Луч оптимизма из Нидерландов: украинские инициативы, что могут спасти ассоциацию

Вторник, 5 апреля 2016, 10:10 — Сергей Сидоренко, Европейская правда, Нидерланды
Фото Александра Гиманова

"Европейская правда" продолжает цикл репортажей из Нидерландов о решающем этапе подготовки к референдуму по Соглашению об ассоциации с Украиной.

Мы уже рассказывали о правительственной кампании в Нидерландах. Несколько десятков тысяч просмотров собрал репортаж об особенностях агиткампании в этой стране, в котором редакция признала: ход событий не дает много поводов для оптимизма.

Но у подготовки к референдуму есть и светлые стороны.

В последние месяцы в Нидерландах появился с десяток проукраинских инициатив – ярких и очень небанальных.

Листовки с рассказами об Украине; нидерландские волонтеры, которые собирают помощь для украинских воинов, а одновременно агитируют за Украину; любительские и не очень клипы и ролики на нидерландском языке, собирающие сотни тысяч просмотров; спорт и искусство – вот неполный перечень идей и инструментов Yes-кампании в Нидерландах.

В конце концов, не все общественные инициативы были видимы для стороннего наблюдателя.

"Европейская правда" располагает сведениями о "непубличной группе", которая борется с российской (и антиукраинской!) пропагандой в Нидерландах. И борется успешно – несколько мощных атак удалось отбить. Хотя остается в тени – ни один из ее участников не делает пиара на собственных достижениях.

Конечно, не все было идеальным. В проукраинском лагере есть свои провалы.

Однако сейчас, когда референдум выходит на финишную прямую,

пора подвести черту и открыть некоторые "закулисы" нидерландской кампании.

Но сначала – примеры низовых инициатив, которыми проукраинская кампания может гордиться. И если в среду голландцы проголосуют "за", то это будет заслугой людей, работавших над кампанией, в том числе упомянутых в этой статье.

Флаер против флаера

В Украине перед каждыми выборами улицы и площади "расцветают" палатками в цветах партий, в которых томятся наемные работники (реже – убежденные партийцы).

Но вы не увидите такой же картины в Гааге, Амстердаме или Хорне, где уже 6 апреля состоится референдум.

Нидерланды не являются территорией, свободной от агитмакулатуры, но тут агитация несколько осложнена.

Мы уже писали, что голландские агитационные правила порой очень отличаются от украинских. Так, для "стационарной" раздачи листовок требуется согласование с местными властями, иначе она становится незаконной, говорят местные активисты. Правда, можно ходить по улицам города и раздавать листовки, не имея фиксированного места.

 

Все, кто интересовался голландской тематикой, видели фото тысяч открыток от GeenPeil, инициатора референдума против соглашения с Украиной. Фото их агитации использовали все украинские СМИ, которые писали о референдуме, потому что... других просто не было!

Когда референдум официально объявили, GeenPeil снова получила беспрецедентно высокое правительственное финансирование.

Причем, как сообщала "Европейская правда", есть сомнения в законности схемы, использованной противниками Украины.

Украинские активисты также подали заявление правительству на финансирование печати листовок. Но получили отказ.

"Нам ответили, что это бесполезная трата денег, и отказали в финансировании. Но украинцы не сдаются", - шутит Вера Луценко, соруководитель общественной организации "Украинцы в Нидерландах".

Активисты решили вести кампанию своими силами.

"Сделали макет листовки.

Сначала поставили ее онлайн, а я напечатала 400 штук. Они разошлись возле торгового центра (в провинциальном городке Гронинген) менее чем за час. Голландцы действительно нуждались в информации, они расспрашивали нас", – объяснила активистка.

Так стало ясно, что без значительного финансирования не обойтись, и оно было найдено.

Вера не называет имя спонсора – тот сам захотел остаться непубличным.

Он заплатил за печать 600 тысяч флаеров об Украине.

