Гибридный пожарный: почему балканские страны проигнорировали российскую помощь
Пять лет назад на Балканах, как и сегодня, бушевали пожары.
Тогда по просьбе правительств Сербии и Боснии и Герцеговины на помощь пришел Российско-сербский гуманитарный центр, расположенный в сербском Нише. Из России в Сербию прибыли несколько специализированных самолетов и вертолетов, россияне активно участвовали в преодолении стихийного бедствия.
В этом году ни одна из балканских стран, охваченных пожарами – а это Босния и Герцеговина, Черногория, Хорватия – не обратилась за помощью к Центру в Нише.
Как заявил 18 июля содиректор Российско-сербского гуманитарного центра Вячеслав Власенко, МЧС России не участвует в тушении пожаров на Балканах из-за политизации этого вопроса.
Что же произошло? Что это за учреждение в Нише и почему его не зовут на помощь?
Российско-сербский гуманитарный центр (РСГЦ) был основан согласно договору между правительствами РФ и Сербии 25 апреля 2012 года. Центр, согласно уставу, является межправительственной гуманитарной некоммерческой организацией, созданной с целью "обеспечения гуманитарного реагирования на чрезвычайные ситуации на территории Сербии и других стран Балканского региона" и для проведения гуманитарного разминирования (ежегодно в Сербии работает до 50 российских саперов).
На сегодня штатных работников РСГЦ – 20, среди них есть как россияне, так и сербы. При этом, по словам директора Центра Бояна Гламочлия, техника для борьбы с последствиями масштабных чрезвычайных ситуаций и весь необходимый для этого личный состав на постоянной основе в Центре не размещается, однако "все это находится в России, и по запросу правительства Сербии российские спасатели со своей техникой менее чем за час вылетают в Сербию".
Центр в Нише. Фото МЧС РФ |
Очень удобно, что аэродром, расположенный рядом с базой, может в любое время принимать любые самолеты и вертолеты (в т.ч. военные). Итак, когда в регионе происходит стихийное бедствие, борта РФ садятся прямо в Нише, а затем спасатели (военизированные) на технике (двойного назначения) отправляются на место как гуманитарная помощь.
Таким образом можно законно проводить масштабные операции: как на самом деле участвовать в преодолении последствий наводнений или тушении пожаров, так и – теоретически – помогать братским народам защищаться от неких "недружественных" выпадов соседей. Тем более, что город Ниш (Сербия), где расположен Российско-сербский гуманитарный центр, находится у границы с Косовом (известным источником потенциальных "природных катаклизмов").
Первые масштабные спасательные операции с помощью "гуманитариев" из Ниша произошли во время наводнений на Балканах в мае 2014 года. Выглядело это так (опять цитата из интервью директора Центра Бояна Гламочлия): "В мае 2014 года после разрушительных наводнений в Сербию прибыли около 100 российских спасателей со своими самолетами, вертолетами, техникой. Была предоставлена значительная гуманитарная помощь. Мы тогда воочию увидели, что для страны означает существование РСГЦ, все граждане обратили внимание и весь мир".
Действительно, три года назад, когда в зонах бедствия в Сербии и других странах появились подразделения специалистов, которые выглядели как военные, на российской технике, напоминающей военную, стало ясно, что Российско-сербский гуманитарный центр, несмотря на свое название, отнюдь не является учреждением культуры и искусств.
Американская пресса неоднократно высказывала предположение, что Россия фактически создала в Нише почти не замаскированную военную базу.
Но начать исследование, что происходит за закрытыми воротами Центра, западные дипломаты смогли только сейчас. Кажется, после публичных признаний руководства Центра о том, что важной задачей РСГЦ является... разведка.
Директор учреждения Боян Гламочлия в апреле этого года откровенно заявил, что "мозгом всей системы" Центра в Нише является "космический мониторинг и возможности спутников".
В конце июня посол США в Сербии Кайл Скотт в интервью сербскому телевидению сообщил, что Соединенные Штаты считают Гуманитарный центр в Нише "центром шпионажа".
Эта деятельность является частью общей деятельности России на Балканах, которую можно, по словам дипломата, назвать "злокачественной", потому что она не способствует стабильности в регионе. Требования россиян о предоставлении Центру дипломатического статуса (продолжающиеся со дня основания учреждения), по мнению посла, имеют целью получение гарантий неприкосновенности, чтобы никто не смог проверить, что они в действительности там делают.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала обвинения в адрес Российско-сербского гуманитарного центра в Нише в шпионской деятельности "абсолютно немыслимыми, абсурдными, надуманными", "в худших традициях холодной войны". По ее словам, "речь идет о почти что шпионском гнезде России на Балканах, которое якобы способно поставить под угрозу американский контингент в Косове", тогда как "Центр изначально был задуман и реализован как совместная с Сербией гуманитарная миссия, ориентированная на работу на Балканах в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами".
