«Лучше хуже» – новая тактика России в «Гаагском деле» ЮКОСа
Помните, когда в Евросоюзе наконец поняли, что Путин сошел с ума? Уверен, большинство не вспомнит, о чем идет речь. Но на самом деле у этого события – четкая дата. И даже четкий перечень действующих лиц.
Это был март 2014 года. Разговор Владимира Путина и Ангелы Меркель.
Телефонный разговор, после которого немецкий канцлер осталась шокированной. После которого она позвонила президенту США Бараку Обаме и рассказала, что Владимир Путин живет в "другом мире" и она не уверена, что российский лидер до сих пор сохраняет "контакт с реальностью".
После этого разговора Меркель рассталась с имиджем "сочувствующей России" в ЕС и стала главным лоббистом экономических санкций против Москвы.
Конечно, это понимание пришло не ко всем и не сразу. Кто-то очнулся после катастрофы MH-17, некоторые до сих пор считают, что сотрудничество с сегодняшней РФ надо развивать любой ценой.
Но Кремль, похоже, умеет настроить против себя любого.
Иногда кажется, что Путин сознательно выбирает самый конфликтный путь. И дело ЮКОСа – еще одно подтверждение.
В четверг вечером Москва вновь шокировала мир – в МИД РФ официально, в пресс-релизе, объявили, что во время встречи с бельгийским послом последнего шантажировали, требуя от него пересмотра решения бельгийского суда.
Российские дипломаты заявили, что в случае, если бельгийский суд не отменит свое решение об аресте счетов дипломатических учреждений и госорганизаций РФ, "российская сторона будет вынуждена рассмотреть вопрос о принятии адекватных ответных мер в отношении находящегося в Российской Федерации имущества Королевства Бельгия, в том числе имущества Посольства Бельгии в Москве, а также его (королевства) юридических лиц".
Многим западноевропейским дипломатам в этой ситуации придется искать "толкователя", который расшифровал бы заявление российской дипломатии.
Потому что с точки зрения гражданина ЕС – это нонсенс, так система не работает.
Мы в Украине – по своему опыту – понимаем, что в Москве действительно могут верить в право бельгийского правительства пересматривать судебные решения. Но дипломату из Бельгии сложно представить, что у Москвы есть такие ожидания. Ведь для министра иностранных дел или даже премьера попытка давить на суд, требуя отменить любое решение, завершится отставкой и позором.
Поэтому для Брюсселя шантаж со стороны РФ покажется бессмысленным. Но от того не менее обидным.
В Германии (а за ней – и в остальной Европе) в последнее время приобрел популярность термин Putinversteher – так называют тех, кто, возможно, способен понять логику действий российского лидера. Это и в самом деле – непростая задача. И не только для западных политиков. Ведь стратегические шаги президента РФ порой кажутся такими, будто Путин сознательно выбирает самый худший для себя вариант. Это касается и действий РФ на Донбассе, и порой поведения России в международных переговорах по Украине.
Но вернемся к делу ЮКОСа.
Не претендую на звание Putinversteher, однако, понимая российскую ментальность, несложно обозначить главные пункты стратегии Кремля.
1) Москва не будет рассматривать возможности переговоров и мирового соглашения с акционерами ЮКОСа. Ведь в таком случае Кремль "покажет слабость" внутрироссийской аудитории, к тому же Путин будет вынужден извиниться или уступить своему личному врагу Ходорковскому, а это – недопустимо.
2) Простое исполнение решения Гаагского арбитража, которое позволило бы избежать переговоров с ЮКОСом – тем более невозможно. К аргументам из предыдущего пункта добавляется фантастическая стоимость решения арбитража – $50 млрд.
3) Ссылка на внешних врагов-империалистов, которые пытаются арестовать российское имущество, "активизирует скрепы". Поэтому наличие таких арестов в небольшом количестве даже положительно и соблазнительно для Кремля.
4) К этому стоит добавить личностный фактор. Меркель была права – Путин действительно потерял связь с реальностью. И действует он порой по логике "вокруг России – враждебный мир". Официально подтвержденный шантаж в адрес посла Бельгии – пожалуй, лучшее доказательство этого.
А потому "Гаагский кризис" продолжится и в ближайшее время будет только обостряться.
А Россия – и дальше будет изолироваться.
Сам по себе этот кризис, конечно, не обвалит Россию. Но сделает значительный вклад в углубление пропасти, в которую Путин уверенно ведет свою страну.
Автор: Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды"