От социализма до веры. В чем секрет успешности "Исламского государства"
"Исламское государство" (ИГИЛ) – необычное явление с точки зрения политологии.
Крупнейшая террористическая организация хотя и является новым движением в мире политического ислама, однако, если отнять исламский (салафитский) элемент, то за ним – типический арабский социализм, разве что с более радикальным подтекстом.
Постулаты ИГИЛ близки к идеям организации "Братья-мусульмане". Прежде всего, речь идет об эгалитаризме, о лозунгах общественной и социалистической революции.
Однако что же нового в этом движении, позволившем ему стать мировой угрозой №1? Что позволило вербовать добровольцев не только из бедных стран, но и из благополучной Европы?
Никак не ставя целью "обелить" ИГИЛ, стоит разобраться, в чем же причины ее привлекательности.
Революционность "Исламского государства"
Создание интернационалистского халифата - новое явление для современного ислама.
Ранее в организациях, которые реально влияли на мировой контекст, ислам использовался для легализации власти локального диктатора, эмира, короля.
"Исламское государство" пошло дальше и создало собственную политическую доктрину. Важнейшим явлением с точки зрения теологии является провозглашение халифата и избрание халифа.
Если перенести это событие в западную систему ценностей, то это сравнимо с избранием впервые за долгое время Папы для католиков. Сравнение не случайно - у католика нет другой возможности, кроме как признать наследника Святого Петра.
Так же происходит и с суннитами, у сообщества которых всегда должен быть имам. Традиционно мусульмане избирают имама из своей же общины. Часто им становится тот, кто лучше всех знает Коран, или просто человек, который умеет читать и писать.
Роль имама – руководствоваться молитвами. Но нередко, конечно, им приписывают и другие функции, вроде лидерства уммы и судейства для местного сообщества. Но это также зависит от способности имама читать и понимать Коран, а также от использования хадисов.
Но когда появляется халиф, у суннитского мусульманина нет другого выхода, кроме как подчиниться правителю.
Более того, обязанностью каждого мусульманина является убийство любых других халифов, которые могут себя провозгласить таковыми при жизни первого. Важно, что таким образом сунниты также получают своего политического предводителя, власть которого легитимизирована Кораном, а в связи с этим она бесспорна.
С другой стороны, суннитские мусульмане получают и религиозного предводителя. Хотя его теологическая власть ограничивается лишь легитимизацией. В то же время халиф – наибольший авторитет и шариатский судья.
То есть благодаря избранию халифа сунниты получили царя и Папу в одном лице. Того, кто соединяет политическую и религиозную власть.
Это также означает, что единственный способ поставить под сомнение власть халифа "Исламского государства" - усомниться в легитимности его избрания.
Особенность идеологии
Однако было бы упрощением считать, что залог популярности ИГИЛ - только лишь вера в халифа.
Тем более, вера в понимании "Исламского государства" - это непостоянное явление. Самого акта веры недостаточно, ведь она со временем ослабевает.
Веру нужно развивать и культивировать, и это должно происходить под чьим-то руководством.
В связи с этим должен быть имам, который постоянно указывает "верный путь". Только в границах халифата, как в политическом устройстве, признанном Кораном, учат идеологии террористов. Но в то же время, сторонники такого подхода считают, что только так мусульманин-суннит может чувствовать себя мусульманином.
Соответственно, согласно принципам ИГИЛ, в каждом другом политическом устройстве верующий подвергается компромиссам.
Например, у жителей Саудовской Аравии есть король, но ведь в мире ислама уже существует халиф, и только у него есть право назначать эмиров. Таким образом, согласно идеологии ИГИЛ, в резиденции в Эр-Рияде сидит узурпатор и каждый мусульманин должен противостоять его власти.
То же самое касается и демократий, где закон создан человеком. Согласно их логике, это также преступно, ведь есть только одно право – Коран. Поэтому право, созданное человеком, - это попытка узурпации себе божественной силы, что уже является смертельным грехом.
Эта идеология и позволяет "Исламскому государству" отбрасывать как демократии, так и авторитарные устройства на Ближнем Востоке. Однако прежде всего ИГИЛ идеологически опасен для монархий, где суннитский ислам используется для легитимизации власти.
Именно поэтому вооружённые силы саудитов так и не вошли в Ирак, ведь было неизвестно, не повернут ли солдаты свое оружие в другую сторону.
Коммунизм с исламским лицом
Еще один источник популярности крупнейшей в мире террористической организации - поддержка беднейших мусульман.
Как только "Исламское государство" захватывало новые населенные пункты, устанавливался шариатский суд, право шариата заменяло предыдущий порядок.
Разница часто бывает просто ошеломительной. Например, до прихода ИГИЛ Ирак был территорией абсолютного беззакония. Районы контролировались бандами. С появлением "Исламского государства" все изменилось.
Как это выглядит на практике? В интервью западным журналистам люди, живущие на территории, контролируемой ИГИЛ, рассказывали свои истории.
Например, судебное дело о воровстве, где за шесть лет ответчик не мог добиться справедливости. ИГИЛ пригласил имама, который спросил у подозреваемого: "Украл? Либо отрезаем руки, либо отдаешь".
Стоит признать - такая моментальная справедливость нравится очень многим. Ради чувства справедливости многие готовы закрывать глаза на преступления, совершаемые самим ИГИЛ. Тем более, когда они не касаются непосредственно этих людей и их оправдывают имамы.
Тем более, что с бандитами с улицы "Исламское государство" тоже решило вопрос очень быстро. Их преступления были названы "хираба", в шариате это означает причинение зла не людям, а самому Аллаху. Соответственно, преступнику отсекали руку и ногу, либо же убивали.
Еще один путь к популярности - перепись бедных и богатых. После этого налоги от богатых ("закят") переадресовывались бедным. И это не единственная социальная реформа.
Например, на территориях, подконтрольных ИГИЛ, открывались детские дома. В Мосуле даже одно время в некоторых местностях был бесплатный общественный транспорт.
Терроризм и Ближний Восток
Оценивая популярность террористической организации, также следует помнить: наше восприятие терроризма существенно отличается от мировоззрения жителей ближневосточного (и североафриканского) региона.
Достаточно вспомнить Ахмеда Бен Белла - это Усама бен Ладен времен войны Алжира за независимость. Бен Белла был ответственен за ежедневные атаки в Париже. В одном из интервью его спросили, почему они подкладывают бомбы в кафе, на что он ответил: "Дайте нам самолеты, будем скидывать вам эти бомбы на головы. Вы нам скидываете на головы, а у нас нет самолетов, поэтому мы взрываем кафе".
Наиболее разыскиваемый террорист 1960-х годов в итоге стал первым президентом независимого Алжира.
И это вовсе не исключение! На Ближнем Востоке почти каждая крупная политическая партия имеет свою организацию, которую здесь, на Западе, согласно нашей системе ценностей, мы характеризуем как террористическую.
Атаки вооруженных групп на общественность - лишь способ проведения политики на Ближнем Востоке. Политические партии имеют там своих преступников, которые убивают политических врагов или тех, кто, например, не платит партийные взносы.
Террористические организации, о которых на Западе слышно моментами как об отголоске какой-нибудь большей политики, часто финансируются и поддерживаются государственными институциями, имеют офисы, идентификационные налоговые коды и веб-сайты, собирают взносы.
Вдобавок Запад "повысил градус", финансируя вооруженные группы в Сирии. Известно, что умеренные повстанческие группы спонсируются США, Великобританией и Францией.
Но в чем выражается их умеренность? В том, что у них короче бороды и они иначе обезглавливают людей?
В итоге все это приводит к тому, что методы ИГИЛ для многих жителей стран политического ислама выглядят не настолько чудовищными, как это видят жители Европы.
Кто спонсирует ИГИЛ?
Прежде всего, нет никаких доказательств, подтверждающих, что конкретная страна поддерживает "Исламское государство".
Конечно, сегодня раздается много голосов, что если бы не было ИГИЛ, его следовало бы придумать, ведь он так прекрасно вписывается в различные политические стратегии России, Сирии или, например, Израиля.
По состоянию на сегодня доказана лишь финансовая поддержка ИГИЛ из Катара и Саудовской Аравии. Речь, конечно, не о финансировании со стороны государства. Деньги выделяют граждане, однако открытым остается вопрос – с участием правительств или без.
Также стоит упомянуть Турцию. До сегодняшней активизации курдов территория, контролируемая террористами из "Исламского государства", на протяжении почти двух лет имела 600-700 км общей границы с Турцией. При этом существовали нормальные пограничные посты, но джихадисты могли свободно передвигаться по обе стороны.
Есть мнение, что ИГИЛ в тот период был идеален для Турции, так как реализовал ее цели, борясь, с одной стороны, с Башаром Асадом, с другой - с курдами.
Близок ли упадок ИГИЛ?
"Исламское государство" может исчезнуть территориально.
Однако - и это их ключевое ноу-хау - до упадка ИГИЛ как организации и как идеологии еще очень далеко. Тем более, что пока ситуация выглядит следующим образом: временами исламисты теряют какие-то территории, временами захватывают. Классическая стратегия hit and run.
Что способно изменить ситуацию? Однозначно не смерть халифа. Даже если Абу Бакр аль-Багдади умрет, то ИГИЛ изберёт себе нового лидера.
И вовсе не военные успехи западной коалиции. Уничтожив террористов в Сирии и Ираке, Запад пока не может уничтожить источники популярности ИГИЛ.
Даже после поражения организация продолжит функционировать в Афганистане, где "Исламское государство" контролирует 5% территории. Они могут перенестись в Нигерию, в Центральную Африку или на Филиппины.
А главное, не исключен и обратный процесс - появление ИГИЛ там, где еще вчера такой угрозы не было. Не случайно ИГИЛ присматривается к каждой мусульманской стране, ища в политических кризисах там возможности продвижения для себя.
Они готовы к действиям каждую минуту. Их силу питает бедность и надежды на справедливость - пускай и ложные.
А значит, победить ИГИЛ лишь военным путем невозможно. Для окончательной победы в первую очередь необходимо устранить источники его популярности.
К сожалению, пока Запад мало в этом продвинулся.
Автор: Войцех Шевко,
политолог, эксперт Национального центра стратегических исследований (Польша)
Помощь в подготовке статьи оказал журналист Евгений Приходько