"Молодая кровь" в штате МИД: когда реальность противоречит логике
Революция достоинства и смена власти дали нашей стране шанс провести крайне необходимые реформы во всех сферах. Однако ни коалиционное соглашение, ни программы деятельности правительства не упоминают о реформе внешнеполитического сектора.
Только Стратегия "Украина-2020", разработанная администрацией президента, определила реформу дипслужбы одним из первоочередных приоритетов. А в октябре 2014 года тогдашний заместитель главы АПУ Валерий Чалый заявил, что реформу дипломатии реализуют одной из первых.
Но выполнено ли это обещание? Есть ли на самом деле сдвиги?
Отдельного внимания заслуживает кадровая политика МИД Украины, которой посвящена эта статья. Надеемся, на проблему обратят внимание вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции (ответственная за реформу государственной службы), главы и члены парламентских комитетов по иностранным делам и по вопросам европейской интеграции, эксперты и дипломаты.
Как попасть в МИД?
Многие студенты факультетов международных отношений мечтают о дипломатической карьере. Но попробуем разобраться: может ли молодой талантливый специалист стать украинским дипломатом?
На сегодня есть два пути трудоустройство в МИД Украины: на основании трудового договора с зачислением в штат и по гражданско-правовому договору (далее – ГПД), то есть вне штата.
Среди более 600 сотрудников центрального аппарата МИД около 50 работают по ГПД.
И эта категория сотрудников заслуживает отдельного внимания.
Наем работников на условиях ГПД – достаточно распространенная практика в МИД Украины.
Для руководства МИД это – довольно удобный путь, несмотря на ограниченные кадровые возможности министерства.
Обычные трудовые договоры и ГПД схожи по своей сути, но имеют ряд существенных отличий именно с формальной точки зрения.
Сторонами ГПД выступают "заказчик" и "исполнитель" (в отличие от "работника" и "работодателя" для постоянных работников). "Исполнитель работ" не входит в штат учреждения, не издается приказ о его приеме на работу.
Условия предоставления услуг по ГПД регулируются внутренним документом, распоряжением МИД Украины. Такие договоры заключаются сроком на 3 месяца, исполнители не получают места в штате, не имеют права на отпуск и больничные и не проходят конкурсного отбора.
В то же время для них делается запись в трудовой книжке, они ежемесячно получают регулярную плату, что больше похоже на заработную плату, а не на оплату услуги.
Интересно, что практика найма по таким договорам распространена лишь в МИД Украины. В остальных министерствах все сотрудники являются штатными.
Есть виды услуг, выполняемые по ГПД: услуги технического характера (копирование документов, формирование рабочих досье); услуги информационно-аналитической деятельности (анализ информации, которая не составляет государственной тайны, подготовка аналитических материалов, переводов, справок).
По ГПД может выполняться также чисто техническая деятельность (повара, грузчика, официанта), но нас в данном случае интересуют только "внештатные дипломаты".
Человек, который соглашается на работу по такому договору, фактически находится в состоянии длительного испытательного периода, который растянут на годы и никоим образом не гарантирует полноценного трудоустройства.
Также есть определенные трудности технического характера: каждые три месяца человек должен заключать новый ГПД.
Однако в условиях отсутствия набора на дипломатические должности тот, кто действительно желает попробовать себя на дипслужбе, просто не имеет другой возможности туда попасть.
Ведь в последний раз конкурс на замещение вакантных дипломатических должностей в центральном аппарате МИД объявляли аж в январе 2014 года.
А сейчас можно без объявления конкурса набирать новых "временных сотрудников", не давая им никаких гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.
По факту сотрудники, выполняющие одинаковую работу, находятся в неравных условиях, если один из них работает в штате, а другой – нет. К тому же лица, заключающие ГПД, обычно выполняют менее квалифицированную работу.
Их продвижение по службе возможно только на основании субъективных оценок руководства.
И хотя в текущей работе внештатные сотрудники дискриминированы (в сравнении со штатными), у них в то же время есть преимущество перед... потенциальными кандидатами на заполнение вакансий в министерстве.
Есть большие сомнения в честности и прозрачности конкурсного отбора в ведомстве, ведь руководители структурных подразделений могут просто переводить человек из ГПД в штат, организуя формальный, фиктивный конкурс.
По сути, "внештатные дипломаты" является неким кадровым резервом МИД.
Конкурсы для дипломатов: печальная реальность
В рамках реформирования госслужбы в марте 2016 года Кабинет министров утвердил Порядок проведения конкурса на занятие должностей государственной службы. Этот документ содержит достаточно прогрессивные нормы для большей прозрачности конкурсного отбора в государственных учреждениях.
В состав конкурсной комиссии могут привлекаться представители общественных объединений, государственные служащие, в том числе из других государственных органов, ученые, эксперты (этого не было в предварительном Порядке проведения конкурса от 2002 года, что давало возможность набирать сотрудников по субъективному решению руководителя без учета профессиональных способностей кандидатов). Предусмотрена видео- и аудиофиксация заседаний комиссии при заполнении должностей более высокой категории; установлен принципиально новый механизм обжалования решения конкурсной комиссии (в суде или профильном центральном органе исполнительной власти).
Есть и другие важные изменения, но...
Уже в первом пункта этого документа мы видим фразу: "действие настоящего Порядка не применяется во время проведения конкурса по принятию на дипломатическую службу".
