Что Украина может предложить НАТО? Аналитическая записка о привлекательности Киева для Альянса

Понедельник, 14 декабря 2015, 13:00 — Иван Мединский, Институт мировой политики, для ЕвроПравды

Институт мировой политики (ИМП) при поддержке НАТО организует Форум "День евроатлантического партнерства: Сотрудничество Украины с НАТО v2.0".

Цель мероприятия, к которому присоединилась и "Европейская правда", амбициозна: выяснить, что Украина может предложить Альянсу. Ведь сотрудничество будет крепким, только если обе стороны в нем заинтересованы.

Форум начнется во вторник, 15 декабря, в 10.00, и СМИ могут принять в нем участие.

Институт мировой политики подготовил позиционный документ о ценности Украины для Альянса, открытый для дискуссии. А поскольку во вторник в Киеве будут представители и штаб-квартиры НАТО, и украинского МИД, и Минобороны, эта дискуссия начнется уже во время мероприятия.

На страницах "Европейской правды" вы можете ознакомиться с предложениями ИМП, чтобы добавить свой вклад к позиции страны – либо во время форума, либо вне его.

* * * * *

Кем является Украина?

Наше государство – реципиент (получатель) или контрибутор (вкладчик) региональной безопасности? Этот вопрос – непростой.

В последнее время в адрес Киева звучат замечания, что мы превращаемся в носителя угроз, не способного сделать надлежащий вклад в безопасность на евроатлантическом пространстве.

Несмотря на то, что Украина за последние полтора года показала, что не только способна защитить себя, но и готова поделиться этими знаниями со своими стратегическими партнерами.

Главная задача данной аналитической записки –

начать дискуссию о качественно новой добавленную стоимость Украины для Евроатлантики, которая может дополнить уже известные преимущества.

(А в перечне этих преимуществ обычно называют уникальное геостратегическое расположение, высокие расходы на оборону и экономический потенциал.)

С момента основания двустороннего сотрудничества в начале 1990-х Украина зарекомендовала себя как надежный партнер, доказавший свою преданность ценностям и стандартам НАТО благодаря участию в совместных военных операциях, антитеррористических миссиях и реформированию сектора безопасности.

Мы продемонстрировали приверженность принципам трансатлантической безопасности, приняв участие в широком диапазоне операций под эгидой НАТО.

Так, украинские военные приобщились к миротворческой миссии в Косово (KFOR), миссии ISAF в Афганистане, тренировочной миссии в Ираке. Украина предоставила корабли для борьбы с пиратством во время операции "Океанский щит" у берегов Сомали для борьбы с терроризмом в рамках операции "Активные усилия" в Средиземном море.

Она стала первой страной вне Альянса, предоставившей свои войска для Сил реагирования НАТО (NRF).

Украина оказывала уникальные услуги в сфере воздушных перевозок, а также принимала активное участие в совместных учениях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Но сейчас появились дополнительные аргументы.

Два года конфликта на востоке Украины не только сплотили общественность и правительство в отношении поддержки более глубокой интеграции в структуры НАТО, но и превратили Украину в гораздо более сильного партнера с уникальным опытом гибридной войны, который мог бы иметь решающее значение для улучшения обороноспособности Альянса.

Добавленная стоимость Украины для евроатлантической безопасности, в частности, заключается в следующем:

• Опыт участия в гибридной войне.

Хотя термин "гибридная война" до сих пор вызывает дискуссию, несомненным является то, что агрессия России против Украины имеет элементы традиционной, асимметричной, информационной и кибер-войны.

Два года проб и ошибок в борьбе с сепаратистскими образованиями, вторжением российских войск, не имевших опознавательных знаков, пропагандой и кибер-атаками дали Украине уникальный опыт, который может быть использован в разработке стратегий для защиты потенциальных объектов как внутри Альянса, так и в регионе в целом.

Открытие в Украине Центра изучения гибридной войны позволило бы тщательнее исследовать нынешний конфликт и разрабатывать стратегии предупреждения аналогичных ситуаций.

• Контрпропаганда.

Значительная часть успеха российского продвижения в Крыму и Восточной Украине принадлежит информационным технологиям, направленным на формирование поддержки среди местного населения накануне и во время конфликта.

Откровенная дезинформационная кампания, льющаяся из внутренних и международных СМИ Российской Федерации, приводит к вербовке сторонников не только в конфликтных районах, но и среди граждан западных стран.

Другим аспектом успеха России в информационной войне можно считать недостатки культурной и языковой политики украинского правительства в отношении своих граждан, которые сейчас живут на оккупированных территориях. Однако имеющийся опыт реагирования украинских СМИ, гражданского общества и в меньшей степени правительства на российскую машину пропаганды поможет обеспечить готовность структур НАТО, таких как Центр стратегических коммуникаций (который уже действует в Риге), к аналогичным случаям информационной войны.

• Быстрая военная модернизация и влияние общества.

Украина за короткое время реформировала свои устаревшие вооруженные силы в мобильные и лучше оснащенные военные соединения, которые лучше, чем до сих пор, способны отвечать на новые угрозы.

Процессу модернизации в немалой степени способствовало активное участие общественных активистов.

Финансовая помощь от диаспоры и пожертвования от украинцев внутри страны, взаимодействие между бизнесом и обществом в сфере поддержки вооруженных сил, стойкость украинской армии и волонтеров могут служить примером быстрого реагирования на кризис.

Этот опыт может быть полезным для членов Альянса, граничащих с Россией.

• Возможности разведки на восточной границе и в Черноморском регионе.

Геополитическое положение и особые отношения с соседями позволяют Украине лучше понимать динамику безопасности в регионе Черного моря.

В то время как взаимодействие в сфере гражданского контроля над сектором разведки между НАТО и Украиной началась еще в 2006 году, нынешний конфликт дает импульс для перехода на новый уровень сотрудничества.

• Энергетическая безопасность.

Украина остается стратегическим партнером Альянса в сфере энергетической безопасности Европы.

Хотя цены на нефть и газ уменьшаются, а Европа взяла курс на возобновляемые источники энергии, природные ресурсы, как и раньше, будут играть важную роль в кратко- и среднесрочной перспективе.

В свете неопределенности с альтернативными маршрутами доставки энергоносителей из России стабильная и надежная газотранспортная система Украины должна быть неотъемлемой составляющей европейской архитектуры энергетической безопасности.

Мы не претендуем на исчерпывающий перечень преимуществ Украины при принятии решения о нашей дальнейшей интеграции в НАТО и открыты к предложениям – как от европейских партнеров, так и от украинских аналитических центров.

 

Автор: Иван Мединский,

PhD, аналитик Института мировой политики.

Автор выражает благодарность Бруно Лете, эксперту Фонда Маршалла, и др. Хорхе Бенитезу, Директору NATOSource, за их вклад в написание этой статьи.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: