Зарплата чиновника: европейская модель в украинских реалиях

Пятница, 27 ноября 2015, 12:45 — Светлана Ковалевская, ИСЭИ

Законопроект о государственной службе, который вот-вот должен принять парламент (ведь практически все правки согласованы), предусматривает изменение формы начисления фонда оплаты труда. В частности, должно произойти изменение принципов начисления зарплаты госслужащего – с субъективно-зависимого с внушительным премиальным фондом на ориентированный на оклад.

Это позволит уменьшить влияние руководства на решения и работу персонала, а также обеспечить ожидаемую зарплату. И это – положительная новация.

В то же время планируется существенно сократить перечень надбавок и премий, а их размер ограничить 30% от фонда должностного оклада за год.

Документом предусмотрено, что оплата труда в зависимости от должности и ранга будет составлять от 2 (самый низкий ранг) до 14 (самый высокий) минимальных заработных плат.

Стоит ли говорить, что такой принцип не создает существенного стимула и поощрения эффективной и некоррумпированной деятельности государственной службы? Ведь такой уровень оплаты государственного служащего не является конкурентным по сравнению с частным сектором и не способен создать условия для привлечения высокоэффективных служащих.

"Европейский фонд Яценюка"

Вполне вероятно, что как раз учитывая такие размеры зарплат премьер-министр Арсений Яценюк на днях в очередной раз призвал Европейский Союз помочь в создании специального зарплатного фонда для украинских госслужащих. ЕС не против такого инструмента, но, как заявил на днях еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Йоханнес Хан в интервью "Европейской правде", европейцам нужен четкий план реформы госслужбы.

Принятие закона о госслужбе является одним из условий для получения Украиной финансовой помощи в 600 млн евро от ЕС на реформирование государственной службы в Украине.

В то же время хотелось бы спросить премьер-министра: а как же согласованная парламентом и правительством статья 50 законопроекта, которая регламентирует, что "источником формирования фонда оплаты труда госслужащих является государственный бюджет"?

Вариант законопроекта, который предлагается проголосовать депутатам, предусматривает исключительно один источник финансирования оплаты труда государственного служащего.

Конечно, в процессе обсуждения и голосования изменения в окончательном тексте закона возможны. Однако стоит быть реалистом. Финансирование зарплат госчиновников из любых других фондов – риск попасть в зависимость от точки зрения стран или людей, являющихся донорами этого фонда. Это недопустимо и может расцениваться как угроза национальной безопасности.

Представим себе ситуацию, что после многочисленных сокращений на госслужбе останутся работать 200 тыс. человек. Допустим, все они имеют унифицированную зарплату на уровне 300 евро. Следовательно, фонд их зарплаты будет составлять ежемесячно 60 млн евро. За год набегает сумма почти в 720 млн евро...

Пока неизвестно, надо ли будет возвращать средства фонда, и если да, то когда, из каких источников? Государственный служащий не может выступать объектом инвестирования, который в перспективе создаст прибыль.

Конечно, такой фонд может существовать. Но только на определенный период (1-2 года), пока будет проводиться реформа госслужбы. На более продолжительный срок европейцы просто не согласятся.

Евросоюз может пойти на создание такого фонда, но опять же, видя перед собой четкую поэтапную цель – реализацию реформ в системе управления. Пока что такая цель украинской стороной не сформирована, а есть только контуры и намерения...

Другая, наиболее вероятная модель функционирования фонда – покрывать дельту (разницу) между возможностями госбюджета и конкурентоспособным размером зарплаты. В таком случае средства ЕС – своеобразная прибавка к зарплате. Например, к "украинской" ставке в 4,5 тыс. грн ежемесячно будут добавляться еще "европейские" 2-2,5 тыс. грн.

Но опять же возникает "технический" вопрос: каким образом интегрировать фонд во внутренние украинские бюджетные отношения? Правительство, обращаясь за помощью к ЕС, не предлагает решения этого вопроса.

По официальным данным отечественного Госстата, на начало этого года средняя зарплата в сфере государственного управления составляла 3098 грн (а в сфере финансовой и страховой деятельности, к примеру, 7020 грн).

 

Следует заметить, что несколько большие зарплаты имеют служащие высшего звена, однако их вчетверо меньше, чем специалистов – лишь 26,2% от 295,7 тыс. человек (общее число госслужащих). И уровень их зарплат все равно ниже, чем у топ-менеджеров в бизнесе.

Около 40% госслужащих получают зарплату на уровне минимальной – 1378 грн.

Государственному служащему запрещено подрабатывать в частном секторе, и в государственном секторе не применяется практика "конвертов". Зато последние часто подменяются коррупционными схемами, но это уже предмет другой дискуссии.

Что значит госслужащий?

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в Украине в госсекторе занято около 22% работающего населения. Здесь нужно уточнить, что эта международная организация к работникам госсектора согласно своей методологии исчисления причисляет не только госслужащих, но и работников государственных медицинских учреждений, а также учебных заведений и силовых ведомств.

Действительно, в подавляющем большинстве стран Европы учителя, преподаватели, полицейские, пожарные, военные имеют такой же статус, как и чиновники, и пользуются унифицированными льготами. Если сравнивать количество госслужащих в Украине со странами Европы, используя данные ОЭСР, то наше государство (22%) находится где-то в середине списка.

В Дании из 100% работающего населения 35% – работники госсектора, в Норвегии – 34% и т.п. У нас в данном контексте такой же процент, как в Бельгии и Греции, и мы лишь немного опережаем Францию (21%).

На самом деле в Украине чиновников – 1,64% от занятого населения (это, как уже отмечалось, 295,7 тыс. человек). И новый закон не предусматривает отнесения к их числу других категорий работающего населения (медиков, учителей), как это практикуется в Европе.

Предложенная законопроектом формула начисления заплаты для государственных чиновников с одной стороны довольно прогрессивна, а с другой – не учитывает тот факт, что от человека с зарплатой в 2-4 прожиточных минимума зависит реализация на практике реформ, которые декларирует правительство.

Немногие высококлассные специалисты (драйверы реформ) согласятся на такую зарплату. Возможно, их бы привлекала повышенная пенсия в будущем, но эту привилегию законопроект снимает. О каком качественном кадровом наполнении госорганов в таком случае можно говорить?

По данным Нацсовета реформ, реформа государственного управления имеет самый низкий индикатор прогресса (33%) в 2015 году. Самый высокий, для примера – сельское хозяйство (80%) и управления госсобственностью (82%).

Какой может быть выход из ситуации или каким образом можно наполнить "социальную корзину" госслужащего? Опять же, учтем европейский опыт.

В каждой стране ЕС есть свои стандарты и особенности. В некоторых странах существуют сильные профсоюзы, объединяющие госслужащих.

В других – есть определенная взаимозависимость между сферой, в которой работает госслужащий, и качеством (количеством) предоставление услуг той или другой госструктурой. Это касается, например, размера роста (или падения) ВВП страны, в зависимости от роста которого начисляется финансовый бонус к зарплате.

Зарплаты чиновников в руководящих органах ЕС колеблются от 2600 до 18 000 евро.

Также в странах ЕС распространен инструмент так называемых "правительственных компенсационных выплат" государственным чиновникам (Хорватия, Эстония, Ирландия, Греция, Венгрия, Латвия, Литва, Румыния, Испания и др.) в зависимости от тех или иных тенденций в экономике. Размеры таких выплат значительно выше, чем, к примеру, в частном секторе. Таким образом удается привлекать к работе в госсекторе высококачественных специалистов.

Украинская идеальная модель

Учитывая европейскую практику, можно выйти на приемлемую для Украины модель. К примеру, на законодательном уровне можно установить коэффициент корректировки зарплаты по определенным составляющим в зависимости от сферы, в которой работает тот или иной госорган. Можно ввести механизмы финансирования министерств, других центральных органов исполнительной власти в соответствии с объемом возложенных на них задач и результатами их выполнения.

Например, для чиновников, работающих в структуре Минэкономразвития, это могут быть рост ВВП (или его падение), привлечение инвестиций, отклонение ключевых показателей развития экономики от прогнозируемых.

Другими стимулами для всех госорганов могут быть, например, возможность бесплатного получения второго высшего образования, медицинское страхование, бесплатный (льготный) железнодорожный проезд, как это практикуется в Европе.

И тогда можно будет сказать, что украинские госслужащие будут получать справедливую зарплату по результатам своего труда. Поэтому вполне реально, что пропорционально будет расти минимальная заработная плата в зависимости от экономического развития, и соответственно – зарплаты во всех сферах деятельности.

 

Автор: Светлана Ковалевская,

эксперт Института социально-экономических исследований

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: