Украинская миграционная угроза: стоит ли ЕС ждать опасности с Востока?

Понедельник, 7 сентября 2015, 15:44 — Ирина Сушко, Екатерина Кульчицкая, Европа без барьеров
Беженцы из Ливии на лодке в Средиземном море, фото с сайта BBC

Украинские чиновники без устали напоминают: именно сейчас, в эти недели, ЕС оценивает прогресс Украины в выполнении Плана действий визовой либерализации (ПДВЛ).

О встрече с первой оценочной миссией ЕС отчитываются то премьер, то Государственная миграционная служба (ГМС).

"Европейская сторона с удовлетворением отметила значительный прогресс в выполнении (Украиной) поставленных задач (в рамках упомянутого Плана действий)", - отметили в ГТС.

Внимание к выводам миссии обоснованно: по официальным данным, именно выполнение ПДВЛ, подтвержденное европейской миссией, позволит ввести право украинских граждан на безвизовые поездки в ЕС.

Но есть и другой – негласный, но важный фактор, который повлияет на решение европейцев. Это – уровень миграционных рисков со стороны Украины.

И сейчас, в связи с наплывом мигрантов в ЕС, его важность существенно возросла.

Не секрет, что с 2014 года Европейский союз переживает "испытание на прочность".

В прошлом году к ЕС обратилось рекордное число соискателей убежища - 626 тысяч. В 2015 году их будет гораздо больше – миграционный кризис только углубился.

И хотя наибольшую долю потенциальных беженцев в прошлом году составили граждане Сирии, Афганистана, Косово и Эритреи, европейцы не обошли вниманием и граждан Украины.

Среди статей, посвященных выходцам из Донбасса в ЕС, особое внимание привлекает публикация влиятельного европейского издания Euarctiv, в которой цитируются слова директора Европейского бюро поддержки по вопросам убежища (European Asylum Support Office) Роберта Виссера.

Он внес Украину в первую шестерку стран-поставщиков беженцев в ЕС.

Поэтому попробуем разобраться, насколько справедливы претензии в адрес Киева. И может ли миграционная угроза заблокировать безвизовый режим для украинцев.

Соискатели убежища и беженцы ­–
всплеск в 13 раз. Критично ли это?

По данным Евростата, в 2014 году в ЕС действительно произошел всплеск активности соискателей убежища из Украины – количество заявок возросло в 13 раз.

Впрочем, данные статистики – по крайней мере, за прошлый год – не подтверждают слова европейского чиновника. Украина не входит в первую шестерку "поставщиков беженцев" в ЕС, а занимает скромное 12-е место, не опережая Россию и Сербию.

Возможно, речь шла не о прошлогодней статистике? Что ж, проверить другие данные пока нет возможности, поскольку полугодовая и квартальная статистика (ни в 2014, ни в этом году) не обнародуется.

 

Однако есть страны, в которых украинские беженцы находятся на ведущих позициях или даже лидируют в "рейтинге" соискателей убежища.

Украинцы занимают первое место в статистике трех стран – Чехии, Португалии и Эстонии.

Стоит отметить, что эти государства – среди наименее привлекательных для беженцев из Африки и Ближнего Востока.

Зато в "самых популярных" странах – к примеру, в зажиточных Германии, Франции или Великобритании – доля заявок украинцев на убежище в общем количестве невелика.

Из десяти стран-лидеров ЕС по числу соискателей убежища лишь в двух – в Италии и Бельгии – она немного превышает 3%.

В то же время в Германии, Франции, Австрии и Бельгии группой значительно более высокого риска являются... граждане России.

 

Число российских соискателей убежища превысило количество украинских более чем в 1,5 раза даже в Польше, крупнейшем и ментально близком соседе Украины в ЕС.

Украинские беженцы имеют дополнительное "преимущество" с точки зрения миграционного риска.

Гражданин Украины, даже если он подал запрос о статусе беженца, почти наверняка получит отказ. Статистика это подтверждает.

78% всех рассмотренных заявлений в 2014 году не были удовлетворены, а статус беженцев получили лишь 4% заявителей.

Для сравнения – для сирийских граждан вероятность предоставления убежища превышает 90%.

Дело в том, что Украина не отвечает ключевому требованию для удовлетворения заявок об убежище. Наши граждане, в том числе переселенцы с Донбасса, при желании могли бы остаться в Украине, без риска для своей жизни. Ведь территория, где ведутся боевые действия, охватывает лишь небольшую часть нашего государства.

А потому нет оснований предоставлять им убежище в Евросоюзе.

Кстати, значительная часть заявок об убежище от украинцев на самом деле поступает от наших гастарбайтеров – старых и вновь прибывших, которые не бегут от войны, а просто предпочитают легализоваться и получить право на работу в богатых странах Европы.

В ЕС прекрасно это знают и поэтому не спешат предоставлять убежище украинцам.

Внутренне перемещенные лица.
Представляют ли "угрозу" те, кто не уехал в ЕС?

Европейских чиновников беспокоят не только те украинцы, которые пытаются просить убежища в ЕС.

В Брюсселе считают потенциально опасным неконтролируемый поток внутренних переселенцев. Согласно данным Минсоцполитики и УВКБ ООН, по состоянию на август в Украине насчитывалось почти полтора миллиона зарегистрированных переселенцев, более половины из них – люди пенсионного возраста.

Точность этой статистики, вместе с тем, вызывает сомнения. Есть немало аргументов в пользу того, что она завышена.

Так, для получения пенсии пожилым людям с территории конфликта необходимо зарегистрироваться на территории, контролируемой украинской властью. Но часть зарегистрированных пенсионеров на самом деле не являются переселенцами – получив пенсию, они возвращаются обратно на оккупированные территории или даже в соседнюю Россию. Именно поэтому люди пенсионного возраста составляют около двух третей всех зарегистрированных переселенцев в Донецкой, Харьковской и Запорожской областях и более 75% – в Луганской области.

Кроме того, некоторые зарегистрированные переселенцы допенсионного возраста уже вернулись обратно на оккупированные территории из-за отсутствия работы и нехватки средств на аренду жилья. Отменять свою регистрацию они, конечно же, не стали.

Отметим, что есть и противоположные факторы, которые уменьшают число зарегистрированных. Так, мужчины с оккупированных территорий могут не регистрироваться из опасения быть мобилизованными в вооруженные силы.

Но все равно реальное количество переселенцев очень велико. Поэтому в ЕС задумываются: не решат ли они впоследствии, после отмены виз, поехать в Евросоюз?

Несомненно, намерения переселенцев по поводу переезда в другие страны требуют более детального изучения, как и наличие у них заграничных паспортов, владение иностранным языком и опыт поездок в страны ЕС.

Но европейцы ждут, что Украина будет делать реальные шаги, чтобы "удержать" переселенцев в пределах своих границ. Такими шагами, к примеру, являются построение качественной инфраструктуры и создание рабочих мест для переселенцев, что позволит им не думать о социальных выплатах в европейских странах.

Трудовые мигранты и незаконная миграция

Последний масштабный опрос, проводившийся в 2012 году, зафиксировал 1,2 млн трудовых мигрантов, работавших за рубежом в период с 2010 по 2012 год.

Преимущественно речь шла о России, Польше, Италии и Чехии.

Очевидно, что после того – из-за экономического кризиса – число трудовых мигрантов выросло. Это подтверждает и официальная статистика. В частности, в 2014 году в Польше количество разрешений на трудоустройство увеличилось на 15%, в Германии – на 24%, в Словакии – на 17%.

Но трудовых мигрантов, работающих по разрешениям, в ЕС не считают "опасными", они не нарушают закон – в отличие от тех, кто работает неофициально, например по туристической визе. В 2014 году количество украинцев, нелегально работавших в ЕС и вернувшихся в Украину, возросло.

Но подавляющее большинство из них вернулись добровольно, а не в рамках процедуры депортации.

Проблема подделки документов украинцами тоже не должна была бы беспокоить власти ЕС. В 2014 году число лиц, которые незаконно пересекали границу со стороны Украины и пыталась использовать поддельные документы, оставалось незначительным, а количество отказов при въезде было на уровне предыдущего 2013 года.

К примеру, в первом квартале 2015 года только 211 человек были пойманы при незаконном пересечении границы между Украиной и ЕС. Да и те – не украинцы, а в основном граждане Сирии и Афганистана.

Для сравнения – на маршруте из западных Балкан в ЕС было зафиксировано 32950 человек, в 156 раз больше! В этом году различия в статистике еще больше свидетельствуют в пользу украинцев, ведь поток азиатских мигрантов в ЕС через Балканы вырос как минимум в десять раз.

* * * * *

Таким образом, недавние бурные события в Украине действительно повлияли на увеличение числа соискателей убежища и мигрантов из Украины в ЕС.

Впрочем, вопрос о рисках поступления беженцев и нелегальных мигрантов в ЕС из Украины должен подниматься в последнюю очередь после кризисной Сирии, Афганистана, Косово, Эритреи и даже России.

И эта проблема не является аргументом для того, чтобы отказывать Украине в отмене краткосрочных виз.

Украинцы продолжают цивилизованно получать разрешения на трудоустройство, рабочие и туристические визы.

Поэтому данный вопрос не должен повлиять на результаты безвизового диалога, дело лишь за имплементацией реформ, согласно Плану действий по визовой либерализации.

"Европейская правда" и "Европа без барьеров" уже публиковали исследование о том, каковы на самом деле успехи нашего государства в выполнении первого блока ПДВЛ. В ближайшее время мы опубликуем данные по трем оставшимся блокам.

Авторы:

Ирина Сушко, Екатерина Кульчицкая,

Общественная организация "Европа без барьеров"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: