Австралийский прецедент. Что означает отказ Украины от скандального спора в ВТО?
28 мая Украина официально отказалось от участия в торговом споре с Австралией относительно унифицированной упаковки табачных изделий. 4 июля в Минэкономразвития официально признали, что соответствующее заявление уже отослано в ВТО.
Тем самым Украина перевернула, пожалуй, самую позорную страницу в истории своего членства во Всемирной торговой организации.
О решении отозвать из ВТО жалобу на Австралию премьер-министр Арсений Яценюк сообщил еще 20 мая, но до последнего момента оставались сомнения – не отзовут, найдут очередные "веские" причины "беспокоиться о защите прав отечественных производителей".
Тем более, что в Минэкономразвития в ответ на призыв Яценюка ответили, что намерены изучить целесообразность продления такого спора и лишь потом принимать решение.
К счастью, в итоге в МЭРТ признали, что спорить дальше - нет смысла. "Продолжение этого спора ухудшает репутацию Украины перед международными партнерами и отнимает ограниченные ресурсы министерства для отстаивания интересов экспортеров по устранению барьеров для торговли на рынках, куда они уже экспортируют свою продукцию", - говорится в сообщении министерства.
Что же это за особый торговый спор?
В 2012 году Австралия приняла закон о "простой упаковке". Согласно нему, упаковки сигарет должны продаваться без привычных торговых знаков или логотипов. Название товарного знака разрешается лишь в установленном формате и шрифте на верхней стороне упаковки, в то время как фотографии и надписи о вреде курения здоровью занимают 75% фронтальной площади сигаретной упаковки и 90% - задней.
Стоит отметить, что в юридической среде до сих пор нет единого мнения относительно этого закона. С одной стороны, ВТО уже согласилась с тем, что табачная продукция является исключением из принципов свободной торговли, поскольку ограничения в ее продаже направлены на сохранение здоровья потребителей. С другой стороны, австралийские ограничения влияли на использование брендированных названий – а это уже нарушение интеллектуальной собственности, еще одной "священной коровы" ВТО.
В любом случае австралийский закон наносил громадный ущерб транснациональным табачным компаниями. Устранить этот ущерб можно было лишь одним путем – оспорить этот закон в органах ВТО, а сами "табачники" не имеют право апеллировать к ВТО - это право есть только у государств-членов организации.
Беда (для производителей сигарет) была в том, что ни одна из стран, где находятся штаб-квартиры табачных компаний - США, Великобритания или Япония - не захотели подавать в ВТО жалобу о защите своего производителя.
Очевидно, мировые лидеры не хотели идти на репутационные риски. Но в чем проблема, если есть Украина? Для которой репутация оказалась не так уж важна.
В итоге в марте 2012 года Киев инициировал торговый спор с Австралией.
Абсурд ситуации состоит в том, что сигареты украинского производства в Австралию не экспортировались, так что Киев не мог говорить ни о какой защите национального производителя.
Несложно догадаться, что табачные компании "стимулировали" украинскую власть как-то иначе.
На днях ЕвроПравда опубликовала интервью ведущего мирового юриста в сфере торгового права Гэри Хорлика. Его оценки абсолютно однозначны: в Женеве, где находится Секретариат ВТО, ни для кого не секрет, что украинская заявка была пролоббирована транснациональными табачными компаниями.
"Это уникальный пример, когда страна лоббирует в ВТО интересы компаний других стран. Скорее всего, табачные компании просто не смогли пролоббировать такую заявку в своих странах", - говорит Хорлик.
К слову, государства, защищающие интересы не своих производителей, на жаргоне ВТО называют "странами-суррогатами". Не самое лучшее название для Украины, не правда ли?
Небольшое личное наблюдение – за последние годы автор написал немало критических статей о работе Минэкономразвития. Ни одна из них не вызывала такой нервной и болезненной реакции, как указания, что украинская заявка была инициирована третьей стороной.
Сейчас, после отзыва заявки, в Минэкономразвития признают, что этот спор ухудшил международную репутацию Украины. Однако разве он был единственным пятном на имидже страны?
Вспомним основные вехи: только став членом ВТО, Украина стала нарушать взятые на себя обязательства, повышая таможенные ставки. Потом мы стали блокировать членство в ВТО Черногории, выдвигая ей завышенные требования. Последний скандал вышел наружу, что в ВТО происходит нечасто.
Затем Украина таким же образом блокировала вступление в ВТО Лаоса и Йемена. И это несмотря на курс ВТО на упрощенное вступление в организацию беднейших стран. Тогда впервые заговорили о том, что Украина намерена постоянно использовать членство в ВТО для шантажа кандидатов в организацию.
В этом случае с украинскими торговыми дипломатами не церемонились – потребовав от них, по неофициальным данным, в исключительно грубой форме, отозвать свои требования.
Торговый спор с Австралией лишь упрочил имидж Украины как "плохого парня" в ВТО.
Ну и наконец, "вишенкой на торте" этого имиджа стал начатый Украиной процесс по пересмотру условий своего членства в ВТО. В этом случае против нас было и качество поданной заявки, и сформировавшийся имидж страны.
Причем влияние второго фактора не стоит преуменьшать. Не раз в неофициальных разговорах от торговых дипломатов приходилось слышать: если бы не предыдущие "художества", отношение в ВТО к украинской заявке было бы совсем другим и шансы на успех (пусть даже на частичный) были бы гораздо выше.
Революция в Украине и последовавшая смена власти были прекрасным моментом, чтобы резко улучшить свой имидж в ВТО. Однако этого не последовало: австралийская заявка была отозвана лишь сейчас. В том числе и потому, что идеологи торговой политики Украины оставались на своих должностях. Кроме того, и в прошлом году, по неофициальным данным, Украина продолжала практику блокирования вступления новых членов ВТО.
Именно поэтому нынешний отказ от спора с Австралией может стать первым шагом к реабилитации имиджа Украины в ВТО. Или вторым шагом - если считать первым смену торгового представителя Украины. Впрочем, Валерий Пятницкий, инициировавший спор с Австралией, и сейчас влияет на торговую политику страны - теперь в должности советника премьер-министра Арсения Яценюка.
А хороший имидж нам очень нужен – особенно с учетом ожидаемых торговых разбирательств с Россией.
Или же, как пишет на своей фейсбук-странице экс-глава Минэкономразвития Павел Шеремета, нам всем нужно "быть очень бдительными, чтобы они не выбрали нам на голову еще какую-то "стратегически приоритетную" отрасль (не в защиту украинских производителей, а ради одной из транснациональных компаний)".
Итак, впереди два пути, и выбор – за правительством.
Автор: Юрий Панченко,
редактор "Европейской правды"