В четверг 3 сентября народный депутат Татьяна Чорновол в соавторстве с коллегой Олегом Барной зарегистрировали в Верховной раде законопроект "Об особом режиме специальной конфискации имущества".
Документ предлагает вернуть государству собственность Януковича, Азарова и еще 20 человек. Перечень тех, кто будет лишен собственности, приводится в законе поименно. А в дополнение - будут конфисковать имущество россиян и российских компаний, включенных в украинский санкционный список (определяется СНБО).
Идея – более чем популярная, народная поддержка ей гарантирована. А как иначе – надо же наказать Януковича и компанию, ну и Путина заодно.
Поддержка в парламенте уже есть.
"Закон имеет 100 процентов шансов быть принятым", - восторженно пишет в фейсбуке народный депутат Леонид Емец.
Тетяна Чорновол внесла закон який має 100 відсотків шансів бути прийнятим Парламентом. Для певного кола осіб застосуват...
Posted by Леонід Ємець on 3 вересня 2015 р.
Пост Карла Волоха в поддержку этого закона за полдня собрал более 3 тысяч "лайков".
Закон хотели внести в повестку дня и принять уже в первый день – но безуспешно, было только 214 голосов "за". Карл Волох утверждает, что в пятницу будет вторая попытка поставить документ на голосование.
Соратница Татьяны Чорновол, скандально известная Елена Тищенко тоже настаивает в комментариях в фейсбуке, что закон необходимо принять немедленно, чтобы как можно скорее вернуть деньги государству.
Но желание авторов провести голосование в Раде еще до того, как законопроект пройдет юридическую экспертизу ВР, похоже, имеет и другой мотив.
На самом деле такой закон позволит вернуть Януковичу и Ко стоимость их имущества в Украине, а кроме того, он может заблокировать поиск активов, выведенных за границу прежней властью.
Механизм такого возвращения очевиден любому, кто имеет базовое понимание международного, в частности, европейского права. Никаких сомнений – знает о них и Елена Тищенко, которая в настоящее время является руководителем управления МВД по возвращению активов, полученных преступным путем.
Оставляем за читателем право делать выводы о том, почему чиновница, которая должна была бы возвращать украденные у государства активы, поддерживает срыв этой деятельности, и остановимся на пояснениях, почему этот закон настолько опасен.
Европейский суд
по реабилитации Януковича, Курченко и Клименко
Украина – не Россия не только потому, что так в свое время написал Кучма.
А еще и потому, что мы не сможем (да и не хотим, ведь будто бы идем в Европу!) игнорировать решения международных судов.
А конфискация имущества по "закону Чорновол" - прямой путь к проигрышу Украины в Страсбурге и, по ряду эпизодов, в Гааге.
Дело в том, что этот закон не требует от государства доказывать вину лица или даже его причастность к коррупционным действиям. Собственно, закон написан именно для того, чтобы избежать суда в отношении этих лиц.
Единственное основание для конфискации – принадлежность имущества Януковичу, Азарову, Курченко и далее по списку.
Решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ, находится в Страсбурге) в таком деле – гарантировано.
Конфисковав имущество Януковича и Ко по "личным законом", Украина нарушит ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая гарантирует каждому "право на справедливый суд" (а конфискацию, напомним, предлагается проводить без суда, без доказательства вины и даже без следствия).
А еще – признают нарушение ст. 1 Первого протокола к Конвенции ("Защита собственности"). Ратифицировав его в 1997 году, Украина гарантировала, что никто не будет лишен своей собственности иначе, как на условиях, предусмотренных общими принципами международного права.
Напомним, именно эти статьи позволили компании ЮКОС выиграть в ЕСПЧ иск к РФ. Россия пошла на принцип и заявила, что не будет выполнять этот приговор, и теперь шаг за шагом приближается к выходу из Совета Европы.
К тому же Страсбург гарантированно заставит Украину выплатить моральную компенсацию Януковичу (что само по себе будет унизительным).
Неужели Чорновол предлагает нам выбрать точно такой путь?
Но если Россия может не замечать решения органов Совета Европы, то для Украины этот путь закрыт. Мы слишком зависим от европейских структур и европейских кредитов, чтобы откровенно игнорировать требования международных судебных инстанций.
Гаага против Украины
Проигрышем в Страсбурге проблемы не ограничатся.
Среди фигурантов "списка Чорновол" есть также Курченко, владелец Одесского нефтеперерабатывающего завода. Он тоже подлежит конфискации, поскольку по проекту Чорновол также конфискуется собственность, которой фигуранты владеют не только напрямую, а через ряд связанных с ними лиц и организаций.
А еще в списке имущества на конфискацию могут оказаться нефтетранспортные активы и энергоносители российских компаний, если такие добавят к санкционному списку СНБО.
А теперь – возвращаемся к делу ЮКОСа. Но не к Страсбургскому, а к Гаагскому. Дело в том, что объекты энергетики имеют дополнительную международную защиту, их конфискация недопустима. Поэтому Украину ждет тот же путь – быстрый проигрыш в судебном органе ООН, Постоянной палате третейского суда в Гааге.
