Мининформации или евроинтеграция – разный финал схожих предложений
Идея создания "министерства правды" – тема, которая по своему резонансу конкурирует с обсуждением всего состава Кабмина. Высказываются претензии и к содержанию, и к процедуре появления такого ведомства.
Но меня лично создание нового министерства заставило вспомнить о событиях недавнего прошлого...
Еще с апреля этого года экспертное евроинтеграционное сообщество (представители Реанимационного пакета реформ, других платформ и инициатив) выходило к власти с предложением создать министерство по евроинтеграции и (или) ввести должность вице-премьера–министра европейской интеграции.
В качестве альтернативы, учитывая задекларированную политику жесткой бюджетной экономии, эксперты предлагали создать Агентство европейской интеграции, то есть структуру несколько низшего уровня.
Аргумент экспертов в пользу "еще одного органа" был прост.
Залогом эффективного выполнения Соглашения об ассоциации является четкая система координации евроинтеграционной политики, наличие соответствующих полномочий и согласованность всех механизмов реализации государственной политики.
Таким образом, новое ведомство было необходимо для координації ключевых реформ.
И ответы правительства на нашу просьбу – и официальные, и off records – тогда были не менее просты: "не на часі", "сложные вопросы", "война", "тотальная экономия бюджетных средств".
Очевидно, что-то в нашей стране с тех пор существенно изменилось к лучшему, и перечисленные "железобетонные" аргументы (особенно последний) сейчас уже не действуют...
Стоит отметить, что окончательный вариант Коалиционного соглашения почему-то вообще не содержит планов возвращения в Кабмин евроинтеграционного вице-премьера, хотя в первом из опубликованных текстов – от Блока Петра Порошенко – был такой пункт, и президент даже заявлял о необходимости назначения такого вице-премьера.
Возвращаясь к Министерству информационной политики: мне представляется, что в условиях многочисленных внутренних и внешних угроз действенная координация информполитики на государственном уровне явно не будет лишней. Нужно наладить оперативное реагирование на системные информационные атаки, перейти в режим игры на опережение. Должны быть другие, более сильные и громкие, "зарубежные посылы", другая коммуникация власти и общества...
Но создание отдельного министерства, подготовка и утверждение комплексных и даже очень правильных коммуникационных стратегий не станут залогом успеха.
Так же, как уровень свободы слова в стране не зависит от наличия ответственного за это центрального органа исполнительной власти.
Но вернемся к параллелям с министерством по евроинтеграции.
Внешняя политика (в том числе информполитика) – это отражение внутренней политики.
Как долго нам будут верить на Западе, если мы будем кричать о реформах, пусть даже через рупор новосозданного министерства, а по факту – их не проводить?
Ведь нельзя не вспомнить, как много в этом году уже было сделано в рамках утвержденного курса на "оптимизацию системы органов исполнительной власти, устранение дублирования их полномочий, обеспечение сокращения численности управленческого аппарата и расходов на его содержание"...
... и вот, завершаем реформаторский год предложением создать еще один центральный орган исполнительной власти.
Хотя многие вопросы эффективного менеджмента в информполитике можно было решить без создания новых органов – просто усилив уже существующие механизмы в Кабмине, МИД, администрации президента.
Поэтому сейчас, учитывая количество вопросов к процедуре выбора руководителя этого еще даже не созданного министерства; к тому, как эту "идею" доносили до общества; как вели (точнее – не вели) диалог с экспертами и представителями медиасообщества – на ум приходит одно:
похоже, что жить и действовать по-новому легко только на голубых экранах и агитационных билбордах.
Автор:
Мария Голуб,
информационная кампания "Stronger Together!"