Эксперт Виктор Тимощук ошибается или сознательно перекручивает законодательные нормы?

Четверг, 5 февраля 2015, 16:10 — Владимир Швачко, гендиректор ГП "Документ"

"Европейская правда" недавно опубликовала статьи заместителя главы Центра политико-правовых реформ Виктора Тимощука "Кто тормозит безвизовый режим с ЕС для украинцев" и "Неправда о биометрических паспортах, или Как подставили министра Авакова" с его видением проблем в миграционной сфере и путей их решения.

Можно было бы приветствовать обеспокоенность автора медленным решением вопросов миграционной политики и присоединиться к его желанию улучшить состояние дел в данной сфере, но этому мешает искажение Тимощуком законодательных норм и смещение акцентов.

Поскольку автор в своих публикациях вменяет в вину госпредприятию "Документ", входящему в сферу управления Государственной миграционной службы Украины (ГМС), игнорирование законодательства при организации работы, позволю себе выразить свою позицию по этому поводу.

К сожалению, немало информации, которую выдает в СМИ Виктор Тимощук, не соответствует действительности и грешит откровенной ангажированностью.

По его мнению, ГМС якобы препятствует работе центров предоставления административных услуг исполнительных органов местных советов и государственных администраций (ЦПАУ) по оформлению и выдаче паспортов гражданина Украины для выезда за границу. Для усиления выводов автор выдвигает претензии МВД и ГМС в игнорировании (внимание!) не закона, а законопроекта группы народных депутатов Украины № 4751 о паспортных документах.

Справедливый вывод Тимощука, что своевременное оформление биометрических паспортов связано с количеством "фронт-офисов", накладывается на обвинение ГМС в том, что необходимое оборудование не передается, а имеющееся в ЦПАУ не подключается к Государственной информационной системе регистрационного учета физических лиц и их документирования (ГИС). Это не позволяет расширить их сеть, а администраторы ЦПАУ устраняются от этой работы.

А теперь – по существу его претензий.

Может ли уважаемый господин Тимощук, кроме обвинений, привести норму закона, которой администратору ЦПАУ предоставлены полномочия по оформлению и выдаче биометрических заграничных паспортов?

Законы Украины "О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины", "О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус", Положение о паспорте Украины для выезда за границу, утвержденное постановлением Верховной рады Украины, три постановления правительства возлагают эту работы исключительно на должностных лиц центрального органа исполнительной власти, которые реализуют государственную политику в сфере миграции.

А что делать с требованием законодательного акта, который утвердил Порядок централизованного изготовления, оформления и выдачи заграничных паспортов и установил, что узлы ГИС образуются только на базе территориальных органов и подразделений ГМС? Или кто-то позаботился о законодательном оформлении организации работы ЦПАУ?

В одной статье автор обвиняет, что ГМС игнорирует закон "Об административных услугах" относительно запрета предоставлять административные услуги через ГП "Документ".

При этом как юрист он прекрасно знает, что там предоставляются не административные услуги, а только помощь миграционной службе в электронной обработке персональных данных. В соответствии со статьей 4 закона "О защите персональных данных" распорядителем персональных данных (владельцем которых является ГМС), может быть лишь госпредприятие, которое относится к сфере его управления.

В другой – потрясает читателей новостью, что деятельность ГП "Документ" в соответствии с частью 7 статьи 20 закона "Об административных услугах" с 1 января 2013 года находится вне закона. Почему автор так безответственно относится к своим словам?

Эта норма, которая должна действовать, как отмечает законодатель, со дня вступления в силу закона о перечне административных услуг (которой пока не принят), никоим образом не касается деятельности предприятия.

ГП "Документ" согласно статье 15 закона "Об административных услугах" предоставляет сопутствующие услуги паспортно-миграционного характера. Рассмотрение по существу заявлений о предоставлении государственной услуги может осуществлять только ГМС как субъект властных полномочий, которым предприятие никогда не было и не является.

В тексте статьи, безосновательно обвиняя предприятие в непосредственном участии в оформлении и выдаче заграничных паспортов, автор одновременно сообщает, что предоставляются консультации, услуги по оформлению пакета необходимых документов и т.п.,

но почему-то считает их фиктивными.

Вывод автора, что в 2014 году ГМС "загоняло" граждан в "Паспортный сервис" для оформления загранпаспортов, не выдерживает никакой критики.

Предоставление услуг осуществляется только на добровольных началах.

Например, в Киеве из общего числа граждан, которые в прошлом году в 15 пунктах ГМС оформляли документы для выезда за границу, лишь около 8% обратились в "Паспортный сервис", где есть электронная очередь, платежные терминалы, предоставляется комплекс сопутствующих услуг – от консультаций, фотографирования, копирования, подготовки необходимого пакета документов до возможностей проставления апостиля, обращения к нотариусу, получения страховки.

И все это в комфортном помещении с кондиционерами, мягкой мебелью, общедоступным Wi-Fi, автоматами с кофе и водой.

И последнее, хотя это непосредственно не касается организации работы ГП "Документ", но нужно для общего понимания.

Цена бланка биометрического загранпаспорта является лишь составляющей общей стоимости его оформления, персонализации и выдачи. В европейских странах, в частности в Финляндии, стоимость оформления и выдачи такого документа колеблется от 40 до 80 евро и более, в зависимости от государственной политики.

И когда господин Тимощук сообщает населению, что изготовление финской фирмой бланка биометрического паспорта Республики Молдова составляет около 7 евро, то нужно продолжить и сообщить, что плата граждан Молдовы за оформление и получение за 30 дней такого документа составляет около 40 евро, а в ускоренном варианте стоимость увеличивается еще наполовину.

По моему мнению, желательно сосредоточить усилия на принятии закона о перечне административных услуг и их стоимости (административного сбора) или бесплатности, который уже больше года ходит по кабинетам властных структур, что позволит положить конец спекуляциям относительно стоимости оформления загранпаспортов.

 

Автор:

Владимир Швачко,

генеральный директор ГП "Документ"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: