретика: Яценюк обещал, что его заместителем по вопросам Европы и реформ станет какой-то иностранец – "лидер, который привел европейскую страну к членству в ЕС".
"Иностранцы" в правительстве впоследствии действительно появились. А вот "европейца по должности" – нет.
И самое печальное то, что правительство – не единственный орган, который проваливает "еврокоординацию". Не намного лучше дела обстоят в Верховной раде (об этом – ниже). А потому недовольство ЕС бездействием Украины в сфере реформ, которое давно перестало быть тайной, только растет.
Зачем это нужно?
Мы не зря уделяем столько внимания этому несуществующему вице-премьеру.
Эксперты едины во мнении, что без вице-премьера европейское направление и дальше гарантированно будет "стоять".
И не стоит возлагать надежд на МИД. Сейчас, после подписания Соглашения об ассоциации, ведомство Климкина уже не отвечает за сближение Украины и ЕС.
"Мы должны отойти от мысли, что евроинтеграция – это сфера внешней политики. По Соглашению евроинтеграция стала внутренним процессом. Ее частью являются все реформы, о которых говорят в Украине – и политический блок, и реформирование правоохранительных органов, и отраслевое сотрудничество. Нет ни одного министерства и ведомства, которое бы не было приобщено к евроинтеграции", – поясняет Наталья Гнидюк, директор Правительственного офиса по вопросам европейской интеграции.
Но когда процессом занимаются десятки ведомств одновременно, без координирующего центра, на практике это приводит к беспорядку. "Европейский офис" в секретариате правительства не способен решить эту проблему по одной простой бюрократической причине – его руководитель, Наталья Гнидюк, не имеет права давать указания министрам и руководителям ведомств.
"Правительственному офису не хватает политического веса", – пояснил ЕвроПравде народный депутат Остап Семерак, который курировал евроинтеграцию в "первом правительстве Яценюка", до своего избрания в Раду.
"Когда я был министром Кабинета министров, моего политического веса хватало для запуска процессов в различных министерствах. Сейчас мы вышли на принципиально новый уровень, Соглашение уже выполняется, реформы должны проходить на практике.
Поэтому сейчас не хватило бы и министерского уровня. Нужен вице-премьер", – считает Семерак.
"Офис по евроинтеграции, при всем уважении, не может координировать работу министерств. Он собирает информацию, может что-то предлагать, но мотором евроинтеграции он не станет – просто не тот уровень. Должен быть вице-премьер или первый вице-премьер", – поддержала коллегу Ирина Геращенко, председатель парламентского комитета по евроинтеграции.
Собеседники "Европейской правды" в европейском дипкорпусе подчеркивают – они много раз предупреждали правительство, что без профильного вице-премьера шансы на успех Украины в проведении европейских реформ близки к нулю.
"И я лично, и представители моей столицы, бывая с визитами в Киеве, объясняли чиновникам, что без назначения должностного лица, ответственного за выполнение Соглашения об ассоциации, вас ждет большое разочарование", – рассказал "Европейской правде" посол одного из ключевых государств-членов ЕС.
"Однако премьер Яценюк до сих пор утверждает, что он лично ответственен за эту сферу. Но ведь интеграция в ЕС требует множества усилий, а у премьера слишком много обязанностей и он не может ежедневно контролировать эту сферу!
Мне никто не возразил по этому поводу, но результата я не вижу", – добавил дипломат.
Источники "Европейской правды" в Брюсселе говорят, что такие же советы высказывали представители руководства ЕС, и эпизод с "виртуальным назначением" Елисеева на заседании Совета ассоциации – лишнее подтверждение этого.
Что мешает?
Как отметил посол, Яценюк действительно попытался "монополизировать" направление европейских реформ.
В декабре распоряжением правительства был создан Правительственный комитет по вопросам экономического развития и европейской интеграции, который возглавил лично премьер. В теории этот орган действительно мог бы заполнить вакуум политической координации европейских реформ.
Однако на практике он существует скорее на бумаге.
За три месяца существования комитета правительственный портал не сообщил ни об одном его заседании и уж тем более – о решении. Так что вряд ли кто-либо рискнет назвать этот комитет "мотором евроинтеграции" в правительстве. И он точно не сможет заменить вице-премьера, которого Яценюк обещал, но не назначил.
Что же воспрепятствовало выполнению обещания Арсением Яценюком?
ЕвроПравде пришлось услышать несколько версий; но точный ответ знает, наверное, только сам премьер.
Первый аргумент – боязнь политической конкуренции. Новый вице-премьер – кто бы ни занял эту должность – будет иметь слишком много полномочий. По сути, он будет отвечать за проведение ключевых реформ в государстве.
А в случае их успеха – соответственно, сможет претендовать на карьерный рост и станет прямым конкурентом нынешнего премьера.
Но беда в том, что отсутствие в правительстве координатора европейских реформ очень быстро превратит "лавровый венок" в "терновый".
И виновником провала в этом случае будет лично Яценюк.
Вторая, родственная, версия говорит, что вопрос не столько в боязни конкуренции, сколько в нежелании Яценюка делегировать полномочия. Любые. Кому угодно.
"Есть какая-то ревность, идет борьба за звание главного евроинтегратора там, где не должно быть места конкуренции. Никто не ставит и не будет ставить под сомнение то, что он – евроинтегратор!
Но Яценюк – не из тех, кто привык делегировать полномочия. И в данном случае это плохо", – пояснил один из собеседников ЕвроПравды из "президентского лагеря".
Яценюк привык к имиджу главного евроинтегратора в Кабмине |
Со своей стороны народный депутат Ирина Геращенко напоминает, что такая проблема возникла не только на европейском направлении. Нонсенс, но в правительстве до сих пор нет и уполномоченного по конфликту на востоке!
"То, что не назначен вице-премьер по евроинтеграции, удивляет меня так же, как и то, что правительство до сих пор не назначило вице-премьера или другого чиновника, ответственного за Донбасс и переселенцев. Сейчас за это отвечают все, а значит – никто. Да, вице-премьер Зубко много делает, но официально на него обязанности не возложены.
Хотя решение проблем Донбасса и евроинтеграция – это ключевые задачи, ключевые вызовы для государства. И мы обязаны показать результат", – считает Геращенко.
Третий аргумент связан с тем, что новый чиновник, скорее всего, получит полномочия контроля над международной финансовой помощью, которая, напомним, направляется именно на проведения европейских реформ.
Это подчеркивали все собеседники ЕвроПравды в экспертном сообществе.
"Техническая и финансовая помощь на реформы должна быть передана первому вице-премьеру по евроинтеграции и структуре под ним. Поскольку все, что дается в отраслевые министерства напрямую, тратится впустую, ведь ни само министерство не сможет реформировать", – считает Вадим Трюхан, который возглавлял правительственное Координационное бюро европейской и евроатлантической интеграции в 2008-2010 годах.
"Введение такой должности с полномочиями координации международной помощи необходимо, если мы хотим от донорской конференции чего-то большего, чем минимальные деньги на спасение Украины. Должен быть кто-то, благодаря кому появится украинский "план Маршалла", – считает Тарас Качка, в.о. руководителя Американской торговой палаты, который был одним из ключевых переговорщиков по Соглашению об ассоциации.
Между тем помощь Запада – это миллиардные суммы, которые очень не хочется кому-то перепоручать. Потому лавровый венок, опять же, может достаться твоему конкуренту...
И наконец, есть четвертая версия, которая говорит, что Арсений Яценюк оказался заложником политических торгов.
Сейчас в коалиции идет серьезная дискуссия относительно перераспределения портфелей и полномочий. А во второй половине февраля под вопросом было даже сохранение за Яценюком премьерского кресла.
"Будут ли изменения – вопрос не только к премьеру, но и к Верховной раде, которая формирует состав правительства. Этот вопрос – к Совету коалиции", – признал Семерак.
Кандидаты
Остап Семерак не сомневается, что Арсений Яценюк будет вынужден в конце концов назначить вице-премьера.
"Архитектура двусторонних органов, которые создаются в рамках Соглашения, предусматривает, что двусторонний Комитет ассоциации будет возглавлять вице-премьер, ответственный за евроинтеграцию. Его нет, и поэтому у нас до сих пор наблюдается "провисание", Комитет до сих пор не начал работу.
