Законопроект Кабмина торпедирует беспошлинную торговлю с ЕС
22 декабря Кабинет министров подал в Верховную раду два законопроекта (№ 1562 и № 1563), предусматривающие введение на 12 месяцев, с 1 января 2015 года, дополнительного импортного сбора.
По замыслу Кабмина, новой пошлиной (10% на сельскохозяйственную продукцию, 5% на промышленные товары) будет облагаться почти весь импорт в Украину.
В проектах законов прямо записано, что дополнительный сбор будет введен "согласно статье XII Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года и Договоренности о положениях ГАТТ-1994 относительно платежного баланса".
В переводе на общепонятный язык это означает "в соответствии с обязательствами Украины перед ВТО". Отмечу, что обоснованность этого утверждения сомнительна (об этом чуть позже).
И помимо совместимости этого проекта с требованиями ВТО, правительству и Верховной раде следует обратить внимание на необходимость соблюдения Украиной договоренностей перед Европейским союзом.
Инициатива правительства грозит отменой беспошлинного режима, в одностороннем порядке предоставленного Евросоюзом украинским товарам.
Как известно, в торговле между Украиной и ЕС сейчас действует автономный режим преференций, согласно которому импорт в Евросоюз подавляющего большинства товаров украинского происхождения освобожден от уплаты пошлины. Этот режим действует до вступления в силу (временного применения) положений Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС о зоне свободной торговли, то есть до 31 декабря 2015 года.
В соответствии с пунктом "d" статьи 2 Регламента (ЕС) № 374/2014 Европейского парламента и Совета от 16 апреля 2014 года о сокращении или отмене пошлин в отношении товаров происхождением из Украины одним из условий предоставления Союзом автономного преференциального режима в Украине является ее "воздержание от введения новых пошлин или сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений или мер, имеющих эквивалентное действие, для импорта из [Европейского] союза, либо от увеличения существующих уровней пошлин или сборов, либо от введения каких-либо других ограничений, начиная с 23 апреля 2014 года".
В соответствии со статьей 4 настоящего Регламента, Европейская комиссия может временно приостановить эти преференции в целом или частично (то есть восстановить пошлины на все или часть товаров), если установит, что есть "достаточно доказательств" несоблюдения условий, установленных в статье 2 Регламента.
Более убедительное доказательство, чем принятие закона о новом импортном сборе, даже представить сложно.
Предлагая ввести дополнительный импортный сбор, правительство демонстрирует полное непонимание логики современной международной торговли, а также ставит партнеров Украины в ЕС в крайне неудобное положение.
В случае одобрения этого закона имиджу Украины будет нанесен серьезный ущерб.
Еврокомиссия будет вынуждена применить статью 4 Регламента № 374/2014 и временно приостановить преференции для Украины. Похоже, что льготы для украинских экспортеров будут отменены до конца 2015 года.
Кроме того, такой шаг явно противоречит положениям Соглашения об ассоциации в части зоны свободной торговли, что будет способствовать скорейшей ратификации Соглашения государствами-членами ЕС.
* * * * *
Как отмечалось выше, утверждение правительства о соблюдении обязательств в рамках ВТО также вызывает обоснованные сомнения.
Статья XII ГАТТ, которую правительство приводит как правовое основание для Украины временно ввести дополнительный импортный сбор, вообще не касается введения тарифных мер, то есть мер, вводящих обязанность уплатить определенную сумму в связи с импортом товара. В соответствии с пунктом 1 статьи XII ГАТТ, в ней идет речь о нетарифных ограничениях:
"Несмотря на положения пункта 1 статьи XI "Общая отмена количественных ограничений", любая сторона для поддержания своего внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса может ограничивать количество или стоимость товара, которые разрешается импортировать при выполнении следующих положений параграфов этой статьи".
То есть на основании этой статьи Украина может лишь ограничить импорт, установив определенные пределы количества или стоимости.
В пояснительной записке к законопроекту № 1562 правительство также пишет, что "члены ВТО, в случае ухудшения состояния платежного баланса, должны отдавать предпочтение ценовым мерам, к которым относится, в частности, и дополнительный импортный сбор".
Наверное, источником этого утверждения правительства стал пункт 2 Договоренности о положениях Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года относительно платежного баланса. Он предусматривает следующее: "Члены ВТО подтверждают свое обязательство отдавать предпочтение тем мерам, которые оказывают наименее разрушительное воздействие на торговлю. Считается, что такие меры... включают дополнительные импортные сборы... или другие равноценные торговые меры, которые отражаются на цене импортируемых товаров".
Но истинный смысл этого пункта заключается в следующем: он рекомендует членам ВТО избегать применения нетарифных ограничений для решения проблем с платежным балансом, то есть не принимать меры на основании статьи XII ГАТТ, выбирая альтернативные меры. И среди таких альтернативных мер названы дополнительные импортные сборы.
Соответственно, возможность для члена ВТО вводить такие сборы регулируется другими положениями ГАТТ, а упомянутая статья XII и Договоренность в отношении платежного баланса не имеют с ними ничего общего, а потому Украины не имеет права ссылаться на них для оправдания дополнительного импортного сбора.
Следовательно, принятие двух законов, предложенных правительством, грозит Украине потерей преференций в торговле с ЕС и нарушением своих обязательств в рамках ВТО.
Депутатам из проправительственной коалиции есть над чем подумать...
Автор:
Роберт Хорольский,
к.ю.н., юрист юридической фирмы "ОМП",
для "Европейской правды"