Энергетическая непрозрачность. Украина не спешит выполнять обязательства перед ЕС
Почему Япония, не имеющая полезных ископаемых, – одна из наиболее индустриально развитых стран, а богатые ресурсами Монголия, Ангола, Россия – гораздо менее успешны?
Это парадокс описывает термин "ресурсное проклятие". Страна с природными богатствами часто имеет неразвитую экономику, чрезвычайно высокий уровень коррупции и социально-экономического расслоения, авторитарный режим при власти и повышенный риск вооруженных конфликтов.
В таких странах до рядовых граждан доходит мизерная доля прибыли от добычи и продажи ресурсов, основная часть оседает в карманах чиновников и собственно добывающих компаний.
На эту проблему давно обращала внимание общественность, добивавшаяся введения правил, которые бы обеспечили более справедливое и прозрачное распределение ресурсов в таких странах.
В конце 1990-х международные активисты добились вынесения этого вопроса на повестку дня. И в 2002 году в Лондоне была создана международная Инициатива прозрачности в добывающих отраслях (EITI) – коалиция правительств, общественных организаций и добывающих кампаний, которые поставили себе цель внедрить прозрачность в расчетах между теми, кто разрабатывает ресурсы, и правительствами, контролирующими соответствующие территории.
Суть инициативы проста: страна, которая декларирует участие в инициативе, готовит ежегодные отчеты о том, сколько денег государство получило от добывающих компаний.
Доступ к такой информации должен минимизировать коррупционные потоки.
Первыми странами, начавшими внедрять инициативу, стали Нигерия, Азербайджан, Гана и Кыргызстан.
Сегодня стандартам EITI соответствует 31 страна – главным образом Африка к югу от Сахары, а также Ирак, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Перу, Албания и Норвегия. Всего же с учетом стран-кандидатов, а также стран с приостановленным членством в EITI – 48 участников.
Кейтлин Корриган из Питтсбургского университета исследовала 200 стран и пришла к выводу, что участие в EITI действительно помогает бороться с "ресурсным проклятием", стимулируя правительства проводить взвешенную экономическую политику. Но самое главное – участие в подобной инициативе является заметным вкладом в международную репутацию страны – в частности, в глазах тех, кто принимает решение о предоставлении финансовой помощи, а также инвесторов и партнеров.
В Нигерии, например, внедрение новых правил прозрачности EITI имело даже более масштабные последствия. Общественность потребовала ретроспективного аудита национальных счетов за последние десять лет. В результате выяснилось, что за это время куда-то бесследно исчезли $2,6 млрд нефтяных доходов, а лицензии на добычу выдавались с многочисленными нарушениями.
Эти процессы привели к становлению мощного гражданского движения за прозрачность, именно под давлением общества был принят закон о свободе доступа к информации.
Примечательно, что ни одна страна ЕС пока не имеет прямого членства в EITI. Великобритания, несмотря на свою ведущую роль в создании инициативы, пока только кандидат.
Правда, западные страны внедряют у себя даже более продвинутые стандарты.
Так, в США в 2010 году приняли закон Додда-Фрэнка, который, в частности, касался добывающих отраслей: согласно его нормам, добывающие компании должны публиковать не только суммы своих платежей в пользу государства, но и разбивать их по каждому отдельному контракту и проекту. Компании, которые не соблюдают эти нормы, не будут иметь возможности размещать свои акции на американских фондовых биржах.
Аналогичные изменения совсем недавно были внесены и в законодательство ЕС. Согласно Директиве ЕС о бухучете (2013/34) и Директиве ЕС о прозрачности (2013/50), крупные добывающие компании, базирующиеся в ЕС или размещающие свои акции на европейских фондовых площадках, обязаны публиковать данные обо всех своих платежах с разбивкой по конкретным проектам.
Это касается не только собственно компаний ЕС, но и, например, "Газпрома", чьи акции котируются на европейских биржах.
Украина – в числе кандидатов EITI с 2013 года.
Сейчас основное наше обязательство – подготовить до 17 октября этого года первый отчет о прибылях добывающих компаний и их платежах государству за 2013 год. В первом отчете будет отражено только положение дел в нефтегазовом секторе, а уже во втором (который подаем в следующем году) – за 2014-й. Он также будет касаться добычи угля и других полезных ископаемых (в частности, железной руды, которую добывают предприятия Рината Ахметова, Вадима Новинского и Константина Жеваго, а также ильменита, в котором заинтересован Дмитрий Фирташ).
В украинском контексте также важно то, что под действие EITI попадает и транзитный сектор: это означает, что о своей деятельности отчитаются не только "Укрнафта" и "Укргаздобыча", но и транзитные компании "Укртранснафта" и "Укртрансгаз".
И хотя такая прозрачность не выгодна ни олигархам, ни чиновникам, недавние скандалы вокруг "Укрнафты" и "Укртранснафты" – еще одна иллюстрация того, как на самом деле срочно нужны такие новации.
К примеру, публикация подробных данных о себестоимости добычи газа "Укргаздобычей", может прояснить ситуацию с повышением тарифов для населения. А когда свои платежи в казну обнародуют и частные газодобытчики, можно будет оценить адекватность нынешних ставок платы за недра, установленных Кабмином.
нажмите для увеличения |
Первоочередная задача в этом контексте – принятие законопроекта №2591 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усиления прозрачности добывающих отраслей".
Принятие данного документа является обязательством Украины и по Соглашению об ассоциации с ЕС, и по коалиционному соглашению.
В нем предусмотрено внесение изменений в Кодекс о недрах и закон "О нефти и газе", которые закрепят обязательства компаний и фискальных органов публиковать данные о финансовых результатах добывающего сектора. Без этого документа пока нет механизма, который бы заставил компании и налоговиков делиться информацией.
Несмотря на это, народные депутаты до сих пор не спешат с его принятием. Тогда как конечный срок публикации отчета EITI – менее чем через полгода.
По словам президента DIXI Group Елены Павленко, 22 апреля этот законопроект одобрил парламентский комитет по топливу и энергетике, на очереди – рассмотрение комитетом по экологии. От того, как быстро комитет рассмотрит и рекомендует проект, зависит, успеет ли Украина с октябрьским отчетом.
"Чтобы в июле уже были открыты все необходимые данные, в июне нужно принять закон, а следовательно, крайне необходимо пройти первое и второе чтение в мае", – комментирует эксперт.
В Украине принятие законопроекта №2591 и составление отчета EITI должно стать лишь первым шагом на пути к дальнейшему усилению прозрачности бизнеса. Как и в ЕС, мы должны будем со временем имплементировать директивы с более жесткими нормами.
Аналогичные правила следует внедрять и для других отраслей экономики – ведь прозрачности много не бывает.
Автор: Денис Горбач,
аналитик информационной кампании
"Stronger Together!"