История о том, как Украина сама создала «провал» саммита в Риге
Украинская власть и дипломаты способны удивить и свою страну, и мир, и они доказывали это неоднократно.
Вот и новый пример.
В четверг в Риге начинается саммит Восточного партнерства (ВП). О том, что он станет "провалом", слышал, пожалуй, каждый читатель. Как ни странно, автором негативного сигнала стала наша дипломатическая служба, прежде всего – представитель Украины при ЕС Константин Елисеев.
Это, пожалуй, первый в нашей истории прецедент, когда дипломат высочайшего уровня называет "провальной" ключевую международную встречу еще до того, как она состоялась.
Внешне все было похоже на шантаж Евросоюза со стороны Украины.
Киев последовательно, еще с начала года, требовал от Брюсселя двух политических сигналов – о европейской перспективе Украины и о скорой отмене визового режима.
С приближением весны стало понятно, что чуда не произойдет. Причем во втором вопросе вина лежит исключительно на украинской стороне, которая не выполнила требования плана действий визовой либерализации.
Но, несмотря на это, градус шантажа в исполнении Киева только рос. С апреля посол начал все активнее говорить, что саммит ВП может завершиться без финальной декларации (а это с точки зрения дипломатии – официально признанный провал встречи).
В Украине заявления достигли результата – сейчас все знают, что мы ждем провала в Риге.
А теперь – неожиданность. В Брюсселе о шантаже и не слышали.
Как выяснилось, рассказы о "провале" и об "отказе от декларации" были "для внутреннего потребления". Тогда как в Украине активно звучал шантаж от Елисеева, на встречах в Еврокомиссии Киев использовал другую риторику.
Немного истории
Восточное партнерство – объединение, которое эксперты критиковали еще до его создания, но отказаться от которого никто не в силах.
В 2008 году ЕС решил объединить под одной крышей шесть принципиально разных постсоветских государств – Украину и Молдову, которые стремятся в ЕС, и Беларусь, которая даже теоретически не рассматривает такую возможность; прозападную Грузию, пророссийскую Армению, а также восточный и амбициозный нефтеносный Азербайджан...
Критика критикой, но у этого рамочного формата нет альтернативы, ведь ЕС – неповоротливая бюрократическая структура – слишком глубоко интегрировал Восточное партнерство в свою политику. На ВП выделяются миллиардные средства; под него построена организационная структура в самом ЕС; наконец, партнерство все же дало положительные результаты. Молдова стала безвизовой благодаря ВП, переговоры об ассоциации с Тбилиси и Кишиневом также начались в рамках ВП.
И, наконец, этот формат не сдерживает развития ни одной страны-партнера.
Наличие в "партнерстве" Беларуси или Азербайджана не помешает Украине, допустим, подать заявку на вступление в ЕС.
Так в чем же мотив поведения Украины?
Национальная игра "создай себе провал"
Это началось как минимум с 2008-2009 годов. С того времени в отношениях Украины и ЕС появилась странная особенность – Киев постоянно (и, главное, публично!) ставит перед собой планку, которая порой даже технически недостижима; далее настойчиво декларирует, что достигнет своей цели, создавая в обществе ложные ожидания.
А когда наступает "время Ч" и выясняется, что чуда не произошло, именно Киев остается в проигрыше. Украинское общество единодушно считает, что саммит/визит/переговоры оказались провальными. #зрада, как сейчас модно говорить.
И в дополнение – еще несколько кирпичей встраиваются в стену со слоганом #Европанассливает.
Именно так разворачивались события перед саммитами 2009, 2010, 2011 годов – и при Ющенко, и при Януковиче, когда президенты безосновательно заявляли о планах подписать Соглашение об ассоциации. Старая "игра" приобрела новые очертания при Порошенко. Теперь речь идет преимущественно о безвизовом режиме.
Мы уже слышали об отмене виз с 1 января 2015 года, далее – с мая, теперь речь идет о январе следующего года. А еще было обещание получить статус "особого партнера США вне НАТО" во время визита Порошенко в Вашингтон, когда уже на месте выяснилось, что Барак Обама не планировал принимать такое решение.
Сейчас было нечто подобное, но... с новой деталью.
"Шантажируй своих, чтобы чужие боялись"
Такая тактика дипломатического шантажа – мол, будет провал, если не предоставите нам перспективу/отмену виз/деньги/соглашение – сомнительна по эффективности, но по крайней мере содержит рациональное зерно. Когда-нибудь она может и сработать.
Но то, как на этот раз были построены месседжи украинской дипломатии, не вписывается ни в одну логическую конструкцию.
Наши дипломаты активно "шантажировали" ЕС в украинских СМИ, но почему-то не делали то же самое в Брюсселе.
