Нидерланды готовят окончательный отказ от ассоциации с Украиной. Что произойдет с Соглашением?
В конце прошлой недели состоялся саммит Евросоюза. О нем немало писали в Украине, ведь именно здесь лидеры ЕС обсудили продление антироссийских санкций, и требование отдельных стран заблокировали новые ограничения против РФ. К тому же, накануне в Берлине прошел первый в 2016 году саммит "нормандской четверки".
Но за разговорами о России отошла на второй план не менее важная "украинская" тема саммита.
В Брюсселе также обсуждали, что делать с последствиями нидерландского референдума об ассоциации.
Премьер Марк Рютте сообщил, что шансов на компромисс нет и остается ожидать сообщения Гааги об отказе от ратификации.
Случится ли это?
Что будет с Соглашением об ассоциации в этом случае? Каковы угрозы для Украины?
Будет ли действовать зона свободной торговли Украина-ЕС, которая сейчас действует в рамках временного применения Соглашения об ассоциации? Как долго продлится это временное применение, если Нидерланды откажутся от договора?
"Европейская правда" подготовила ответы на эти вопросы.
Что происходит в Нидерландах
Хороших новостей, к сожалению, не много.
Всем известно о референдуме, который состоялся в этой стране еще 6 апреля. Тогда евроскептики получили поддержку избирателей и выиграли референдум по поводу ратификации Соглашения об ассоциации с Украиной.
Референдум этот, как много раз говорилось, был консультативным, а потому юридически у правительства оставалась свобода действий – вплоть до простого завершения ратификации, вопреки результатам референдума. Кабинет Марка Рютте сперва избрал тактику затягивания. Но это не могло продолжаться вечно: сперва свой парламент, а потом и Евросоюз начал требовать от него хоть какой-то определенности.
Одной из "отчетных дат" был конец прошлой недели. Вопрос украинской ассоциации вынесли на саммит ЕС. Но – безуспешно.
"Решение не принималось. По сути, был просто доклад Рютте для других лидеров", - пересказал ЕП один из дипломатов, осведомленный о ходе встречи на высшем уровне.
Хотя изначально планировалось, что премьер приедет в Брюссель с проектом решения. Были даже подготовлены два варианта заявления саммита ЕС, которые бы открыли Гааге путь к завершению ратификации.
Но премьер-министр Нидерландов сам отказался от всех вариантов, по сути, закрыв путь к ратификации.
"Он рассказал о настроениях в своем парламенте. А настроения такие, что ни одно из его 2-3 предложений не будет поддержано парламентом страны. Рютте рассказал, что встречался с оппозицией, она раскритиковала его идеи, ничего не предложив взамен", - рассказал один из собеседников.
В парламенте Нидерландов поставлен крайний срок для решения Украинского вопроса – 1 ноября, и можно быть уверенным, что к тому времени не будет найдено решение, которое бы удовлетворило парламент.
Накануне выборов, которые состоятся в стране через полгода, голландский политикум "заболел" популизмом.
У премьера нет поддержки даже своей фракции, где около половины депутатов склоняются к нератификации соглашения с Украиной.
Как и раньше, есть несколько вариантов развития события; в самом оптимистичном премьер и дальше будет тянуть время, оставив соглашение в "подвешенном" состоянии как минимум до смены власти (то есть до лета следующего года).
По наиболее пессимистическому – парламент тем или иным путем одобрит решение об отмене ратификации, об отзыве у правительства ратификационных грамот и официально уведомит Брюссель, что соглашение с Украиной не может быть заключено.
При чем сам Рютте настаивает, что он ищет пути мирного "разрешения кризиса". На закрытой части саммита он повторил любимую фразу о том, что его страна не должна покупать "кота в мешке", отменяя ассоциацию.
В Украине, конечно, не оставляют надежд, что он решит оставить след в истории и передаст грамоты в Брюссель вопреки требованиям депутатов, но это – фантастика. Ненаучная.
Поэтому есть смысл разобраться с реальными последствиями. Особенно – в случае, если события пойдут по худшему пути.
Что будет со свободной торговлей
Соглашение об ассоциации – документ, который работает по очень необычным для Украины правилам. Чтобы объяснить ситуацию, которая есть сейчас, придется привести несколько абзацев юридических выкладок.
Соглашение Украины с Евросоюзом на данный момент не вступило в силу, то есть юридически оно еще не было заключено. Несмотря на это, большая часть еге статей юридически применяется. Для ЕС такая процедура является стандартной и действует со многими международными соглашениями – Брюссель может, не дожидаясь решений национальных парламентов, запустить так называемое временное применение международных соглашений.
Эта процедура прописана в базовом документе ЕС – Договоре о функционировании Евросоюза, ст.218 (5). В той же статье отдельно указано, как данная процедура должна работать для соглашений об ассоциации.
И самое главное – то, что по упомянутой процедуре
Нидерланды уже согласились на запуск временного применения Соглашения об ассоциации с Украиной.