Напомним: сейчас России приходится тратить массу усилий, снимая арест со своего имущества за рубежом, которое арестовывают акционеры ЮКОСа. Под угрозой – недвижимость на сумму 5 миллиардов.
Это тот путь, которого Чорновол желает Украине?!
Но самое плохое – то, что в результате этих судебных процессов коррупционное имущество Януковича, Курченко, Клименко и компании окажется, по сути, реабилитированным.
Их украинские активы, конфискованные по данному закону, придется вернуть (или, точнее, возместить их стоимость) по решению Страсбурга и Гааги.
А главное – будет поставлена точка в розыске и возвращении их зарубежных активов. Не в нашу пользу.
"Младоолигарх" Курченко и "казначеи" бывшего режима Арбузов и Клименко для иностранных банков и правительств превратятся из потенциальных коррупционеров (вина которых вполне возможна, но еще не доказана) в жертв произвола украинской власти.
А учитывая, что возвращение Украине иностранных активов возможно лишь по доброй воле зарубежных партнеров, последствия закона несложно предугадать.
Те средства, в которых нуждается Киев, не только не вернут нам, но и разблокируют.
Возможно, это и является настоящей целью Чорновол и Тищенко? Ведь последнюю подозревают в содействии Курченко. Ее бывший муж и отец ее детей, Сергей Тищенко, по данным журналистского расследования, в прошлом году продать конфискованное у Курченко.
Индивидуальный подход:
Фирташа и Левочкина не трогать
Отдельного внимания заслуживает список "подсанкционных лиц".
Складывается впечатление, что он умышленно составлен так, чтобы у иностранных партнеров было как можно больше оснований обвинить Украину в выборочном наказании своих оппонентов.
"Янукович В.Ф. и его ближайшее окружение во время выполнения возложенных на них обязанностей совершали уголовные правонарушения, связанные с присвоением государственного имущества, превышением служебных полномочий и др. и имели значительные ресурсы для сокрытия этих действий и легализации доходов, полученных в результате совершения уголовных правонарушений", - утверждает Чорновол в пояснительной записке к законопроекту.
Как вы думаете, попал ли в этот список хотя бы кто-то из "газовой группы" в окружении Януковича? Возможно, там есть экс-глава АП Левочкин? Или Фирташ, который заработал миллиарды на коррупционной схеме "Росукрэнерго"?
Или, может, туда попал Юрий Бойко, бывший глава Минтопэнерго и вице-премьер, который вошел в историю как автор едва ли не самых наглых госзакупок - "вышек Бойко", которые были открыто перепроданы государству по цене в несколько раз выше номинала?
Нет, ни одного из участников "группы Фирташа" в списке Чорновол нет, и здесь сложно поверить в совпадение.
Карл Волох в фейсбук-комментариях объяснил это тем, что соратники Фирташа - не под санкциями. Но законопроект не имеет таких ограничений.
Более того, в законопроекте Чорновол есть ряд других неподсанкционных лиц. Это и Алексей Азаров с Андреем Портновым и Александром Якименко, с которых Евросоюз еще в марте снял все ограничения. И, что особенно интересно - несколько человек, которых никогда не было в санкционном списке ЕС.
Например, мэр Харькова Геннадий Кернес.
Кернес, конечно – персонаж крайне неоднозначный. Но почему он в списке есть, а мэры и губернаторы других крупных городов и областей Востока, которые при Януковиче натворили немало бед, отсутствуют?
Вопрос, конечно, риторический, ответ на него не секрет – это потому, что Кернес является личным врагом Авакова, для которого сведение счетов не очень правовым путем – вещь привычная и обыденная. Пусть даже впоследствии придется вернуть Кернесу собственность из госбюджета, но сейчас – можно испортить ему жизнь...
Вместо заключения
Вопрос не только и не столько в юридической нечистоте предложения Чорновол, которое, как следует из приведенного выше, на самом деле исходит из МВД.
Беда в том, что авторы закона даже не пытались действительно вернуть активы Януковича и Ко. Если бы и правда была эта цель, мы увидели бы в законе не поименный список из 22 человек, а критерии их отбора и процедуру предварительного следствия, которая бы позволила обосновать конфискацию. И защитила конфискованное от возврата "владельцам".
Хотя это – лишь одна сторона проблемы.
Другая беда – то, что мы повторяем ошибки, которые Рада наделала в начале 2014 года, отменяя судебные решения постановлениями Верховной рады. И если тогда их нам простили, то сейчас Запад не будет закрывать глаза, ведь революционной ситуации уже нет.
Принятие персональных наказаний решением Верховной рады – средневековье, не имеющее ничего общего с принципами верховенства права.
Поэтому данный закон, который не зря появился перед выборами, станет лакмусовой бумажкой для народных депутатов: кто из них готов голосовать за популистское решение, даже если оно может нанести катастрофический вред Украине.