Поэтому я думаю, что в правительстве вернутся к этому вопросу", – отметил депутат.
Так куда же делся Константин Елисеев, который три месяца назад был представлен в Брюсселе как вероятный будущий вице-премьер?
По нашим данным, он окончательно не вычеркнут из списка, но замена – очень вероятна. Во-первых, сразу несколько источников утверждают, что у посла Елисеева нет большого желания возвращаться в Киев на вице-премьерскую должность. Тому есть несколько причин.
Во-первых, полномочия нового вице-премьера окончательно не определены. Есть опасность, что глава правительства порежет их до минимума, чтобы оставить "свадебного генерала" и формально удовлетворить требования европейцев.
Конечно, этим никто не будет доволен (в ЕС предупреждают о недопустимости назначения "координатора евро" без реальных рычагов влияния). И значительной добавленной стоимости такое назначение не принесет.
"Должен быть вице-премьер, имеющий реальное политическое влияние, а не просто бюрократическая фигура!" – подчеркивает Тарас Качка.
Вадим Трюхан предлагает поступить еще более радикально и создать отдельное министерство или ведомство для нового чиновника.
"Вице-премьер или первый вице-премьер без действенной структуры, в которой сконцентрированы человеческие и финансовые ресурсы – это путь в никуда. Опыт Рыбачука и Немыри это подтверждает. Должен быть центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, с мотивированными работниками, зарплата которых в 1,5-2 раза выше, чем у других, со своим бюджетом", – считает эксперт.
Правда, этот вариант почти наверняка не будет реализован, потому что он слишком длительный и дорогой. А реформы нужны уже сегодня – или, скорее, "на вчера".
Еще одна проблема с назначением Константина Елисеева – в парламенте сформировалась оппозиция к нему. Причина очевидна. Посол Елисеев работал во времена Януковича, отстаивая позицию тогдашней власти, набрав значительный негативный шлейф. И хотя сейчас к нему нет претензий, политически это назначение несет риски для коалиции.
Есть и другие "но", которые мешают его назначению, однако названные моменты – основные. Правда, окончательного "нет" этот кандидат сейчас, по данным источников, не получал.
В парламенте говорят, что уже есть другие кандидатуры на эту должность. В свое время рассматривалась возможность назначить вице-премьером Остапа Семерака, но еще осенью этот вариант был отвергнут.
Один из источников ЕвроПравды сообщает, что Яценюк изучает возможность "повысить" Наталью Гнидюк – только по тем мотивам, что она точно не составит ему политической конкуренции. Но учитывая невысокий политический вес нынешней руководительницы правительственного офиса, этот вариант будет не самым лучшим.
Мы просили госпожу Гнидюк прокомментировать необходимость изменений в системе координации, но не получили ответа. На пресс-конференции на прошлой неделе она лишь коротко сообщила, что "вопрос назначения вице-премьера не снимается с повестки дня".
В депутатском корпусе дискутируется также возможность назначения вице-премьером одного из должностных лиц, которые вели переговоры об ассоциации с ЕС от Украины. Часть из них до сих пор работает на госслужбе (как Лана Зеркаль ли Валерий Пятницкий), часть – ушла в частный сектор (как Тарас Качка). Этот вариант выглядит достаточно приемлемым, потому что переговорщики знают Соглашение, как никто другой. Но не факт, что коалиция будет готова их поддержать.
И, наконец, худший вариант – нельзя исключить "квотного" назначения политика, который совершенно не разбирается в европейской тематике, но хочет "заработать баллы" на денежной вице-премьерской должности.
О претензиях на это место уже публично объявил Олег Ляшко.
Здесь комментарии, пожалуй, излишни. Но наши политики много раз доказывали, что умеют действовать вопреки здравому смыслу...
Обновлено:
"Европейская правда" намеревалась задать вопрос премьеру Яценюку о неназначении вице-премьера на правительственной пресс-конференции, которая была назначена на утро четверга, но пресс-служба Кабмина в последний момент объявила, что журналисты не будут иметь права на вопросы во время этого мероприятия.
В то же время мы остаемся открытыми для публикации официальной позиции правительства по этому поводу.