Что происходит с Правительственным офисом по вопросам евроинтеграции?

Среда, 14 сентября 2016, 11:08 — Сергей Сидоренко, Европейская правда

На прошлой неделе в публичном пространстве появились признаки скандала, о котором до этого знали лишь специалисты по вопросам евроинтеграции.

И в ближайшие месяцы проблема может стать значительно острее.

Государственный орган, координирующий выполнение Соглашения об ассоциации (да и в целом – европейскую интеграцию) лихорадит уже несколько месяцев подряд. Правительственный офис по вопросам евроинтеграции (далее – ПО) полностью остался без руководства. В нем нет председателя и обоих заместителей. Правительство уже четыре месяца ищет им замену, но пока безуспешно.

Пессимисты говорят, что осенью Украину ждет провал в экспертизе проектов правительственных решений на их соответствие Соглашению об ассоциации. И напоминают, что это повлечет за собой реальные потери для украинской торговли.

Оптимисты же утверждают, что эти опасения напрасны, что правительство справится. В частности, в Кабмине уверяют, что не только не сократят, но и расширят полномочия ПО. Этот орган получит также полномочия в сфере евроатлантической интеграции, а его штат и полномочия должны быть расширены, говорит вице-премьер Иванна Климпуш-Цинцадзе.

Уже 14 сентября решение о новых полномочиях офиса должно рассматриваться на заседании правительства.

Вот только остается открытым вопрос о том, как ликвидировать кадровый голод и заполнить штат ПО с невысокими зарплатами (пусть даже с широкими полномочиями). Эту проблему признают даже оптимисты, да и касается она не только правительственного офиса.

Решить ее может реформа системы госуправления, но это точно не вопрос ближайших месяцев.

А учитывая, что 1 ноября истекает срок выполнения Украиной более 70 обязательств по Соглашению об ассоциации, реальные проблемы могут проявиться уже скоро.

Офис без главы

Правительственный офис по вопросам европейской интеграции – структура, принципиально новая для украинской власти (в правительстве Тимошенко был орган с похожим названием, но совсем другой по сути).

Создание ПО в 2014 году стало общей победой экспертов в сфере евроинтеграции и нескольких проевропейских чиновников. И хотя этот орган не имеет политического веса, его создание было несомненно важным.

В условиях, когда сближение с ЕС становится приоритетом и направлением изменений в государстве, должен быть кто-то, кто проверяет, а действительно ли предложенные изменения – "европейские" по своей сути. Соответствуют ли предложения Минагро, Минэнерго, Минприроды и других ведомств Соглашению об ассоциации с ЕС? Эта работа техническая, но важная. Именно ее начал выполнять новый орган во главе с Наталией Гнидюк – экспертом, принимавшим участие в создании офиса, а после этого оставшимся на госслужбе.

В конце августа появилась новость об отставке Гнидюк. На первый взгляд, ничего необычного – все руководители рано или поздно уходят с должностей. Однако это увольнение заслуживает внимания. Офис остался обезглавленным. Еще в середине мая ушел с должности первый заместитель главы офиса, Николай Кузьо, а летом уволился заместитель Гнидюк, Анатолий Куцевол.

Более того,

для экспертного сообщества не секрет, что Гнидюк последние четыре месяца не так работала, как "дорабатывала".

Еще в апреле-мае ей сообщили: надо искать другую работу.

Именно это стало причиной отставки всего руководства ПО – Кузьо и Куцевол, которые пришли в офис по приглашению Гнидюк, уволились в знак протеста.

Что же до причины увольнения руководителя ПО, то здесь мнения собеседников ЕвроПравды расходятся. Скорее всего, здесь был комплекс причин. И профессиональных (ЕП приходилось слышать о претензиях по поводу того, как офис проводил коммуникации и координацию с другими ЦОИВ), и личностных (в команде вице-премьера по евроинтеграции есть те, с кем у Гнидюк – не слишком дружеские отношения).

Именно последняя, личностная составляющая конфликта проявилась в сентябре, когда экс-руководство ПО взяло под контроль фейсбук-страницу офиса и объявило о его якобы ликвидации и создании другой структуры. Спустя несколько дней они согласились вернуть страницу под контроль правительства, однако лучшей иллюстрации того, что конфликт существует, сложно представить.

Но это на данный момент уже не так важно. Значительно важнее то, что заменить "отставников" некем.

В поисках добровольцев

В течение минимум четырех месяцев шли непубличные переговоры с претендентами, которые могли бы возглавить правительственный офис. У ЕвроПравды с начала лета появлялась информация о переговорах с несколькими людьми (в том числе достаточно известными и уважаемыми специалистами), однако ни один из них не дал согласия на назначение руководителем Офиса.

Был также объявлен публичный конкурс на первого заместителя главы ПО. Бесполезно – за месяц не подалось ни одного кандидата, отвечающего квалификационным требованиям.

Такой кадровый голод неудивителен. Зарплата в ПО совершенно не адекватна требованиям, стоящим перед этим органом. Найти специалиста, который разбирается одновременно в европейском и украинском праве, со свободным английским, готового работать на руководящей должности и получать около 6 тысяч гривен – не просто сложная, а, скорее, нереальная задача.

Да, у правительства есть определенное "пространство для маневра" в установлении зарплаты, но только до определенного предела.

Рыночный уровень зарплаты не выходит никак.

Правда, вице-премьер по вопросам евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе не теряет надежды. В комментарии ЕП она заверила, что штат будет набран.

"Сейчас есть возможность для людей, которые уже работают в офисе, взять на себя большую ответственность, пойти на повышение. Возможно, возьмем несколько молодых людей, возможно – с чуть меньшим опытом. Но это не означает, что их базовых знаний не хватит для того, чтобы справиться с работой, возложенной на Правительственный офис", – объясняет она.

По мнению вице-премьера, проблемой было также то, что о конкурсе на должность руководителя офиса знали не все претенденты. "Попробуем максимально афишировать то, что конкурсы идут. Попробуем привлечь тех, кто сейчас не на государственной службе. В конце концов, это не единственная правительственная структура, где есть кадровый голод", – добавила она.

Правда, несложно предсказать, что при сохранении "государственной" зарплаты поиск не будет простым...

Обязательства перед ЕС? Ну и бог с ними!

Проблема ПО недаром стала актуальной именно сейчас. Ноябрь 2016 года – это критический месяц, когда речь идет о выполнении Соглашения об ассоциации. Согласно правительственным планам, осенью истекает срок выполнение ряда директив ЕС.

Это можно увидеть в "Навигаторе ассоциации" – удобном сервисе, где отражены выполненные, не выполненные и будущие обязательства Украины по соглашению. Практически все обязательства, выполнение которых запланировано на 2016 год, привязаны к 1 ноября.

"Да, ноябрь – ключевой месяц, и в правительстве не понимают, что с этим делать. Все, кто создавал Правительственный офис вместе с Гнидюк, ушли, а нового поколения не появилось. В отделе, который занимается анализом на соответствие праву ЕС – едва ли не два человека", – рассказал ЕП чиновник, который до сих пор остается в "евроинтеграционной команде".

Иванна Климпуш-Цинцадзе в свою очередь уверяет, что экспертиза законопроектов не должна пострадать из-за увольнения руководства Офиса. "При всем уважении, не руководитель офиса проводил экспертизу. Экспертов осталось достаточно. Ушли только руководитель и два заместителя и еще двое людей, которые перешли в проекты ЕС – жаль, что так произошло, но это еще не повод говорить, что ПО утратил способность обеспечивать экспертизу правительственных проектов", – говорит она.

У вице-премьера между тем есть идея, как привлечь дополнительные человеческие ресурсы.

"Сейчас через проект Association4U набираются исследователи, эксперты. Кто-то из них, вполне вероятно, может быть заинтересован в перспективе перейти на госслужбу. Да, кто-то должен их координировать, должен их научить, но в Правительственном офисе есть люди, способные это сделать", – пояснила Климпуш-Цинцадце.

Вот только нельзя не отметить, что с задачей "научить" лучше всего должно было справиться именно руководство. Которого нет.

И это – проблема не только нынешней "смены власти" в Правительственном офисе. Текучка кадров стала признаком европейской составляющей украинской исполнительной власти.

"Правительственной политике европейской интеграции не хватает институциональной памяти. Каждая смена власти у нас приводит к увольнению части госслужащих, которые понимали логику соответствующей секторальной политики, знали материал и поддерживали наработанные рабочие контакты в ЕС. Наверное, эта проблема может быть окончательно решена лишь в рамках общей реформы государственной службы", – констатирует юрист Роберт Хорольский, специалист в вопросе европейского права.

Хорольский также отметил: проблема с экспертизой возникла не сейчас, не при нынешнем правительстве. Даже в старом формате, до волны отставок, Правительственный офис не соответствовал тому уровню, который должна иметь евроинтеграция в Украине.

Если, конечно, мы ставим целью выполнение Соглашения об ассоциации.

"Традиционно экспертизу проектов нормативных правовых актов на соответствие acquis communautaire (законодательству) ЕС выполнял Минюст, хотя государство никогда не выделяло на это необходимых ресурсов. Затем эта функция перешла к Правительственному офису, но тоже без адекватного кадрового ресурса.

Если правительство серьезно относится к выполнению Соглашения об ассоциации, то оно должно иметь в своем распоряжении минимум полсотни специалистов, к тому же с хорошим профессиональным образованием в соответствующем секторе acquis", – считает эксперт.

При этом работа ПО не должна ограничиваться анализом только правительственных проектов. "Глобальная проблема – у нас до сих пор нет органа, который будет останавливать акты, не соответствующие законодательству ЕС. Формально есть Правительственный офис и евроинтеграционный комитет, но когда идет голосование, их голос не является решающим. Также нужно, чтобы офис смог анализировать и депутатские тексты, потому что от парламентариев приходят огромные законодательные акты", – отмечает Любовь Акуленко, координатор информационной кампании "Stronger Together!", исполнительный директор УЦЕП.

Что делать?

Простого ответа на этот вопрос, увы, нет.

Да, в правительстве планируют предпринять определенные шаги. В частности, уже 14 сентября правительство может принять решение об увеличении штатного расписания ПО. Возможно, часть вакансий удастся заполнить и это увеличит возможности структуры.

Еще один запланированный шаг – расширение полномочий ПО. "Должна быть обновлена структура офиса. Есть также проект решения, по которому офис будет переименован в Правительственный офис по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, с новыми сферами ответственности. А дальше – будем искать людей", – говорит Иванна Климпуш-Цинцадзе.

Источники свидетельствуют, что в качестве временного решения часть экспертизы и координационной работы передали в министерства и даже в МИД, хотя ему это не свойственно.

И все же не оставляет уверенность, что этого недостаточно.

Если правительство не примет срочных и радикальных решений, а ограничится лишь косметическим "латанием дыр", будет сложно говорить об эффективном выполнении ассоциации.

Поэтому крайне необходимо, чтобы важность проблемы осознали те, от кого зависит ее решение.

Прежде всего – премьер Гройсман, которому, очевидно, не хочется "повесить на себя" еще и обвинение в провале выполнения Соглашения.

Ведь политическое решение – в том числе о повышении зарплаты – всегда можно найти. Должна быть только политическая воля на это.

Автор: Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды"

ОНОВЛЕНО: до редакції надійшов коментар колишнього першого заступника глави Урядового офісу Миколи Кузьо. Виходячи з принципу права всіх фігурантів статті на представлення своєї думки, публікуємо текст його коментаря.

"Інтерпретація, наведена у статті стосовно причин мого звільнення з Урядового офісу з питань євроінтеграції, є некоректною. 8 червня мене було призначено заступником міністра екології та природних ресурсів з питань європейської інтеграції. Керувався можливостями досягти реальних результатів у міністерстві, за твердої політичної волі міністра екології  зробити євроінтеграцію одним із пріоритетів. Тому дивно, щоб таке відповідальне рішення могло прийматися "на знак протесту". Більше того, маю можливість подальшої роботи над розвитком інституційного механізму європейської інтеграції.

У цій ситуації вважаю правильним зосередитися на дискусії щодо розвитку інституційної системи та спроможності у сфері ЄІ, включаючи і проблеми, згадані у статті. Проте, вважаю, що багато чорно-білих інтерпретацій, категорично викладених у статті, можуть провокувати хибне розуміння проблем. Хоча сам факт публікації може стимулювати саму дискусію і додаткову увагу політичних лідерів для її вирішення."

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: