Украина проиграла первый спор в ВТО. Что дальше?
За прошедший месяц Мировая организация торговли несколько раз становилась ньюзмейкером для Украины.
Последний раз это произошло совсем недавно – 26 июня было принято решение по спору Украины и Японии относительно введения Киевом защитных пошлин на импортные автомобили.
Это решение трудно назвать неожиданным – введение Украиной дополнительного таможенного сбора на импортные автомобили в апреле 2013 года с самого начала выглядело лоббистским. Тем более это была не первая попытка Украины предоставить дополнительные возможности отечественному автопрому, создав барьеры перед импортом.
Тогда – в середине 2013 года, когда все считали, что Виктор Янукович ведет страну к подписанию Ассоциации с ЕС, европейские дипломаты называли это решение одним из ключевых препятствий на нашем пути к ЕС.
Наконец, дополнительные пошлины решила оспорить Япония. К японской жалобе сразу присоединились и другие страны-автопроизводители: Евросоюз, США, Южная Корея, Россия, Австралия, Индия и Турция.
Последняя, кстати, ввела в ответ контрмеры против Украины, повысив пошлины на экспорт украинских орехов. Обычно ВТО позволяет введение компенсационных пошлин только после доказательства нарушения, а поэтому решение Анкары стало прецедентом для организации.
Впрочем, несмотря на ожидания, другие страны решили не идти этим путем.
Рассмотрение автомобильного дела в ВТО продолжалось чуть больше года – достаточно быстро, ведь в среднем рассмотрение торгового спора в рамках ВТО занимает от двух до трех лет.
Более важным является создание украинского прецедента – наша страна впервые официально проиграла рассмотрение дела в ВТО. К тому же – в украинском багаже до сих пор нет и успешного решения торгового спора.
Сам по себе проигрыш Украины в ВТО не является проблемой для страны.
В истории ВТО являются десятки торговых споров, по которым было принято решение, а соответственно – есть проигравшая сторона. Среди них – США, ЕС или сама же Япония.
То есть, проигрыш в Женеве никак не означает "клеймение" Украины.
Более того, Украина не будет компенсировать потери мировых производителей, возникшие в результате действия защитных пошлин. Единственное возможное наказание - введение этими странами компенсационных пошлин, но оно возможно лишь в случае, если страна-нарушитель не хочет исправляться.
В этой ситуации гораздо важнее реакция украинской власти на решение ВТО.
Теоретически страна имеет возможность подать апелляцию. Для этого необходимо подать соответствующую заявку в течение двух месяцев после получения официального экспертного отчета.
Хотя перспективы обжалования решения ВТО являются минимальными – ведь экспертное заключение было фактически единодушным, даже процесс обжалования может быть выгодным для украинских автопроизводителей.
Обжалование решения ВТО означает очередное – как минимум еще на полгода, сохранение действия защитных пошлин. И соответственно – еще полгода сохранения завышенных цен на импортные автомобили на украинском рынке.
Ряд стран-членов ВТО, в основном из третьего мира, активно используют такую возможность, по максимуму оставляя действие запрещенных преференций. Конечно, украинские автопроизводители будут не против такого сценария.
По информации ЕвроПравды, сейчас в правительстве склоняются в сторону выполнения решения ВТО, а не его обжалования. Это подтверждается и в официальных заявлениях представителей Минэкономразвития.
"Несмотря на то что Правительство и Министерство сейчас прилагают значительные усилия для создания "нового имиджа" Украины в ВТО, мы должны очень серьезно и внимательно оценить предоставленный нам отчет! Ведь речь идет об ответственности Украины как надежного и предсказуемого торгового партнера в целом, а не только в этом деле", - заявила Торговый представитель Украины Наталья Микольская.
Пока сейчас в Минэкономразвития утверждают, что после детального анализа министерство передаст свои выводы и рекомендации Межведомственной комиссии по международной торговле, которая и будет принимать решение относительно возможной отмены указанных мер.
Однако не исключено, что ситуация может измениться. Голос украинского автопарома всегда был влиятельным в украинских властных кругах.
Тем более - свой интерес в отрасли сохраняется и у действующего президента Петра Порошенко - его уход из акционеров "Богдан Моторс" так и не был официально подтвержден. Кстати - именно при его руководстве Минэкономразвития и было проведено повышение пошлин на автомобили.
Но с недавних пор Украина взяла курс на улучшение своего имиджа в ВТО. Отказ от скандального торгового спора с Австралией стал первым шагом на этом пути.
Теперь решение правительства по автомобильным пошлинам станет "лакмусовой бумажкой" - действительно ли Украина меняет свою политику в ВТО или нет.
Автор: Юрий Панченко,
редактор "Европейской правды"