Перестрелка накануне мирных соглашений: почему армянская оппозиция взялась за оружие

Понедельник, 18 июля 2016, 09:30 — Карен Мадоян, для Европейской правды
Фото AP

Вот уже второй год подряд июль становится периодом протестной активности в столице Армении. Год назад внимание СМИ было приковано к массовой демонстрации Electric Yerevan.

Спустя год утром 17 июля новостные ленты пополнились заголовками о начале антиправительственного вооруженного бунта, после того, как вооруженная группа ворвалась в расположение полка патрульно-постовой службы полиции Армении и взяла в заложники семь сотрудников правоохранительных органов.

В результате нападения убит заместитель командира полка полковник Артур Ваноян и несколько офицеров получили огнестрельные ранения. Среди заложников оказался заместитель начальника полиции Еревана Валерий Осепян.

Вскоре нападавшие распространили в соцсетях видеообращение, где назвали себя членами движения "Учредительный парламент". Они потребовали отставки президента Армении Сержа Саргсяна, освобождения из тюрьмы оппозиционера Жирайра Сефиляна, а также призвали граждан выходить на улицы.

Очень важно, что протест не получил общественной поддержки, что позволяет властям действовать уверенно.

Власти Армении назвали происходящее террористическим актом.  К территории полка патрульно-постовой службы в столичном районе Эребуни были стянуты силы специального назначения, а от захватчиков требуют сложить оружие. Появилась информация о том, что в Армении начались аресты сторонников несистемной оппозиции.

 

Причины столь радикальной антиправительственной акции кроются в событиях двухмесячной давности.

20 мая Следственный комитет Армении сообщил, что в ходе расследования ДТП на одном из шоссе в Ереване сотрудники полиции обнаружили в автомобиле одного из участников инцидента два автомата АК-74 со 120 патронами. По факту было возбуждено уголовное дело о незаконном хранении оружия. В результате следственных действий были установлены личности водителя и пассажира.

В Следственном комитете утверждали, что задержанные были связаны с одним из лидеров оппозиции Жирайром Сефиляном, который создавал вооруженные группировки с целью захвата зданий и средств коммуникации. Сам Сефилян был задержан 20 июня.

Представители оппозиционной коалиции "Новая Армения", куда входит Жирайр Сефилян, обвинили власти в попытке сфабриковать дело против одного из лидеров оппозиции, который открыто выступает против сдачи Азербайджану территорий, прилегающих к Нагорному Карабаху.

Речь идет о так называемом поясе безопасности вокруг непризнанной Нагорно-Карабахской Республики.

Ветераны и оппозиционеры

Имя Жирайра Сефиляна мало о чем говорит даже тем читателям, кто следит за событиями в Армении в контексте событий вокруг нагорно-карабахского конфликта или прошлогодних протестов против повышения тарифов на электроэнергию.

Однако на родине он достаточно давно известен, в первую очередь - как борец с властями и участник войны в Нагорном Карабахе.

Жирайр Сефилян родился в 1967 году в Бейруте (в столице Ливана проживает одна из крупнейших армянских общин на Ближнем Востоке). В 1980-х во время гражданской войны в Ливане он участвовал в самообороне армянской общины.

 Жирайр Сефилян

В начале 1990-х Сефилян переезжает в Армению и принимает участие в нагорно-карабахском конфликте в качестве командира одного из боевых отрядов. В тот период среди участников боевых действий было много добровольцев из числа этнических армян из разных стран. Отряд Сефиляна действовал до конца войны, а сам командир был награжден орденом "Боевой крест I степени".

В 1990-х выходцы из среды ветеранов карабахского конфликта играли важную роль в армянской политике.

Первый министр обороны Армении Вазген Саргсян командовал добровольческим отрядом народного ополчения "Еркрапа". С его именем связывают инициативу привлечения на высшие руководящие посты выходцев из Карабаха – бывшего и нынешнего президентов Армении Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна.

Как известно, президентству Роберта Кочаряна предшествовала его работа на посту главы правительства, а Серж Саргсян руководил силовыми структурами Армении. Вазген Саргсян впоследствии стал премьер-министром, когда возглавляемый им блок "Единство" получил большинство голосов на парламентских выборах в 1998 году.

Именно в этот период происходит первый в истории Армении силовой захват органа государственной власти.

29 октября 1999 года вооруженная группа ворвалась в зал заседаний Национального собрания Республики Армения во время выступления главы правительства перед депутатами. Был открыт огонь на поражение, в результате которого были убиты на месте Вазген Саргсян, спикер парламента и сопредседатель блока "Единство" Карен Демирчян, а также два вице-спикера и министр обороны страны.

Не выдвинув никаких требований, нападавшие в тот же день без сопротивления сдались полиции.

Различные версии о причастности к расстрелу в парламенте президента Роберта Кочаряна озвучиваются оппозиционерами по сей день. Заказчики преступления так и не были установлены.

Однако нет сомнений в том, что Роберт Кочарян на тот момент укрепил свои позиции в исполнительной власти, а ветераны добровольческих отрядов перестали играть роль в политической жизни Армении.

После войны Жирайр Сефилян занимал должности в Армии обороны Нагорного Карабаха. В 2000 году он начинает заниматься политической деятельностью в Армении и возглавляет общественное движение "Объединение армянских добровольцев".

При этом Сефилян открыто декларирует жесткую оппозицию к правящему режиму. В декабре 2006 года его впервые арестовывают по обвинению в призывах к насильственной смене власти и незаконному хранению оружия.

Отсидев полтора года, он вновь заявляет о намерении продолжать борьбу с властями.

В 2015 году Жирайр Сефилян входит в политсовет оппозиционной коалиции "Новая Армения". Туда же входит и его соратник Гарегин Чуказян, который возглавляет движение "Учредительный парламент", а также кандидат в президенты на выборах 2013 года, лидер партии "Наследие" и бывший министр иностранных дел Раффи Ованнисян. 

Своей задачей коалиция провозгласила препятствование проведению общенационального конституционного референдума о переходе Армении к парламентской республике. В апреле 2015 года Жирайр Сефилян был вновь арестован по подозрению в подготовке массовых беспорядков, однако уже через месяц отпущен.

По итогам референдума, состоявшегося 6 декабря 2015 года, 63% избирателей проголосовали за изменение основного закона страны.

"Новая Армения" обвинила президента Сержа Саргсяна в попытке узурпации власти и призвала граждан к протестам. Однако коалиции так и не удалось вывести на улицы большое количество сторонников.

11 и 18 декабря были попытки провести марши по Еревану, но к концу 2015 года протесты пошли на убыль.

Карабахский фактор

Последнее обострение ситуации вокруг Нагорного Карабаха в апреле 2016 года, когда Азербайджан и Армения находились в двух шагах от начала полномасштабной войны, еще больше усилило антиправительственную риторику со стороны несистемной оппозиции в Ереване.

Оппозиционеры обвинили Сержа Саргсяна в провале внешней политики и пораженческой позиции в ущерб национальной безопасности Армении.

Лидер "Учредительного парламента" Гарегин Чуказян в мае обратился к соотечественникам с призывом взять оружие и отвоевать у Азербайджана утраченные в результате апрельских боев позиции.

Не секрет, что одним из пунктов на переговорах в раках урегулирования карабахского конфликта является возвращение под юрисдикцию Азербайджана семи районов, находящихся под контролем карабахской стороны в качестве пояса безопасности.

Как и большинство ветеранов карабахской войны, Жирайр Сефилян известен своей непримиримой позицией в вопросе уступок Азербайджану,  о чем он стал публично заявлять одним из первых после апрельского противостояния.

О возможных изменениях в процессе урегулирования карабахской проблемы все чаще говорится на фоне заметной активизации Минской группы ОБСЕ, а также попыток России перевести процесс в формат переговоров между Арменией и Азербайджаном под патронатом Москвы.

Информация о текущих процессах подается через официальные каналы в крайне ограниченных объемах.

Не исключено, что руководство Армении готовит общественность к непопулярным решениям, которые только подольют масла в огонь протестных настроений.

Стоит понимать, что если внешние сторонники урегулирования придут к согласию, а Россия решит показать себя как миротворца, у Еревана будет мало шансов отказаться от предложенного мирного плана. Даже если его не воспринимает значительная часть армянского общества.

Это и объясняет страх властей перед любыми протестами, настолько сильный, что силовые структуры уже начали зачистку политического пространства даже от представителей маргинальной оппозиции.

В свою очередь Жирайр Сефилян пользуется популярностью у населения как участник боевых действий и является авторитетом среди ветеранов. Обвинение в сдаче национальных интересов в Карабахе из уст героя войны уж точно не добавляли симпатий президенту страны Сержу Саргсяну.

 

Но не стоит забывать, что за последние годы Сефиляну и его политической силе так и не удалось мобилизовать достаточное количество сторонников для каких-либо решительных перемен. Однако, его арест и дальнейшее преследование деятелей оппозиции могли стать триггером для самых радикальных сторонников Жирайра Сефиляна, решивших взять в руки оружие и штурмовать полицейский полк.

Как бы ни разрешился этот кризис, обе стороны уже оказались в проигрышной ситуации.

Убийство полицейского и захват заложников точно не добавят популярности оппозиционерам. Армяне сейчас воспринимают любую попытку расшатать ситуацию внутри страны, как игру на руку врагу. В данном случае – Азербайджану.

Власти Армении, как и в ситуации с прошлогодними протестами, вновь расписались в неспособности и нежелании вести конструктивный внутриполитический диалог. Только на этот раз все завершилось не естественным угасанием протестных настроений, а автоматными очередями по сотрудникам полиции.    

 

Автор: Карен Мадоян,

медиаэксперт, политолог

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: