Вопреки цене: как украинские экспортеры теряют преимущество на рынке ЕС
Украинский бизнес готов к экспорту в ЕС, однако часто вынужден бороться не только с конкуренцией европейских производителей, но и с условиями, возникшими по вине украинских властей.
"Европейская правда" продолжает цикл историй об украинских компаниях, достигших успеха на рынках стран ЕС.
Наш новый герой – херсонская компания "Пани Кристина", производящая различные продукты питания – от кетчупов и макарон до варенья и джемов.
Большинство подобных компаний обычно ориентированы на внутренний рынок, в то время как экспортом занимаются узкоспециализированные компании. "Пани Кристина" удалось стать исключением из этого правила.
Уже около двух лет 15-20% продукции компании продается в странах Балтии. "Это была первая попытка выйти в ЕС. Мы нашли посредника, занимающегося распространением нашей продукции по местным торговым сетям, и решили попробовать", - говорит Виктория Шарковская, курирующая зарубежные продажи херсонской компании.
По ее словам, получение необходимых сертификатов не было особенно сложным, однако потребовало немало времени.
Основные сложности возникли в связи с подтверждением происхождения продукции.
"Если с подтверждением происхождения томатов или фруктов проблем не было, то с сахаром – а без него в варенье не обойтись – вышла проблема. Многие украинские производители были не готовы к такому подтверждению, и это действительно было проблемой", - говорит Виктория.
Впрочем, эта проблема была решена, компания получила все необходимые сертификаты. Начала торговлю с ЕС… Что дальше? Возможно, выходить на новые европейские рынки?
Однако как оказалось, пока в приоритете компании "восточный вектор". Это и Грузия, где украинская продукция традиционно востребована, и ближневосточные страны – для экспорта туда компания готовится к получению специального "халяльного" сертификата.
Однако почему европейский рынок оказался менее востребованным? Тем более, что основные сложности, связанные с сертификацией, уже позади.
По словам Виктории Шарковской,
успеху наших товаров в ЕС мешает украинская логистика: дороги, транспортировка по ним и перевалка.
"Есть распространенное мнение, что украинская продукция всегда имеет преимущество по цене перед европейской. Частично это так – при равном качестве наша продукция всегда будет дешевле, чем итальянская или испанская. Однако это преимущество полностью съедается логистикой", - говорит она.
Как результат – при поставках в Западную Европу стоимость логистики полностью перекрывает ценовое преимущество украинских компаний.
В качестве примера в "Пани Кристина" приводят опыт экспорта томатной пасты. В Европе этот продукт производят лишь в южных странах: Италии и Испании.
Конечно, речь не идет о выходе на рынки этих стран, но теоретически у украинских производителей есть все основания рассчитывать потеснить итальянцев и испанцев на рынках стран Центральной и Северной Европы.
Однако на практике добиться этого очень сложно. И дело даже не в особых пристрастиях местных покупателей, якобы не готовых покупать украинскую продукцию, или протекционистских мерах.
Все гораздо проще. И обиднее.
"У нас уже был случай, когда во время переговоров о продаже томатной пасты в Германию наш конкурент из Испании, по сравнению с которым мы имели значительное ценовое преимущество, сумел предложить меньшую конечную цену именно за счет логистики", - отмечают в "Пани Кристина".
В такой ситуации рынок сбыта для украинских компаний ограничен Восточной Европой. Именно туда, в первую очередь - в Польшу, и планируют увеличивать поставки в "Пани Кристина". Все-таки в этом регионе затраты на логистику ниже, что позволяет сохранить ценовое преимущество.
Также потенциально интересным выглядит Балканский регион. "Наши исследования показывают, что у нас хорошие перспективы на рынках балканских стран. Тем более - это хорошая площадка для продвижения в Центральную Европу. Поэтому укрепляя позиции на других рынках, мы уже сейчас планируем свое вхождение туда", - отмечают в херсонской компании.
Однако все это не снимает проблемы недоступности для украинских производителей рынков Западной Европы.
И это вовсе не проблемы лишь одной отечественной компании. Об этом ЕвроПравде сообщают многие экспортеры. И так же много озвучивают версий таких высоких тарифов на грузовые перевозки.
В первую очередь, причина больших тарифов - в коррупции и зарегулированности отрасли.
"Достаточно вспомнить о многочисленных скандалах с фирмами-прокладками либо тендерами. В Европе логистика более прозрачна, а главное - существует в конкурентной среде", - отмечает президент ассоциации "Укркондпром" Александр Балдынюк.
К счастью, далеко не всегда высокая цена логистики "съедает" ценовое преимущество украинских компаний. В лучших условиях западноукраинские компании - у них куда ниже затраты на логистику. Соответственно, больше проблем при завоевании рынков ЕС испытывают компании с востока и юга страны.
Выходом из ситуации для крупных компаний является создание собственной логистики, в том числе - с привлечением европейских партнеров. Однако для малого и среднего бизнеса это невозможно.
"Это в первую очередь проблема небольших компаний. Как результат, для малого бизнеса гораздо сложнее выйти в ЕС, если только это не западноукраинская компания", - соглашается исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко.
Впрочем, даже эти проблем не останавливают украинских экспортеров. И опыт "Пани Кристина" - пример этого.
Статья подготовлена "Европейской правдой" в рамках информационной кампании Stronger Together