В то время как других госслужащих уже можно отбирать в прозрачном конкурентном соревновании, наем сотрудников в МИД регулируется устаревшими правилами от 2002 года.
На конкурсах в МИД не действует ни одна прогрессивная идея нового законодательства.
Здесь нет норм по привлечению в конкурсную комиссию представителей общественности, экспертов, специалистов и госслужащих из других государственных органов, не предусмотрена видео – и аудиофиксации и т.п.
А обжаловать решение конкурсной комиссии можно лишь министру иностранных дел в течение трех дней. Привлечение внешних арбитров не предусмотрено.
По сути, сделано все, чтобы у министерства, в случае появления вакансии, была возможность отобрать на нее "своего" человека.
Поэтому пока действует старое положение о конкурсе и будет существовать нынешняя практика найма сотрудников по ГПД, об объективности и беспристрастности конкурсного отбора во внешнеполитическом ведомстве Украины речь не идет.
Шансы получить работу в МИД для людей не из ведомства, у которых нет необходимых связей в аппарате, практически сведены к нулю.
А конкурс в МИД фактически становится фикцией и нужен лишь для формального соблюдения законодательства.
Но почему во внешнеполитическом ведомстве укоренилась такая практика?
Дипломатия – приоритет или остаточная функция?
Практика найма сотрудников по ГПД, долгое время существующая в МИД, является вынужденным шагом, на который идет руководство внешнеполитического ведомства в условиях крайне ограниченного финансирования. В соответствии с госбюджетом на 2016 год, на оплату труда в МИД выделено 86,2 млн грн.
Для сравнения, расходы на оплату труда в Министерстве экономического развития и торговли Украины составляют 116,3 млн грн, а в Министерстве юстиции – 833,9 млн грн.
Не имея зарплатного фонда, сложно привлекать в МИД квалифицированных специалистов. Поэтому справедливыми представляются идеи, высказанные ведущими экспертами и дипломатами, в том числе в аналитическом докладе НИСИ, относительно отдельных бюджетов для приоритетных направлений внешней политики, структурных подразделений и для обеспечения индивидуальной работы дипломатов.
Провал референдума в Нидерландах, принятие резолюции Сената Франции, задержки с введением безвизового режима для Украины, возможно, заставят украинских политиков обратить внимание на проблемы отечественной дипломатии и убедят в необходимости ее кардинального обновления.
Перестройка МИД в перспективе должна привести к тому, что Украина станет субъектом международных отношений, а не объектом французской и немецкой дипломатии. Ведь наличие собственных вооруженных сил и независимой внешней политики являются основными признаками независимого государства. А практика ручного управления дипломатией, отсутствие инициативы и мотивации уже продемонстрировала свою неэффективность.
Внештатные эксперты – не всегда плохая идея
При нынешней системе исполнители по ГПД скорее участвуют в процессе дипломатической деятельности, чем обеспечивают ее результат.
Хотя такая форма найма работников имела бы смысл для обеспечения функционирования аналитического центра при МИД в случае его создания. Необходимость такого центра отмечает Геннадий Максак в своей статье "Что такое экспертная стратегия внешней политики и почему она крайне важна для страны".
Это была бы неправительственная организация, цель которой – аналитическо-консультационная поддержка МИД, выработка политик, стратегий, планов действий. Сотрудники данного аналитического центра вполне могут не быть госслужащими. Результат их работы – аналитический продукт, от качества которого должно зависеть вознаграждение.
Но чрезвычайно большой интеллектуальный потенциал, который мог бы быть привлечен как к текущей работе дипломатической службы, так и к аналитической деятельности в области международных отношений, к сожалению, на сегодня остается незадействованным.
Созданные в МИД условия и практика договоров подряда – эффективный инструмент нивелирования этого потенциала.
Путь выхода из нынешней ситуации не является секретом: увеличение расходов на оплату труда работников МИД, постепенное приравнивание работников по ГПД к штатным должностям министерства с предоставлением им социальных гарантий. Одновременно стоит прислушаться к идее создания неправительственного аналитического центра при МИД.
Нужно возобновить конкурс на замещение вакантных должностей во внешнеполитическом ведомстве, обеспечив его прозрачность и непредвзятость.
Стоит также активнее использовать иностранную практику для реформирования дипломатической службы. К примеру, по опыту Великобритании стоит повысить роль испытательного срока при приеме на работу.
Стоит ввести обязательную ежегодную оценку (аттестацию) результатов работы сотрудников, которая будет определять продвижение по службе и повышение заработной платы. Таким образом будет обеспечено новое качество кадров дипслужбы. Важно внедрить систему заблаговременного (за два года) сообщения дипломату о его будущей заграничной командировке. За этот период на курсах человек сможет изучить необходимый ему для дальнейшей работы иностранный язык. Такая практика также распространена в дипломатической службе Великобритании.
Проблема реформирования дипломатической службы Украины, в частности, кадровой политики, назрела давно.
С ее решением Украину ожидает новое позиционирование на международной арене, больше побед в дипломатических дуэлях и признание важной роли Украины в мире как ответственного и предсказуемого партнера, а не проблемной "серой зоны".
Автор: Вячеслав Голуб,
политолог-международник,
выпускник Программы стажировки в Верховной раде и Открытого университета реформ РПР