Предательство Грузии или пиар Саакашвили? Что означает неголосование грузин за Украину в ПАСЕ
В социальных сетях не утихает возмущение по поводу того, что грузинская делегация не поддержала Украину на важных голосованиях в Парламентской ассамблее Совета Европы.
"Позор для Грузии", "черное пятно на истории страны" – лишь часть эпитетов, которые звучали в эти дни в адрес грузинских парламентариев. Причем волну возмущения запустили сами грузины. Конечно, оппозиционные.
"Это безусловно позор для действующей власти Грузии", – написал бывший первый заместитель генпрокурора Давид Сакварелидзе, который, собственно, и вынес эту тему на обсуждение СМИ.
"Это стыд и срам.
Эта позорная, стыдливая позиция, которая останется черным пятном в истории Грузии,
не отражает реальную позицию грузинского народа", – заявил, дополняя его, руководитель Одесской области, экс-президент Грузии Михеил Саакашвили.
Но стало ли грузинское неголосование неожиданным для Киева шагом? Произошло ли вообще что-то чрезвычайное? В конце концов, действительно ли можно говорить о "предательстве"?
У "Европейской правды" есть ответы на эти вопросы, хотя часть из них выходит за рамки обычных мнений фейсбука.
Где не хватало грузинских голосов?
Решения, которые ставились на голосование в Страсбурге на прошлой неделе, действительно необычны. Текст одного из них наше издание уже публиковало (см. публикацию "Кремль несет юридическую ответственность за действия "ДНР" и "ЛНР". Перевод резолюции"), второе касалось ответственности России за политический кризис в Украине (вот описание лишь двух статей: "Ассамблея поставила под сомнение полномочия Госдумы"; "ПАСЕ: санкции против РФ должны сохраняться").
То, что на прошлой неделе в Страсбурге грузинская делегация не поддержала украинские решения – это факт. В этом можно убедиться на официальном сайте ПАСЕ – тут и тут.
Конечно, грузинские депутаты могут ответить, что их голоса не были критическими для поддержки Украины, и это также будет правдой. Первую резолюцию поддержали 78 из 102 депутатов, находившихся в зале, вторую – 87 из 104. Дополнительные голоса грузинских коллег не помешали бы, но не были решающими.
Уже за день до голосования стало ясно, что последние действия РФ в Сирии крайне возмутили европейских парламентариев, и те готовы снова наказать Путина.
Но даже в этих условиях не было уверенности, что ассамблея одобрит самые радикальные правки. К примеру – о санкциях.
И здесь преимущество проукраинских голосов было не явным.
К примеру, ключевая правка об изменении названия резолюции, после которой упоминания о "конфликте в Украине" превратились в "российскую агрессию в Украине", набрала лишь 62 голоса "за". Поэтому здесь для Украины был важен каждый голос. И голоса грузинской делегации – тоже.
Получается, что власть Грузии все-таки нас предала?
Именно такую мысль пытаются донести до украинцев сторонники Саакашвили.
Они отмечают, что неголосование на минувшей неделе не представляет позицию всей Грузии, а является демаршем действующей грузинской власти. В то время как оппозиция, то есть сторонники Саакашвили, придерживается иного мнения.
"Грузинская делегация, состоящая из депутатов от правящей коалиции Бидзины Иванишвили, не поддержала в Совете Европы резолюцию в отношении Украины", – заявил Сакварелидзе.
Конечно, эта дискуссия ведется не только в Украине, но также – в не меньшей степени – в Грузии, где члены партии Саакашвили "Единое национальное движение" (ЕНД) обвиняют действующую власть не только в предательстве Украины, но также в подыгрывании интересам РФ.
"Действия грузинской делегации в ПАСЕ – не просто позорны. Они наносят ущерб суверенитету и территориальной целостности нашей страны. К сожалению, в этом, как и в других принципиальных вопросах, действующее правительство Грузии вело себя как сателлит страны-оккупанта", – заявил депутат Георгий Канделаки. "Эхо Кавказа" уточняет, что подобного мнения придерживаются его однопартийцы Давид Бакрадзе и Леван Бердзенишвили.
Один нюанс: но ведь соратники Саакашвили тоже не были на голосовании по Украине!
Утверждение Сакварелидзе о том, что Грузия в ПАСЕ представлена лишь властью – в некотором роде манипуляция. В ПАСЕ аккредитованы не только депутаты от "Грузинской мечты" (то есть от действующей власти), но и три представителя оппозиционной ЕНД (член ПАСЕ и два заместителя члена). Ни один из них не приехал на октябрьскую сессию, хотя было известно, что среда в Страсбурге станет "украинским днем".
Представители ЕНД объясняют, что поехать в Страсбург им помешала внутриполитическая ситуация.
Но достаточно посмотреть на предыдущие голосования по всем "украинским" резолюциям последнего времени, чтобы убедиться: у представителей партии Саакашвили тоже есть давняя привычка не приходить на рассмотрении украинских вопросов, как и у их коллег из "Мечты".
Июнь 2016 года, резолюция "о парламентском иммунитете..." и резолюция "о сути мандата членов ПАСЕ", идея которых – объявить о недопустимости визита европейских депутатов в Крым. За обе – ни одного голоса от грузинской делегации.
Апрель 2016 года, резолюция "о гуманитарных последствиях в отношении пленных во время войны в Украине" – 0 голосов от "Мечты", 1 голос от ЕНД, один от "свободных демократов".
Январь 2016 года, резолюция "об утверждении санкций против парламентариев", где были важные для Киева нормы о допустимости наказания россиян. Тут наоборот – 1 голос от "Мечты", 0 от ЕНД.
Июнь 2015 года, резолюция "о пропавших во время конфликта в Украине", в которой речь идет о пленных и похищенных россиянами. 1 голос от "Мечты", еще один от "свободных демократов", 0 – от ЕНД.
Единственный пример, когда можно говорить о реальной поддержке Грузии – тот самый июнь 2015 года, голосование о продлении санкций против РФ, где за нас отдали 4 голоса (3 от "Мечты", один от ЕНД).
Цифры убедительно доказывают:
речь идет не о "предательстве" со стороны Тбилиси, а, скорее, о пиар-войне между двумя грузинскими силами.
А украинский вопрос стал оружием в этой борьбе.
На самом деле грузины вообще почти не ходят в сессионный зал ПАСЕ на голосование. И это документально подтверждено. Так, на прошлую сессию, по данным грузинских СМИ, в Страсбург поехали 4 члена грузинской делегации (всего их пять). Двое из них не участвовали ни в одном голосовании. Одна делегатка, Гугули Маградзе, голосовала 7 раз – утром, по второстепенным вопросам. Еще одна, Манана Кобахидзе, нажала на кнопку только один раз. Всего во время сессии было 54 голосования (резолюции и поправки к ним).
Где грузины проводили остальное время – на встречах, как говорят они, или на шопинге, как шутят журналисты – для Украины вопрос второстепенный, это пусть заботит грузинского избирателя.
Так неужели у нас с Грузией все в порядке?
Конечно же, нет.
В заявлениях Михеила Саакашвили и его сторонников есть правда. Эта правда состоит в том, что отношения официального Киева с официальным Тбилиси (то есть с правящей "Грузинской мечтой") сейчас на наихудшем уровне за 20 лет. И эта проблема выходит далеко за пределы Парламентской ассамблеи, что не является новостью ни для МИД, ни для экспертов (см. исследование Института мировой политики "Аудит внешней политики. Украина и Грузия – друзья, но уже не союзники").
Украине действительно стоило бы рассчитывать на более активную поддержку Грузии.
Но для этого надо сотрудничать с коллегами из других стран и просить их об этом, а не оставлять дело на самотек. Так же, как сейчас авторитет Мустафы Джемилева обеспечивает нам поддержку Турции (11 голосов "за" на последних голосованиях). Или как докладчик Кристина Зеленкова обеспечила для нас 5 голосов Чехии.
Тем более, что у нас есть давние традиции сотрудничества – Грузия в ПАСЕ становилась на защиту Украины даже в сомнительных случаях.
Лично Саакашвили, который возглавлял грузинскую делегацию в ассамблее, был среди ключевых адвокатов Киева –
к примеру, в 2000 году, когда из-за "конституционного референдума" Леонида Кучмы Украина была на грани прекращения полномочий в ПАСЕ.
И самое главное – Киеву все же надо вспомнить о том, что поддержка Тбилиси не является "вечным и очевидным благом". Что даже "вечная дружба" гаснет, если месяц за месяцем игнорировать друга.
У Украины уже был такой опыт с Польшей – в Киеве почему-то решили, что польская поддержка будет вечной. История доказала, что это не так. Хочется надеяться, что в АП и в МИД не хотят повторения этой истории с Грузией.
Начать можно, к примеру, с назначения посла Украины в Грузии. Это место, как известно, остается вакантным с июня 2015 года. И без этого шага рассчитывать на потепление точно не стоит.