Путь к референдуму – реалии и мифы голосования в Нидерландах по Украине

Среда, 16 декабря 2015, 11:50 — Ярослав Козак, Нидерланды, для Европейской правды
Один из инициаторов референдума, Ян Роос, фото www.wereldkranten.nl

Процедура ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС завершена или близится к завершению во всех странах Европейского Союза.

Но в последний момент небольшая группка голландских евроскептиков собрала достаточно подписей для проведения референдума, цель которого – отменить наше Соглашение.

Как это стало возможным, чем на самом деле грозит Украине этот референдум и не слишком ли пассивно ведет себя Украина в сложившейся ситуации?

Об этом – в материале "Европейской правды".

Украинцы как сирийцы –
новая идея пропаганды в Нидерландах

Голландская политическая карта – особая хотя бы потому, что очень фрагментированная.

Парламентские выборы проводятся здесь по пропорциональной системе (по партийным спискам) без каких-либо проходных барьеров, поэтому в парламент проходит много политических сил.

Так, сейчас в нижней палате, состоящей из 150 депутатов, представлены аж 11 различных партий, от традиционных социал-демократов, либералов и христианских демократов до таких политсил, как PvdD (Партия за права животных) и SGP (ультраконсервативная христианская партия, которая отстаивает буквальную трактовку Библии; доходит до того, что их сайт недоступен в воскресенье, потому что "этот день дан нам Богом как день отдыха"; причем они составляют не самую меньшую фракцию!).

 

Именно нижняя палата является главной политической ареной страны, в ней формируется правительственная коалиция.

Нынешнее правительство состоит из двух партий: правых либералов VVD и социал-демократов PvdA, но в целом не только они, но и много других  политсил поддерживают Соглашение об ассоциации с Украиной.

Инициаторы "референдума об Украине" – движение Geen Peil – сейчас не является парламентской силой (хотя один из основателей движения является депутатом и даже лидером крайне правой "Партии Свободы", PVV).

Это правые популисты, для которых ЕС – недемократическая, коррумпированная организация, душащая в своих объятиях голландский суверенитет и культуру.

К слову, сначала голландские евроскептики хотели провести референдум по поводу членства Нидерландов в ЕС, что-то вроде соответствующего британского референдума. Но когда выяснилось, что он не будет соответствовать нидерландскому законодательству, возникла другая тема – Украина. Тут пригодились тезисы российской пропаганды об "украинской хунте, совершившей государственный переворот и уничтожающей мирных жителей Востока" (см. материал о визите Петра Порошенко в Нидерланды).

К тому же общий политический климат в Нидерландах на данный момент как никогда благоприятен для Geen Peil.

На фоне наплыва беженцев с Ближнего Востока, террористической угрозы, а также проблем бюджета после экономического кризиса популисты всех мастей пользуются неслыханной популярностью.

PVV ("Партия свободы") Герта Вилдерса, друга Марин Ле Пен и открытого сторонника России, еще с 2012 года имеет третью фракцию в парламенте.

Но в последние месяцы она уверенно и с большим отрывом лидирует во всех социологических опросах.

На левом фланге социалисты (SP), также относительно благосклонные к России, теснят более умеренных социал-демократов из PvdA, критикуя их уступки в вопросе бюджетных сокращений.

Geen Peil откровенно играет на этих настроениях, особенно целясь в электорат Вилдерса.

Хотя об этом не говорят напрямую, информационная задача движения очевидна – показать украинцев "вторыми сирийцами", которые сидят в коррумпированной, мафиозной стране, раздираемой войной, и только и мечтают о деньгах из Нидерландов и о том, как бы им всем скопом податься в зажиточную Западную Европу.

Для усиления эффекта сайт Geen Stijl ("Без стиля"), один из основателей Geen Peil, время от времени публикует короткие заметки журналиста Стефана Гюйбоома, который сейчас находится в Киеве, под красноречивым названием "Onze man in Oekraïnistan" ("Наш человек в Украинистане"). Соглашение об ассоциации выставляется ими как первый шаг Украины к членству в ЕС.

Голландцам, крайне критичным к новым членам ЕС, таким как Румыния и Болгария, остается только ужасаться от мысли о сорокамиллионной стране, жители которой вскоре получат право ездить в Европу без виз.

Какими будут последствия референдума?

Весной и летом, когда о референдуме еще не говорилось, обе палаты нидерландского парламента уверенно проголосовали за ратификацию соглашения с Украиной.

Тогда только крайние левые и правые SP и PVV, а также маленькая PvdD (Партия за права животных) голосовали против. Король Нидерландов также поставил свою подпись под этим решением.

Но полной ратификации помешала инициатива Geen Peil о референдуме.

 Синий – голосовавшие "за", красный – "против".

Тут нужно уточнить, что на самом деле означает этот референдум и к каким последствиям он может привести.

Его официальный статус – "консультативный" референдум.

По закону, чтобы его результаты вообще имели какое-то значение, явка должна составить 30%. Но даже если Geen Peil достигнет своей цели, это не будет означать автоматического отказа Нидерландов от Соглашения об ассоциации; правительство Нидерландов просто должно будет рассмотреть документ еще раз.

Такое формальное прочтение голландского законодательства дает возможность украинским чиновникам заявлять, что, мол, апрельский референдум ассоциацию не остановит.

Впрочем, такое восприятие не совсем корректно и даже откровенно опасно для Украины.

"Наше" голосование станет вторым общенациональным референдумом в истории Нидерландов (и первым на основе нового закона, который вступил в силу только в июле).

Во время первого же референдума, в 2005 году, голландцы отклонили проект Конституции ЕС.

Это также был "консультативный" референдум, но он имел реальные последствия для всего Евросоюза!

Во-первых, Geen Peil делает все возможное, чтобы представить "украинское голосование" как новую эру в истории голландской демократии, когда обычные голландцы, а не политики, берут в свои руки управление государством.

Это невероятно усложняет для голландского правительства возможность проигнорировать результаты референдума.

Во-вторых, рассчитывать на низкую явку не стоит.

Голландцы – на редкость добросовестные избиратели: например, на прошлых парламентских выборах явка составила 74,6%! Местные выборы и выборы в Европейский парламент менее популярны, но и там явка никогда не опускалась до 30%.

В-третьих, нидерландские политические партии чувствуют опасность.

Партия, которая решит проигнорировать результаты исторического референдума, может столкнуться с серьезными последствиями на будущих выборах.

 Один из лидеров Geen Peil Ян Роос. Надпись на авто: "Помоги нам. Спаси демократию". Фото NU.nl.

По соответствующему закону (статья 11), в случае успеха Geen Peil на референдуме правительство должно внести в парламент законопроект либо об отмене ратификации Соглашения об ассоциации, либо о его окончательной ратификации (вопреки результату референдума).

В любом случае, парламент должен проголосовать за этот законопроект.

Две более или менее проукраинские партии, социал-демократы PvdA (член правительственной коалиции) и христианские демократы CDA, уже заявили, что будут учитывать волю избирателей во время повторного голосования в парламенте. PvdA, CDA и две в целом скептические к Украине партии – SP и PVV – имеют 81 место в парламенте (из 150).

Этого более чем достаточно для провала ратификации в случае переголосования.

Следовательно, ключевым становится вопрос о том, как Geen Peil сумеет использовать популистские настроения, которые доминируют в обществе. Удастся ли связать референдум об Украине с вопросами, интересующими всех голландцев: экономикой, миграцией, демократией. Сайт Geen Peil очень настойчиво пытается доказать такую связь.

Красный цвет – противники ассоциации, желтый – "будут уважать результаты референдума", серый – не заявили об окончательной позиции.

Симптоматично: ни одна партия не высказалась в духе "мы поддержим Соглашение с Украиной, даже если избиратели его отклонят". Еще две проукраинские партии, VVD и D66, в комментариях о последствиях референдума избегают конкретных обещаний.

D66, левая либеральная партия, была одним из крупнейших лоббистов закона о референдумах. Поэтому им будет очень непросто игнорировать результаты волеизъявления, несмотря на проевропейскость. VVD, главная правительственная партия и крупнейшая правая партия страны, сейчас теряет избирателей из-за роста популярности Герта Вилдерса (Вилдерс, кстати, и сам в свое время принадлежал к VVD). Поэтому привлекательным вариантом для сохранения рейтинга для них становится подыгрывание популистам.

Так что Украине лучше не надеяться, что голландские политики будут рисковать карьерой ради бедной и маловлиятельной страны за две тысячи километров от границ Нидерландов.

Другой проблемой является стабильность действующего правительства.

Это – непростая тема для Нидерландов.

Из последних четырех составов парламента ни один не смог доработать до конца каденции – каждый раз проходили досрочные выборы из-за распада правящей коалиции.

Сейчас – мало того, что правительственная коалиция VVD (правые либералы) и PvdA (социал-демократы) имеет очень скользкое большинство в нижней палате парламента, весной этого года они вообще потеряли большинство в верхней палате и контролируют там только 28% голосов.

 

К тому же верхняя палата с 2015 года настолько фрагментированная, что большинство там можно составить минимум из четырех партий.

То есть двум правительственным партиям для того, чтобы протащить важные законы через парламент, нужно договариваться по крайней мере с двумя другими партиями. Учитывая то, что разные партии часто настаивают на прямо противоположных поправках к правительственным законопроектам, работа правительства все больше осложняется.

Другими словами, нынешнему правительству (если ему удастся удержаться до того времени) придется принимать решение по Соглашению об ассоциации с Украиной в достаточно сложной парламентской ситуации.

И даже если нынешний парламент устоит перед всеми вызовами, очередные выборы все равно должны состояться не позже марта 2017 года – менее чем через год после референдума.

И, наконец, другой проблемный момент. Хотя украинские и нидерландские политики делают вид, что референдум ни на что не повлияет, никто из них не может сказать, что произойдет, если Geen Peil добьется успеха и заставит парламент отказаться от ратификации Соглашения об ассоциации.

В кулуарах звучат разные версии: от полного краха Соглашения до возможности ассоциации между Украиной и ЕС-27 (без Нидерландов).

Второй вариант кажется относительно приемлемым, но он может вдохновить пророссийские и евроскептические силы в других странах Европы на новые атаки на Соглашение об ассоциации и требования к своим правительствам также выйти из Соглашения в одностороннем порядке, что уничтожит ценность документа для Украины.

Нелегко, но возможно

Таким образом, апрельский референдум в Нидерландах не станет легкой прогулкой для проукраинских сил. Много факторов играют на руку Geen Peil и, в случае поражения, последствия для Украины непредсказуемы.

Но считать этот референдум заведомо проигранным также не надо.

Во-первых, явка в 30% на референдуме о предмете столь далеком, каким для Нидерландов является Украина, все же не гарантирована.

Поэтому для Украины важно настаивать, что Соглашение будет иметь минимальное влияние на повседневную жизнь голландских избирателей (в том числе не надо акцентировать внимание на наших амбициях по вступлению в ЕС!), и не допускать таких информационных взрывов, как недавний "картинный скандал".

Во-вторых, в Нидерландах до сих пор сохраняется в целом позитивное отношение к Украине.

Украину поддерживают много ведущих журналистов и экспертов, несколько политических партий настроены провести эффективную контркампанию против Geen Peil. Украинцы в Нидерландах также попытаются сделать свой вклад.

Референдум в одной стране по вопросу отношений с другой страной – неординарное явление в мировой политике.

Фактически, в данном случае полем битвы является имидж Украины, поэтому эффективные действия украинских госструктур могут многое изменить.

В конце концов, этот референдум – не только вызов для нашей страны, но и возможность усовершенствовать работу своего дипломатического и PR-аппарата. Это та сфера деятельности, где та же Россия работает довольно настойчиво.

И, наконец, будет очень грустно, если Соглашение об ассоциации поставят под сомнение из-за того, что у голландцев Украина будет ассоциироваться с "картинными скандалами" и российскими пропагандистскими штампами, а не с Революцией достоинства, демократическими преобразованиями и борьбой против агрессора.

 

Автор: Ярослав Козак, 

магистр международных отношений, 

выпускник Университета Гронингена,
а
ктивист украинской общины в Нидерландах,

участник инциативы www.oekraine-referendum.nl

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: