Рожденные не в Украине – летать не могут?
Авиакомпания Wizz Air объявила, что может быть вынуждена покинуть авиационный рынок Украины.
Причина этого решения – недавний приказ Государственной авиационной службы Украины № 686 ("Авиационные правила"), который уже зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины, но пока официально не опубликован. Авиационные правила содержат ряд положений сомнительной экономической целесообразности, которые значительно ограничивают конкуренцию на рынке авиационных услуг и еще больше ухудшают положение небольших компаний-авиаперевозчиков.
Попробуем рассмотреть, какие последствия ожидают авиационный рынок после вступления в силу этих правил.
Одна из главных причин общественного возмущения – пункт 2.2 Авиационных правил, который предусматривает, что для получения права на эксплуатацию международных регулярных или чартерных воздушных линий авиакомпании должны контролироваться на местном уровне, то есть более 50 % их уставного капитала должны принадлежать либо фактически контролироваться, прямо или косвенно, гражданами Украины или государством Украина.
Это значительно более жесткие правила, чем обязательные условия для претендента на получение лицензии местным авиаперевозчикам, которые будут иметь статус украинских национальных авиаперевозчиков.
Для получения этого статуса достаточно, чтобы более 50% уставного капитала претендента принадлежали государству, гражданам Украины или даже украинским предприятиям, вне зависимости от того, полностью ли они контролируются из-за рубежа или нет.
В дополнение к требованию оперативного контроля на местном уровне, Авиационные правила предусматривают, что назначенные воздушные линии могут эксплуатироваться несколькими авиакомпаниями, основываясь на так называемых коммерческих договоренностях, но при условии, что авиакомпании-участники имеют необходимое разрешение на осуществление воздушных перевозок на соответствующей воздушной линии.
Еще одно квалификационное требование – это обязательство выполнять регулярные воздушные перевозки в пределах Украины в течение периода не менее 12 месяцев подряд, предшествующих дню подачи заявления.
Новые правила не имеют обратной силы.
Таким образом, авиакомпании, которые уже имеют разрешение на обслуживание соответствующих воздушных линий, смогут продолжать это делать в соответствии с требованиями и сроком выданного права.
Новое квалификационное требование "проявит себя" только тогда, когда авиакомпании будут подавать заявления на получение новой лицензии. В частности, это существенно повлияет на осуществление чартерных авиарейсов, поскольку на такие рейсы, в связи с новыми Авиационными правилами, разрешение действительно в течение 6 месяцев.
Именно об этом говорится в последнем заявлении Wizz Air – новые правила не будут означать мгновенного ухода компании с украинского рынка, однако будут блокировать открытие новых маршрутов.
Прямое следствие введения новых Авиационных правил для иностранных авиакомпаний будет заключаться в том, что в будущем они должны будут либо покинуть украинский рынок, либо создать совместное предприятие в Украине, предоставляя мажоритарный контроль украинским партнерам.
После этого новая организация вынуждена будет осуществлять внутренние авиаперевозки на рынке Украины, вне зависимости от того, выгодно ей это, или нет.
Зададимся вопросом - можно линазвать такие действия законными?
Ключевой принцип международной авиации – это полный и исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством.
Этот принцип был ратифицирован Парижской конвенцией о воздушной авиации 1919 года и подтвержден Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации 1944 года, к которым Украина присоединилась.
В частности, статья 6 Чикагской конвенции предусматривает, что никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории Договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или согласно иной санкции этого Государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. Чикагская конвенция обусловливает значительно облегченный режим для нерегулярных перевозок, которые в соответствии с Чикагской конвенцией включают в себя также и чартерные рейсы.
Таким образом, в случае отсутствия двусторонних соглашений об "Открытом небе", Украина теоретически имеет право ограничить осуществление регулярных международных рейсов любой, а то и всеми зарубежными авиакомпаниями.
Однако украинский законодатель при разработке Воздушного кодекса Украины высказался против запрета. Вместо этого иностранным авиакомпаниям предоставляется право, при условии соблюдения определенных требований и наличия специальной лицензии, на осуществление регулярных международных рейсов из/в Украину, регулярных рейсов в пределах Украины, международных и внутренних чартерных рейсов.
Такое разрешение предоставляется иностранным авиаперевозчикам, если:
1) украинские авиаперевозчики пользуются теми же правами в стране авиакомпании (то есть действует принцип взаимности);
2) воздушные линии не могут обслуживаться в рамках уже существующих регулярных рейсов или украинскими авиаперевозчиками (применяется для получения права на осуществления нерегулярных авиаперевозок);
3) это соответствует украинскому законодательству.
Последний критерий несколько замысловат.
Государственная авиационная служба уполномочена принимать различные положения, а иностранные авиакомпании получают особые права только тогда, когда они соответствуют определенным условиям. А если они носят дискриминационный характер?
Наверное, это вполне нормально – иметь техническую основу для защиты от таких обвинений, если они распространяются как на иностранные, так и на местные компании. Однако очевидно, что, независимо от национальности авиакомпании, она может подчиняться только предприятию, которое контролируется гражданами Украины, или государством, или совместным предприятием, где украинская сторона будет владеть контрольным пакетом акций.
Тестирование принципа "минимальной местной собственности", который предложен регулирующим органом, не уникально ни в Украине, ни за рубежом.
Он может распространяться на владение землей, на средства массовой информации. Целью такого ограничения обычно является не изгнание иностранных игроков, а полное подчинение внутренней системе нормативного регулирования страны, заставляя их осуществлять свою деятельность через акционерные общества, расположенные на территории той или иной страны.
Однако принципиальное отличие – подобное требование должно базироваться на определенных принципиальных соображениях, а ограничения, даже строгие, устанавливаются законодательным органом, а не министерством или авиационным агентством без законодательных полномочий.
В дополнение к отсутствию необходимого распорядительного права стоит добавить, что действия регулирующего органа направлены на или приводят к ограничению конкуренции, а потому, скорее всего, подпадают под определение "антиконкурентных действий" органов власти, которые запрещены законом.
Автор: Зоя Милованова – юрист, член редколлегии VoxUkraine