"Это – голландец, директор успешной компании. Он предложил помощь с печатью листовок, чтобы охватить три северные провинции – Фрисланд, Дренте, Гронинген. Начали раздавать их 20 марта. Каждый волонтер взял на себя провинцию, где живет, привлекал семью, друзей, коллег, соседей", – рассказала Вера Луценко.

"Україна відкрита для голландського бізнесу"Листівки які мають найбільший попит серед голландців󾍇

Опубліковано Vira Zwaan 2 квітня 2016 р.

Упомянутые провинции выбраны не случайно. Многие считают их самой проблемной частью Нидерландов, когда речь идет о референдуме.

"Гронинген и Фрисландия имеют очень тесные бизнес-отношения с Россией, – рассказала ЕвроПравде Алина Черкас, автор листовок. – Позиционирование России как выгодного партнера, да еще и на фоне того, что люди ничего не знают об Украине, формируют настроения против Украины и ассоциации".

Еще одна особенность севера – здесь ожидают высокую явку. Поэтому северные регионы стали одним из приоритетов.

Фото предоставлено Сергеем Радочиным

Но что делать украинцам в других регионах? Ведь там тоже не дали финансирования на печать листовок.

Здесь активисты самостоятельно собирали средства на печать, распространяли агитацию - конечно, также самостоятельно.

А сообщества голландцев в соцсетях облетели "мимимишные" фото с детьми украинцев, которые бросали листовки в поддержку Украины в почтовые ящики соседей.

Кстати, агитацию за нас раздавали не только украинцы, и речь идет не только о листовках.

Нидерландка Бея Клейтерс-Аберс с гордостью рассказала об инициативе по раздаче подарков прохожим.

Бея возглавляет благотворительный фонд "Спутник", собирающий в Нидерландах гуманитарную помощь для украинцев – и тех, кто воюет на фронте, и жителей Востока, и для других украинцев. По ее словам, в какой-то момент возникла идея раздавать людям на улице... украинские сувениры.

И заодно – рассказывать о нашей стране.

"Ко мне приехали гости из Украины, и мы пошли на улицу раздавать эти подарки. И они каждому говорили: видите, вот мы, украинцы, мы точно такие же, как вы. И они могли ответить на вопрос, почему мы просим голосовать "за" на референдуме.

А перед тем у нас раздавали листовки от GeenPeil. Я спросила у человека, который их раздавал, почему он против Украины. Он ответил: потому что это позиция моей партии.

Именно в этом преимущество украинцев: для вас это действительно важно и вы можете убедить", - пояснила нидерландка.

Интернет-десант

Наберите в гугле по-нидерландски запрос "Украина, референдум" (Oekraïne referendum) – и первым сайтом, который предложит поисковик, станет сайт www.oekraine-referendum.nl.

Веб-ресурс на нидерландском не скрывает, что его цель – убедить голландцев голосовать "за".

За этим сайтом стоит волонтерская работа украинских активистов в Нидерландах.

Имена большинства из них неизвестны за пределами своего круга, и они не стремятся к публичности. Целью для них – не слава, а победа 6 апреля. Так, в описании фейсбук-профиля Александра Снидалова, одного из активистов проекта, стоит короткая фраза:

"Вбил себе в голову, что апрельский референдум должен стать темой №1 для Украины, украинцев и их чиновников".

По словам Александра, идея возникла еще в начале референдум-кампании, а ее автором стал другой нидерландский украинец, айтишник из Херсона Сергей Радочин.

"Идея возникла у Сергея как ответ на антиукраинскую пропаганду, которой было обильно пересыпано информпространство Нидерландов в то время.

Для одного человека делать такой проект – трудно, поэтому Сергей привлек друзей, которых знал, те друзья привлекли своих друзей, и так собралась большая группа людей и начали говорить о том, что со всем этим делать.

Из этой большой группы со временем осталась боеспособная команда с четко разделенными функциями", - рассказал Снидалов "Европейской правде".

Проект сделан настолько качественно, что сложно поверить: 

он создан и поддерживается исключительно на волонтерских началах.

К слову, то, что видит читатель – лишь верхушка айсберга.

Чтобы информация не просто "лежала где-то в интернете", а активно распространялась, нужно немало непубличной работы – переписка, договоренности, анализ...

Вы не найдете на сайте проекта перечня его участников, у каждой целевой аудитории – несколько "контактных лиц". Есть те, кто общается с голландской прессой; есть те, кто взял на себя перевод на нидерландский и даже мониторинг печатных СМИ и телеэфира, чтобы понимать, какие сигналы звучат в медиасообществе, где нужно концентрировать усилия.

Но даже внешняя, открытая часть их деятельности доказывает: активисты не зря тратили свое личное время на проект, который не принесет им ни прибыли, ни других прямых выгод.

Но вполне может принести их Украине.

Facebook-страница проекта, по статистике, охватила 3% голландских избирателей. Сайт – примерно столько же.

"Средняя посещаемость в последние недели была на уровне 5000 визитов в день. Пиковая посещаемость 18 000–26 000 визитов в день. 18 тысяч – когда людям начали поступать приглашения на референдум. Понедельник 4 апреля – 26 тысяч.

Были отдельные статьи, имевшие совокупно по 60 000–100 000 просмотров на Facebook и на сайте", – рассказывает Александр Снидалов. Люди искали информацию – по данным опросов, многие избиратели до сих пор не определились, как будут голосовать.

Поэтому влияние такого ресурса неоценимо. Изменив мнение 1–2% избирателей, можно изменить результат референдума в целом.

Эмоции превыше всего

Этот текст в большей степени посвящен волонтерским, "низовым" проектам, которые пытаются изменить мнение голландцев перед референдумом. Но есть системные инициативы (с бюджетом и профессиональными исполнителями), для которых стоит сделать исключение.

Потому что они настолько креативны, что вызывают искреннее восхищение.

И на первом месте, конечно, стоит проект Hop Nederland Hop – подборка видео талантливых украинских детей, которые поют, призывая нидерландцев проголосовать за Украину.

Если все проекты, упомянутые выше, акцентировали на рациональной составляющей, то этот – целит в эмоциональную. И в Нидерландах утверждают, что этот упор – тоже нужен. "Нидерландцы должны почувствовать, что у них есть связь с Украиной", – убеждал нас в недавнем интервью депутат Михил Серваас, агитирующий соотечественников голосовать "за" на референдуме.

Данные о просмотрах роликов доказывают: этот замысел полностью оправдался.

Видео украинца Саши, которого назвали "маленьким Паваротти", получило 670 тысяч просмотров. Настя и Роман собрали свыше 400 тысяч, Вероника – больше 300 тысяч.

Вряд ли эти яркие и светлые дети убедят кого-то изменить мнение об ассоциации, но они способны убедить прийти и проголосовать тех, кто не поддерживает референдум (и не готов срывать соглашение), но в то же время не хочет идти на участок в свой рабочий день

Опросы свидетельствуют, что пассивность сторонников Украины – едва ли не самая большая проблема.

Немало людей готовы отдать голос "за", но не чувствуют референдум как "свою собственную проблему".

Изменить это возможно только эмоциями.

К слову, уже есть доказательство того, что эмоциональные ролики "насыпали соли на хвост" противникам референдума. В воскресенье произошла атака на сайт Hop Nederland Hop. Лишь через несколько часов работа проекта была восстановлена.

Хотите, чтобы эмоции комбинировались с фактическими данными? Есть и такой проект.

Больше миллиона просмотров, 85% из них – с нидерландских IP-адресов. Это абсолютный рекорд кампании, поставленный видеороликом Юлии Марушевской "Я – украинка".

"Европейская правда" может приоткрыть тайну: когда этот ролик был создан, не все активисты из неформального "мозгового центра" кампании поддержали его. Кое-кто считал, что из-за мифизации фигуры Путина в Голландии не стоит делать акцент на военных действиях РФ в Украине, чтобы не пугать нидерландцев.

Но правду не скроешь. Военная тема в любом случае обсуждается в Нидерландах. Поэтому стоит снова донести до голландцев: именно единство Европы в поддержке Украины может остановить российское нашествие. А разделенность – это лишь подспорье для РФ.

Добавим, что за последние недели в Нидерландах появились десятки клипов, созданных проукраинскими активистами. Там есть все – эмоции и фактаж, мультипликация и кино, любительские и профессиональные съемки. Каждое видео нашло свою аудиторию.

И, наконец, нельзя не отметить креативный и действительно интересный проект "Так is Ja", где украинцы оставляют собственные видео, призывая голландцев поддержать свою страну.

Можно сказать, что youtube стал оружием Украины в борьбе за голоса на референдуме.

Одна голова – хорошо, а десятки – лучше

Нидерландская кампания – это, пожалуй, уникальный случай, когда украинские инициативы, направленные на общую цель, смогли не перессориться в процессе. Наверное, потому, что никто не искал официального, публичного лидерства.

Поскольку наличие лидера мешало бы процессу.

В Нидерландах сразу предупредили: здесь избиратель слишком чувствителен к внешнему давлению. Нидерландцы считают, что референдум – это их дело, поэтому Украина должна держаться подальше.

Именно поэтому не было открыто, к примеру, "официального офиса Украины к референдуму".

И именно поэтому большинство действий проходили незаметно для украинцев, хотя оказывали неоценимое влияние на события в Гааге или Амстердаме.

Не стоит раскрывать все детали внутренней кухни, но приведем один пример: как общими усилиями удалось нейтрализовать наиболее опасную до сих пор атаку России на референдум.

Речь идет об истории с фальшивым клипом псевдо-Азова, в котором неизвестные люди с символикой добровольческого батальона сожгли флаг Нидерландов и начали напрямую угрожать терактами против голландцев в Украине и за рубежом.

Об истории с "Азовом" украинские интернет-читатели узнали утром 19 января. Сам ролик появился в сети накануне, и его авторы сделали все, чтобы ночью того же дня о нем узнали нидерландские СМИ.

Как известно, впоследствии были документально доказаны российские корни данной атаки - Bellingcat выяснил, что видео с угрозами создала "фабрика троллей" в РФ.

Единственное, чего не учли нидерландцы, так это то, что на тот момент уже действовал "мозговой центр", о котором мы упоминали выше. А одновременно – безостановочно велся мониторинг сети на новые сообщения о Нидерландах.

За ночь, отделявшую Украину от имиджевой катастрофы, атака была нейтрализована.

Пусть даже это стоило бессонной ночи нескольким активистам.

В течение ночи "Азов" подготовил контробращение, в котором доказал фейковость видео. Киев также официально опроверг его. К работе подключился МИД Нидерландов, обнародовав заявление в подтверждение украинской позиции.

В итоге голландские СМИ не поверили фейку о "террористах из "Азова", а следующая атака россиян на эту тему провалилась еще на старте.

Что в итоге?

Конечно, это – далеко не вся активность украинцев, связанная с нидерландским референдумом, и даже не все "низовые инициативы".

Стоит отдельно отметить популярную нынче "культурную дипломатию". В Голландии впервые состоялись дни украинского кино в Нидерландах. И для людей культуры это – важнее любых аргументов о торговле.

 

Автору же ближе к сердцу "низовой" спортивный проект – в минувшее воскресенье в Амстердаме состоялись забег и заезд украинских велосипедистов.

У спортивной идеи также есть свои фанаты.

Ни один из перечисленных проектов и ни одна инициатива отдельно не могут изменить результат референдума. Но вместе они вполне способны это сделать. Причем положительным итогом для Киева будет не только победа, но и сокращение разрыва между голосами "за" и "против".

Ведь, как известно, референдум этот – консультативный. Поэтому при небольшом отрыве и невысокой явке нидерландские правительство и парламент могут вторично подтвердить ратификацию Соглашения.

Предварительные итоги станут известны очень скоро.

Поэтому нам остается ждать и благодарить тех, кто не жалел своего времени, сил и денег в борьбе за лучшее будущее – не для себя, а для Украины.

Автор: Сергей Сидоренко,

"Европейская правда",
из Нидерландов

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: