Разделение "безвизовой заявки" Украины и Грузии – что это означает на практике
На следующей неделе Европейская комиссия планирует подать Совету ЕС предложение об отмене визового режима для граждан Грузии.
К Европейской правде уже обратились несколько коллег с просьбой разъяснить, что это означает.
Ведь, на первый взгляд, случилось "непоправимое" – по крайней мере, так могут подумать те, кто следит за новостями о безвизовом режиме.
Ровно 10 дней назад с трибуны Верховной рады нам сообщили: Украине критически важно остаться в одной связке с Грузией. Иначе, по словам экспертов, Украина надолго останется с визами. "Сейчас решается судьба, будет ли Украина вместе с Грузией идти, или нас отсоединят со всеми вытекающими последствиями", – заявила глава комитета ВР по вопросам европейской интеграции Ирина Геращенко.
Поэтому теперь – складывается впечатление – события пошли по негативному сценарию.
Так что же произошло на самом деле? Можно ли говорить о "визовой катастрофе"?
Попробуем кратко объяснить.
Во-первых (это не ключевой момент, но его стоит помнить): официального решения еще нет. И некоторые детали его формулировки могут быть важными.
Но не стоит надеяться, что мнение Брюсселя изменится.
Предложение Еврокомиссии на данном этапе точно разделят. По крайней мере, об этом свидетельствуют (и ранее утверждали) источники ЕвроПравды.
Так что грузины получат дополнительный повод для радости – раньше, чем украинцы.
Но должен успокоить – повода говорить о #зраде нет. К счастью. По крайней мере, пока нет.
Информация, имеющаяся в распоряжении "Европейской правды", свидетельствует, что пакет "Грузия+Украина" сохраняется. Он будет просто технически разделен. Ненадолго, лишь на полтора месяца.
Итак, поясним, что должно произойти в ближайшее время.
На следующей неделе ЕК действительно представит законодательное предложение об отмене безвизового режима для краткосрочных поездок граждан Грузии в страны ЕС. Согласно процедурам Евросоюза, после этого "заявка" Еврокомиссии должно пройти длительную процедуру согласования – и между странами-членами Евросоюза, и на уровне Европарламента.
Это не означает, что безвизовый режим для Грузии под угрозой. Нет. Просто такова процедура. А для ЕС процедуры – важны.
Следовательно, процедура прохождения "безвизовой заявки" в органах ЕС занимает не меньше месяца. Таким образом, она будет готова для утверждения Советом ЕС не ранее, чем в конце марта.
А теперь – снова к процедурам.
По стандартам ЕС – если нет чрезвычайных обстоятельств – решение об отмене виз в ЕС утверждает Совет ЕС по вопросам юстиции, свободы и безопасности.
Этот орган собирается на заседание раз в квартал.
Ближайшее его заседание – 10-11 марта. Следующее – 9-10 июня. А теперь вспоминаем о плановом "грузинском графике". Рассмотрение грузинского вопроса начнется лишь на будущей неделе.
Так что на мартовское заседание Грузия не успевает. А на июньском к ней может присоединиться и Украина.
Формально в ЕС есть юридический путь, как не заставлять Грузию ждать так долго (о нем - в конце текста). Но его выберут только в случае, если Брюссель... потеряет веру в Украину.
Дело в том, что нас отложили прежде всего (или в значительной мере) из-за нидерландской проблемы.
В Брюсселе бытует мнение, что голландским гражданам не надо давать дополнительные раздражители перед референдумом по вопросу украинской ассоциации, который запланирован на 6 апреля.
И хотя украинский безвизовый не имеет никакой юридической связи с украинской ассоциации, в Брюсселе не хотят создавать дополнительных информационных поводов, которые могут возмутить радикальные европейские силы. И поэтому украинскую безвизовую заявку отложили только до даты референдума. Об этом, кстати, сообщают и брюссельские СМИ.
Ну и, наконец, не забывайте, что Украина должна доделать всю "домашнюю работу". Принципиально – всю и без исключений.
Именно поэтому окончательное решение по визам будет зависеть от решения проблемы с законом об электронном декларировании, ведь принятая Радой редакция не устраивает ЕС.
По словам председателя комитета Верховной рады по вопросам европейской интеграции Ирины Геращенко, комитет уже обратился к своим европейским партнерам из Европарламента с просьбой предоставить информацию и примеры того, как происходит электронное декларирование в странах Евросоюза.
"Я верю, мы приложим все усилия и выполним наши обязательства... Каким мы сейчас пойдем путем – внесения изменений в закон об электронном декларировании, который мы направим нашим партнерам по ЕС, чтобы они дали конкретные замечания, что именно должно быть немедленно исправлено, или будет какой-то другой сценарий, то есть новый закон, я пока не знаю", – отметила она.
При этом наши европейские партнеры готовы ждать до последнего, пока все необходимые нормы будут приняты и имплементированы.
"Решение (по безвизовому режиму) пока не принято. Поэтому у Украины есть время завершить всю необходимую работу – ведь окончательное решение будет приниматься уже перед Советом", – заявил накануне корреспонденту ЕвроПравды министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс.
Украина взяла на себя обязательство завершить эту работу до конца первого квартала. Так что время у нас остается. Его не много, но достаточно.
И здесь главное – снова не "проспать", ведь без завершения нашего домашнего задания мы не получим безвизовый режим ни в июне, ни позже.
Ведь если ЕС поймет, что Украина снова теряет шансы на завершение антикоррупционных заданий, то в Брюсселе могут пойти на показательный шаг и окончательно разделить "украинско-грузинский пакет". Для этого решение об отмене виз для Грузии утвердят еще до июня, на "непрофильном" Совете ЕС, оставив Украину с визами.
Саму. На неопределенно долгий период. И винить в этом Киев сможет только себя.
Но это - негативный сценарий. Надеемся, власть не станет выбирать его и не сорвет безвизовый в тот момент, когда до него остается всего один шаг.