И это юридически зафиксировано.
Решение о временном применении было проголосовано Советом ЕС, подписанно и опубликованно еще в сентябре 2014 года. Для его одобрения нужен был консенсус, а это значит, правительство Нидерландов также поставило под ним свою подпись.
В последнее время в украинских СМИ звучит мнение, что окончательный срыв ратификации в Нидерландах будет означать остановку временного применения. Этот дискурс начался со статьи в "Зеркале недели", впоследствии его поддержали другие СМИ и эксперты.
Но реальна ли эта опасность?
Может ли Гаага отозвать свой голос в поддержку данного решения? И возможно ли, что ЗСТ автоматически будет отменена после остановки ратификации?
К счастью, на оба вопроса ответ – "нет".
Лиссабонское соглашение, то есть базовое соглашение о принципах функционирования ЕС не дает странам-членам право отозвать свой голос под решением, которое уже принято и опубликовано. Такой процедуры просто не существует. Даже если правительство изменило свое мнение – поздно, решение уже действует.
И пусть вас не вводит в заблуждение термин "временное применение". В законодательстве ЕС нет никаких ограничений этого "временного" периода.
Он может продолжаться вечно – пока соглашение не ратифицировано, или пока решение о "временном применении" не будет отменено.
Конечно, отменить Соглашение об ассоциации возможно – в этом случае действие Зоны свободной торговли между Украиной и ЕС также прервется. Но, подчеркнем, это решение не автоматическое.
Лиссабоном предусмотрена отдельная процедура для пересмотра временного применения, она описана в ст. 218(9) договора ЕС: "Совет ЕС по предложению Еврокомиссии или Высокого представителя по вопросам иностранных дел и политики безопасности принимает решение, которое приостанавливает применение соглашения..."
Следовательно, для остановки ЗСТ с Украиной необходимы:
– Инициатива ЕК и/или внешнеполитической службы ЕС
– Решение Совета ЕС.
Есть неопределенность, нужен ли консенсус для отмены ЗСТ с Украиной. Ст.218 предусматривает разночтения по этому поводу. По мнению автора, единогласная поддержка здесь не нужна, для отмены соглашения с Украиной достаточно квалифицированного большинства, то есть эту идею должны поддержать 55% стран-членов ЕС, в которых проживают 65% населения. Это само по себе является хорошим предохранителем – достаточно, чтобы государства-друзья Украины из восточной и северной Европы проголосовали против либо воздержались – и голосов на отмену ЗСТ не хватит.
И еще более надежный предохранитель – то, что для запуска процедуры необходима инициатива Еврокомиссии или внешнеполитической службы ЕС.
То есть одного лишь желания правительств – даже если в нескольких европейских столицах к власти придут популисты, – недостаточно.
При нынешнем составе Еврокомиссии вероятность того, что она инициирует разрыв с Украиной – близка к нулю.
И самое главное: референдум в Нидерландах никоим образом не влияет на этот процесс.
Что будет дальше?
Итак, Соглашение об ассоциации – по крайней мере, его торговая часть – будет работать и в дальнейшем.
Не зря еще в апреле, сразу после референдума, звучала мысль о том, что хотя на референдуме проиграла Украина, его последствия ударят в первую очередь по самому Евросоюзу.
Сейчас именно Брюссель обеспокоен той неопределенностью, которую создали Нидерланды. По сути, этот референдум запустил цепную реакцию – после этого страны-члены друг за другом инициировали остановку других международных соглашений. Сперва Франция выступила против Трансатлантического партнерства (TTIP), то есть соглашения о ЗСТ между ЕС и США. Переговоры о TTIP официально заморожены.
А уже на прошлой неделе такая же судьба постигла соглашение с Канадой – как известно, подписание этого документа заблокировано из-за протестов бельгийского региона Валлонии. При чем в случае соглашений с США и Канадой дело не дошло до временного применения - договора остановились на более ранних стадиях.
Украине повезло, что мы прошли точку невозврата и наша Соглашение, по сути, защищено. По крайней мере, в части ЗСТ.
Конечно, это не означает, что Украина может расслабиться и не обращать внимание на то, что Соглашение об ассоциации – в "подвешенном" состоянии.
Киев также заинтересован завершить ратификацию. Поэтому мы также участвуем в переговорах, а на днях министр Климкин должен полететь для этого в Гаагу. Сейчас мотивы Украины – преимущественно политические. Но кроме того, сейчас никто не знает, каким будет следующий состав Еврокомиссии. Не стоит исключать, что он окажется менее благосклонным к Украине.
В конце концов, нынешняя ситуация точно не радует правительство Нидерландов, который через замороженное украинское соглашение постоянно вынуждено оправдываться перед Брюсселем.
Итак, все без исключения стороны заинтересованы завершить ратификацию соглашения об ассоциации. Одна проблема – пока никто не знает, как этого достичь.
Автор: Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды",
Киев-Брюссель