В среду у "Европейской правды" была возможность пообщаться с еврокомиссаром по вопросам расширения и европейской политики соседства Йоханнесом Ханом, который отвечает за подготовку к саммиту ВП.
Мы, конечно же, не могли не спросить чиновника о его отношении к шантажу Киева. Но ответ оказался неожиданным. Комиссар, в частности, откровенно удивился информации о том, что Киев выступает за отказ от декларации саммита.
"В последние несколько дней у меня было несколько встреч с министром Климкиным, и этот вопрос не поднимался ни разу", – заверил он "Европейскую правду". Пришлось объяснять, рассказывать о интервью Елисеева в Украине.
"До меня не доходила такая информация", – подытожил Йоханнес Хан.
И действительно, если сравнить то, что говорил посол Елисеев украинским СМИ (в том числе еще в пятницу), и то, что в то же время сообщали украинские дипломаты европейским СМИ, то эти заявления радикально отличаются. В информации для европейского потребления почему-то нет ни слова о категоричных требованиях Киева.
Так для чего же было шантажировать ЕС в собственных СМИ, создавая нервозное отношение к саммиту в Украине?
Дипломатический источник, который мы попросили прокомментировать эту нестыковку, подтвердил, что на закрытых переговорах с европейцами Елисеев и Климкин действительно воздерживались от требований в таком стиле, как то, что звучало в украинском медиапространстве.
"Понятно, что никому из европейцев посол ультиматумы не ставил", – утверждает источник, подтверждая, что сигнал о возможном отказе от подписания декларации направлялся европейцам именно через СМИ. Почему-то – через украинские. Здесь у дипломатов тоже есть аргумент – мол, "посольство ЕС в Киеве должно было передавать информацию в Брюссель".
К слову, в конце концов, предмет шантажа исчез сам собой, поскольку ЕС пошел на некоторые уступки относительно формулировок, а Киев наконец осознал очевидное и согласился, что в декларациях саммита не будет сигналов о перспективе членства.
Но медийно Украина оказалась в явном проигрыше.
Между тем, по нашим данным, перспектива срыва подписания декларации действительно была.
Главная проблема – в том, что под документом должны стоять подписи ВСЕХ стран-партнеров, включая Беларусь и Армению. А они категорически отказывались утверждать формулировки относительно агрессии РФ или аннексии Крыма.
"Нам приходится учитывать, что шесть стран ВП – очень разные. Нужно привыкнуть, что иногда 28 членов ЕС более едины в позиции, чем шесть партнеров, – посетовал в разговоре с "Европейской правдой" Йоханнес Хан. – Но я привык к различным мнениям даже среди 28 стран-партнеров. Поэтому я не очень нервничаю, когда есть такие разногласия".
В итоге был найден альтернативный вариант формирования декларации – политические утверждение про Крым и Россию будут поданы от имени ЕС и Украины, а не от всего Восточного партнерства.
А комиссар Хан публично пообещал, что "в отношении Украины (в заявлении саммита ВП) будут не менее амбициозные формулировки, чем были (в заявлении) на саммите Украина-ЕС три недели назад".
Так какими же на самом деле будут итоги саммита?
В чем можно безоговорочно согласиться с украинскими дипломатами, так это в том, что встреча в Риге точно не станет шагом вперед в развитии Восточного партнерства.
ЕС сейчас хоть и стал одной из сторон масштабного геополитического конфликта, но до сих пор отказывается это признавать и не хочет "играть в геополитику". Категорически не хочет.
Конечно же, на саммите не будет принято решение о безвизовом режиме и не будет формального признания перспективы членства в ЕС. И этого, несмотря на заявления наших дипломатов, не могло быть, ведь саммит – совместное мероприятие, поэтому признание таких перспектив пришлось бы делать одновременно и для Украины, и для Молдовы, и для Грузии (а относительно последней в ЕС еще меньше согласия, чем по двум первым).
Но называть саммит "провальным" тоже не слишком корректно.
Понимая, что в политике сдвиги близки к нулю, ЕС решил "бить" экономикой. В среду вечером "Европейская правда" сообщила, что Брюссель изыскал действительно большие деньги для поддержки малого и среднего бизнеса в Украине, Молдове и Грузии. На Украину должно быть выделено 1,5 млрд евро.
На момент написания данного материала детали оставались не раскрыты, но, скорее всего, средства будут предоставляться банками под минимальные проценты для адаптации к европейскому рынку и выхода на рынок ЕС украинских производителей.
И это, согласитесь, значительно более важная задача, чем формальная перспектива членства, которая является политически важной, но, по сути, не давала бы Украине никаких гарантий на будущее.
А насчет безвизового режима все претензии Киев должен адресовать себе самому. Успели бы вовремя – получили бы результат.