Что мешает отмене виз с ЕС: Биометрика и защита документов

Четверг, 27 августа 2015, 16:52 — Ирина Сушко, Сергей Сидоренко, Европейская правда

Уже 31 августа в Украину прибудет первая экспертная миссия ЕС, которая будет проверять наш прогресс на пути к отмене визового режима.

"Европейская правда" уже писала о том, что в якобы "финальный отчет о визовой либерализации еще будут вноситься правки, и очень значительные. Ведь для согласия ЕС на отмену виз Украина должна выполнить немало задач.

Но каковы эти задачи? Где Украина недоработала? В чем – наибольшие угрозы?

"Европейская правда" и общественная организация "Европа без барьеров" начинают цикл публикаций о нынешнем состоянии выполнения Плана действий визовой либерализации (ПДВЛ) – документа, который определяет путь Украины к отмене виз.

Задачи для Украины в ПДВЛ разбиты на четыре блока, поэтому мы пройдемся по каждому из них.

Эта публикация – первый блок, под названием "Безопасность документов и биометрика". И, несмотря на общественное мнение, внедрение биометрических паспортов (которое Украина успешно осуществила) – лишь небольшой шаг на пути к отмене виз.

Сначала - краткий вывод. Ситуация не настолько плоха, как считают скептики, но она совсем не такая радужная, как пытается убедить власть: требования ЕС мы пока не выполнили.

А теперь обо всем этом - подробнее.

Биометрика

То, что делает (и даже уже сделала!) Украина в рамках первого блока ПДВЛ – не просто смена вывесок и замена названия документов.

Изменения, предусмотренные "Безопасностью документов", смело можно называть реформой.

Об одной из ее составляющих слышали все. Впервые за всю историю независимой Украины был введен новый стандарт загранпаспорта с биометрическими данными. Документ полностью адаптирован к системе электронного считывания, применяемого в странах ЕС, и европейские дипломаты уже признали его качество.

Хотя биометрические паспорта начали выдавать еще в январе этого года, это не означает, что мы выполнили все условия. Остаются задачи, выполнение которых позволит признать полностью выполненным данный блок ПДВЛ.

Но в Брюсселе, как оказалось, готовы закрывать глаза на недоработки украинской стороны.

Независимые эксперты неоднократно указывали на сложности и проблемы с оформлением новых биометрических паспортов. Но, несмотря на это, ЕК еще весной объявила, что считает выполненным направление "Условия и процедуры выдачи идентификационных документов".

Что же осталось сделать?

По нашим данным, на неформальных консультациях в июне и июле Украина и ЕК пересмотрели и согласовали перечень "рекомендаций", то есть задач по "первым блоком" плана.

Так, Украине рекомендовано обеспечить пункты пропуска оборудованием для считывания отпечатков пальцев; как можно скорее обеспечить функционирование Единого государственного демографического реестра (ЕГДР); организовать автоматизированный доступ всех правоохранительных органов к соответствующим базам данных.

Кстати, даже украинская сторона признает, что ряд рекомендаций не выполнен (и это идет вразрез с заявлениями президента, что мы якобы передали в Брюссель "финальный" отчет).

Пограничники говорят, что уже оборудовали 98 пунктов пропуска; еще 24 дополнительных КПП будут оснащены соответствующим оборудованием до конца 2015 года.

Но это также означает, что рекомендации ЕС не будут выполнены полностью до конца года – 89 пунктов пропуска должны оборудовать "под биометрику" только в 2016 году.

Идентификация граждан

Загранпаспорта не решают всех проблем.

Есть потребность дополнительно урегулировать вопрос, как идентифицировать лицо, подавшее заявление на получение новых документов.

Для чего это нужно?

Просто наглядный пример. В паспортный стол приходит человек, который говорит: "я гражданин Украины такой-то, потерял документы, оформите мне новый паспорт". А дальше, по новому внутреннему паспорту, получает заграничный паспорт и едет с ним без визы в ЕС.

Конечно же, ЕС требует, чтобы Украина четко контролировала первый этап, а люди, которые не имеют на это право, в любом случае не получили внутренний паспорт.

Как выяснилось, существующая сейчас система такой гарантии не дает. Различные базы данных о гражданах ныне "живут" обособленно друг от друга.

Чтобы решить эту проблему, надо наладить взаимодействие Единого государственного демографического реестра с реестрами Минюста. В частности, обязательным является включение в ЕГДР информации о рождении лица, о его/ее происхождении, усыновлении, лишении и возобновлении родительских прав, браке, разводе, смене имени, смерти.

Также сейчас продолжается работа по созданию системы, которая автоматически будет проверять криминальный статус лица, подавшего заявление на получение загранпаспорта. А еще нужно перенести данные из существующей базы ГМС в ЕГДР, поскольку две системы не являются полностью совместимыми и требуют дополнительных ИТ-решений.

Эти вопросы технические, и большинство граждан о них даже не слышало, но для выполнения плана визовой либерализации они крайне важны.

Также в состоянии рассмотрения – интеграция базы данных Реестра с информационно-поисковой системой МВД, в частности относительно выявления лиц и проверки их личных данных с помощью баз данных ГМС; обработка заявок на регистрацию/снятие с учета места жительства/пребывания физических лиц и т.п.

Другой вопрос, о котором часто упоминают – замена внутренних паспортов на ID-карты.

Руководство страны порой путает проблемы идентификации и внутренних паспортов. Но на самом деле это – разные вещи.

