Репутация государства ценой $200 млн
Порой кажется, что украинское правительство свято верит в уступчивость Евросоюза, даже не допуская мысли, что когда-либо может услышать от Брюсселя слово "нет".
Эту веру не меняют ни постоянные упреки "профильного" еврокомиссара Йоханнеса Хана; ни разговоры с европейскими политиками, которые не скрывают усталости от Украины; ни даже четкие заявления из Брюсселя о недопустимости тех или иных действий.
Нечто похожее происходит сейчас с импортными пошлинами, к введению которых правительство стремится, несмотря на непонимание со стороны западных партнеров.
О чем спор?
Сначала – коротко о сути вопроса.
В декабре 2014 года правительство решило ввести пошлины на импорт в Украину. Цель вроде бы благородная – пополнить бюджет и стабилизировать торговый баланс.
Для граждан, правда, это означает рост стоимости всех импортных товаров на 5–10%. Это распространяется и на продовольственную продукцию, и на промтовары, и даже на лекарства, не имеющие аналогов в Украине (исключением стал лишь небольшой перечень препаратов для гемодиализа и лечения онкобольных). Да и отечественные товары с импортной составляющей автоматически должны дополнительно подорожать (и это мы наблюдаем уже сейчас).
То есть, в конце концов, эту пошлину придется оплачивать не импортерам, а нам, гражданам. Но это – "детали".
Но есть еще одна, более серьезная "деталь" – эксперты сразу отметили, что подобная идея нарушает Соглашение об ассоциации с ЕС и грозит отменой льготного торгового режима.
Проправительственное большинство в Раде пошло на компромисс – под новый год закон был принят, но с ремаркой о том, что он начнет действовать только после его согласования с зарубежными партнерами; эти консультации начались безотлагательно, уже в первый понедельник 2015 года.
Казалось бы, Украина решила не идти на открытый конфликт с Брюсселем. Но на деле даже второй раунд консультаций так и не состоялся – Украина не предложила ни одной даты...
А уже 16 февраля – неожиданно для всех – Кабмин принял распоряжение №119-р, в котором объявил, что "правительство считает консультации с международными финансовыми организациями... завершенными". И, соответственно, ввел в действие конфликтный импортный сбор.
Это решение правительства откровенно шокировало европейцев.
"Мы считали, что консультации продолжаются. Никаких сигналов о том, что они завершены, мы не давали. Как они могли принять такое решение?" – удивляется европейский дипломат, попросивший редакцию не называть его имя.
"Но мы не можем выступить с гневным заявлением, поскольку здесь задействована не только экономика, но и политика. Мы должны учитывать последствия, если будем открыто критиковать ваше правительство", – добавил высокопоставленный чиновник Еврокомиссии.
Брюссель молчит?
К слову, коммуникация между Киевом и Брюсселем в торговых вопросах – просто ужасна. По некоторым вопросам ее или не существует, или же Киев сообщает Брюсселю откровенную неправду – по крайней мере, так кажется стороннему наблюдателю.
В конце прошлой недели корреспондент "Европейской правды" встречался в Брюсселе с представителями торгового блока Еврокомиссии, которые заверили, что, по их данным, Украина до сих пор не ввела в действие решение относительно импортных пошлин. В ЕК даже предоставили "Европейской правде" соответствующий комментарий. Но это не так! Пошлины действуют начиная с 25 февраля, когда в газете "Голос Украины" было опубликовано правительственное распоряжение №119-р.
"Дополнительные таможенные платежи уже взимаются с импортеров", – подтвердил в комментарии "Европейской правде" и.о. главы Американской торговой палаты Тарас Качка.
После того, как в Брюсселе узнали о начале взимания пошлин, там пообещали все же предоставить комментарий о сложившейся ситуации. "Европейская правда" опубликует согласованную позицию ЕС, как только получит ее.
Между тем в представительстве Евросоюза в Украине, где несколько более критично настроены к действиям украинского правительства, уже сейчас, не дожидаясь согласования с Брюсселем, комментируют решение Кабмина.
Дипломаты напоминают об обесценивании гривни, которое и без того существенно подорожало украинские товары для потребителя.
"Есть вопрос – правильное ли это решение и в правильное ли время? Идея этого шага – осуществить давление на импорт, но импорт и так падает. Внешняя торговля Украины почти сбалансирована. И девальвация гривны значительно больше влияет на импорт, чем рост пошлины", – заявил глава торгово-экономической секции представительства ЕС в Украине Николас Бердж в интервью ведомственному бюллетене, опубликованном в начале марта.
В неофициальных беседах европейские дипломаты значительно менее сдержанны в высказываниях.
Там говорят о многочисленных недостатках украинского решения и намекают, что у ЕС есть право отменить беспошлинный режим для украинских товаров, ведь решение Киева дает достаточные основания даже для такого радикального шага.
"Сейчас решение Украины изучает Тарифный комитет ВТО. Мы ожидаем, что Украина будет уважать решение комитета, даже если тот решит, что действия Киева не отвечают его обязательствам", – пояснил один из собеседников ЕвроПравды.
Позиция Украины
В Министерстве экономического развития признают, что вопрос о правомерности использования Украиной дополнительных пошлин будет решаться на заседании Тарифного комитета Всемирной торговой организации (ВТО).
"Сейчас затишье перед заседанием комитета ВТО, которое ориентировочно состоится 23 апреля. До этого заседания, скорее всего, стороны будут воздерживаться от громких заявлений", – добавляет источник, близкий к правительству.
В случае неблагоприятного для себя решения в правительстве обещают отменить импортную пошлину.
Ключевой вопрос – каковы шансы Украины доказать правомерность своих действий в комитете ВТО?
В значительной степени это зависит от оценки МВФ, является ли угрожающей нынешняя ситуация с платежным балансом и международными резервами Украины. За 2014 год отрицательное сальдо платежного баланса составило $13,3 млрд, а международные резервы страны сократились на 63,1%, до $7,5 млрд.
Это очень большой отток валюты из страны. Однако достаточно ли этого для введения дополнительных пошлин?
По мнению украинских экономистов, угроза не вызывает сомнений. "Если ситуация не была бы угрожающей, Украина не имела бы нужды в дополнительной кредитной программе МВФ, тем более в таком большом объеме", – говорит главный экономист инвесткомпании Dragon Capital Елена Белан.
Эти проблемы признают и в ЕС. "Резервы сейчас уже меньше $6 млрд, что соответствует одному месяцу экспорта, тогда как общепринятый безопасный уровень – три месяца. Поэтому, с чисто технической точки зрения, Украина может повысить свои тарифы. Но мы хотим услышать мнение МВФ", – заявил в интервью Николас Бердж из представительства ЕС.
Таким образом, формально действия Украины правомерны.
Однако далеко не все так просто. В окончательном решении ВТО учтет, какие еще действия предпринимал Киев, а главное – можно ли было стабилизировать ситуацию без введения дискриминационных мер, то есть без импортных пошлин.
В этом контексте возникает резонный вопрос, который мы уже приводили в цитате Николаса Берджа:
разве нынешняя девальвация гривны не способна стабилизировать платежный баланс Украины без введения дополнительных ограничений?
И здесь вывод вполне может быть не в пользу Украины.
"Пока мы видим, что даже нынешняя девальвация не обеспечила рост экспорта. В такой ситуации дополнительные пошлины не способны изменить ситуацию",- уверен научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Николай Рыженков.
А в представительстве ЕС уже сейчас намекают, что украинская власть на самом деле не добивается стабилизации платежного баланса, а только стремится к увеличению бюджетных доходов. За счет импортеров и отечественных потребителей.
Теперь зададимся другим вопросом: о каких объемах поступлений идет речь?
25 декабря, во время принятия этого законопроекта в первом чтении, министр финансов Наталья Яресько оценила годовые поступления в 17 млрд грн.
Эксперты говорят, что сейчас, после обесценивания гривны, дополнительный доход бюджета будет еще выше. Институт экономисследований и политконсультаций вычислил еще больший положительный эффект. "По нашим расчетам, годовая сумма дополнительных поступлений составит не менее $1 млрд", – утверждает Николай Рыженков.
Следовательно, даже в случае негативного для украинского правительства вердикта ВТО Кабмин должен надеяться как минимум на два месяца действия повышенных пошлин. А это до $200 млн дополнительных сборов в госбюджет. Конечно, Киев мог бы подождать с введением пошлин до завершения консультаций – как и было договорено с ЕС, но тогда не получил бы двухмесячный объем импортных сборов.
В ситуации секвестра бюджета эти средства точно не будут лишними.
Но стоят ли они очередного ухудшения репутации Украины в отношениях с ключевым партнером – Евросоюзом?
Ответ на этот вопрос, пожалуй, очевиден.