В начале июля Центр в Нише с ознакомительной миссией посетила делегация посольства США в Сербии, в частности помощник американского военного атташе Хайрум Гарвин. Визит длился чуть больше часа и был закрытым для СМИ.
Американский дипломат в российско-сербском центре. Фото РСГЦ |
В своем заявлении для прессы по итогам встречи РСГЦ сообщил, что "представителю американского посольства были даны полные ответы на все интересовавшие его вопросы".
Как сообщается, "особый интерес" у представителя посольства США вызвал ЦУКС (Центр управления кризисными ситуациями) РСГЦ, "электронное оборудование которого позволяет оперативно получать профильную информацию о климатической и техногенной ситуации в регионе и делать прогнозы относительно ее развития". "Каких-либо замечаний со стороны американского гостя в этом отношении высказано не было", – говорится в сообщении Центра.
Между тем страны региона уже негласно бойкотируют российскую базу в Нише.
Так, несмотря на действительно ужасные пожары на хорватском и черногорском побережье, продолжающиеся уже не первый день, правительства этих стран не просили помощи у Гуманитарного центра.
Хорватия пыталась бороться с бедой своими силами – в тушении беспрецедентного пожара на Приморье участвовали пожарные со всей страны, армия и добровольцы (местные жители и футбольные ультрас).
Черногория обратилась за помощью к Евросоюзу и НАТО. В ответ в рамках гражданской защиты механизма ЕС и НАТО вечером 18 июля в аэропорт приморского Тивата прибыл украинский противопожарный самолет АН-32П, и на следующее утро спасатели из Украины уже начали тушение пожара на черногорских курортах.
Заметим: украинская помощь предоставляется как часть гражданской защиты НАТО!
Украинский противопожарный самолет прибыл на помощь Черногории |
Помогают Черногории и другие страны – но не Россия.
Черногорская пророссийская оппозиция недовольна – по их мнению, помощь должны оказывать, в первую очередь, Сербия и Россия.
Руководство Центра в Нише, как уже упоминалось, тоже не скрывает разочарования отстранением РСГЦ от борьбы со стихийными бедствиями в регионе. Как сообщил содиректор Центра Вячеслав Власенко, ни Черногория, ни другие балканские страны, где бушуют пожары, не обращались к ним за помощью.
В интервью российским СМИ 17 июля он также пожаловался, что страны региона – кроме, конечно, Сербии, – не хотят даже подписывать соглашение о сотрудничестве.
"Наш центр в Нише предлагает всем этим государствам подписать рабочий протокол – упрощенный документ, который бы позволял хотя бы оперативно обмениваться информацией. Но, к сожалению, пока у нас прогресса нет", – рассказал Власенко.
Впрочем, несмотря на отсутствие спроса на услуги Российско-сербского гуманитарного центра в регионе, Сербия не намерена прекращать деятельность этого учреждения.
"Этот центр важен для нас, и все наши партнеры должны понимать, что он для нас важен, и он прежде всего гуманитарный", – заявила российским СМИ 1 июля, через несколько дней после вступления в должность, новый премьер-министр страны Ана Брнабич. По ее мнению, сербские власти смогут найти решение о статусе РСГЦ, которое "станет приемлемым для всех" (читай – для западных партнеров Сербии).
С самого начала создания Центра в Нише, как сообщают СМИ, Сербия соглашалась предоставить учреждению экстерриториальный статус, а российскому персонала – дипломатическую защиту. Но в конце концов официальный Белград от этой идеи отказался – якобы после того, как Вучич, на тот момент – глава правительства, а теперь – президент Сербии, получил жесткое предупреждение от канцлера Германии Ангелы Меркель.
После вступления Черногории в НАТО и прихода к власти в Македонии прозападного правительства сербы остались последним настоящим оплотом российского влияния... в том числе гибридного, как Гуманитарный центр в Нише.
Но чем дальше, тем все труднее России сохранять свое присутствие на Балканах, и еще труднее – маскировать истинные цели этого присутствия.
Даже переживая масштабное природное бедствие, балканские страны сделали четкий выбор – нельзя обращаться за помощью к россиянам. Даже если речь идет о "гуманитарном центре".
Автор: Наталья Ищенко,
предприниматель из Черногории,
активист украинской общины