ID-карты или "внутренние паспорта"

Уже после Рижского саммита президент заявлял, что эта задача – ключевое требование ЕС, обязательное к исполнению. Но это не совсем так

Переход на биометрические внутренние документы – не обязанность Украины. Такого пункта нет в Плане действий по визовой либерализации. И в то же время он есть в перечне рекомендаций Евросоюза.

То есть успешное выполнение будет учитываться и станет дополнительным преимуществом, когда ЕС будет принимать решение об отмене виз для граждан Украины.

Согласно рекомендациям ЕК, украинская сторона должна ввести стандарт идентификационных карт европейского образца – пластиковых, с цифровым фото и биометрическими данными, – которые в будущем, после отмены визового режима, могут фактически заменить заграничные паспорта для въезда в страны ЕС.

Официально рекомендация о ID-картах появилась только в этом году (хотя эксперты предупреждали о ней еще несколько лет назад), так что Украина оказалась не готова к ее выполнению.

Для этого мы должны провести через парламент законодательные изменения. Таким образом, украинский парламент, отчитавшись еще год назад о завершении "законодательного этапа" визовой либерализации, снова должен включиться в процесс.

Сейчас идет подготовка изменений в законодательство о создании национальной инфраструктуры открытых ключей, которые бы обеспечили циркуляцию ID-карт в социальной сфере и сфере электронного правительства, электронной демократии и электронных услуг.

Кстати, менять законодательство придется и для создания новой системы первичной идентификации граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства. Закон должен четко определять механизмы оперативного доступа лиц, содержащихся в Государственном реестре актов гражданского состояния, которые хотят изменить фамилию в паспорте.

Ожидается, что на начало сентября соответствующий законопроект будет передан на рассмотрение в парламент.

Сотрудничество с Интерполом и смена имени гражданина

Требования ЕС по кооперации Украины с Интерполом – очень четкие.

Должна заработать система быстрого информирования о случаях потери и похищения паспортов и других путевых документов.

Сейчас обмен данными происходит, но частично.

И, наконец, о смене имен (мы уже упомянули коротко о том, что эти данные наконец-то будут обрабатываться централизованно).

Но, кроме того, Украина должна изменить нормативную базу, заполнив пробелы, которые раньше делали возможным различные злоупотребления со стороны лица, которое смогло получить два загранпаспорта на разные фамилии.

Помимо этого, устанавливаются четкие процедурные правила изменения имени владельца паспорта.

Но для эффективного введения этих изменений необходим полноценный запуск ЕГДР, который, между тем, неоднократно критиковался правозащитниками.

В чем ключевые проблемы?

Прежде всего, стоит отметить, что наше положение не так уж и плохо – по крайней мере, по первому блоку ПДВЛ.

Украина действительно показывает прогресс в выполнении плана, и даже с мая, когда ЕС обнародовал свои предварительные выводы, мы стали ближе к выполнению требований Брюсселя.

Но это не значит, что ситуация безоблачна. Проблемы есть. В частности, финансовые.

Средств, которые выделены на внедрение внутренних ID (и которые, похоже, еще не поступили из казначейства) – хватит.

В конце июля правительством принято постановление №546 "Некоторые вопросы введения паспорта гражданина Украины", которым предусмотрено выделение 50 млн грн для осуществления мероприятий, связанных с введением паспортов гражданина. Данной суммы, похоже, не хватит для внедрения новых пластиковых ID с бесконтактным электронным чипом, выдача которых должна начаться 1 января 2016 года.

А без достаточного финансирования сложно сделать процесс централизованным и слаженным, хотя именно этого требует от нас ЕК.

Украина уже имела подобный опыт – в 2014 году правительство долго не выделяло деньги на оборудование для сбора биометрики (то есть – для изготовления биометрических загранпаспортов), и тем самым поставило на грань срыва запуск этих документов. Наконец, в конце года деньги выделили и их пришлось тратить в авральном режиме (а значит – неэффективно).

Теперь мы можем наступить на грабли во второй раз.

Вторая проблема связана с ГМС. Миграционная служба сейчас перегружена работой, к тому же у нее нет руководителя. После отставки Сергея Радутного, которому предъявили сомнительные обвинения в срыве безвизового режима, нового главу этого ведомства до сих пор не назначили.

Третье – координационный центр, который должен был бы "вести" и контролировать деятельность всех ведомств по "безвизовым вопросам", не работает. Всю работу сейчас тянет на себе МИД. И это довольно странно, ведь по первому блоку роль МИД – минимальна. Ответственные ведомства другие – МВД, ГМС и пограничная служба

Итак, пора подвести итоги.

У Украины еще есть шанс вовремя – до конца осени – выполнить требования Еврокомиссии по первому блоку Плана действий визовой либерализации. Но для этого мы должны приложить все усилия, чтобы исправить ситуацию в проблемных сферах.

И то, что миссия ЕК прибывает в Украину уже в понедельник, не является проблемой. Позже мы еще сможем отчитываться, где и что мы исправили.

Поэтому, несмотря на слова администрации Порошенко о том, что мы якобы передали в ЕК "финальный отчет", на самом деле Киеву до конца года еще придется отправлять в Брюссель дополнительный отчет по безопасности документов. И судя по всему – не один.

Авторы:

 

Ирина Сушко, 

руководитель Общественной организации
"Европа без барьеров"

 

Сергей Сидоренко

редактор "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: