Минфин предлагает сэкономить на евроинтеграции?
Долгое время в разговорах с друзьями я последовательно защищал Минфин от упреков в отсутствии реформ и уничтожении украинского народа/государства посредством настойчивых усилий увеличить доходы и сократить расходы бюджета, что собственно и должен делать Минфин.
Вчера для меня все изменилось, когда я случайно, по неформальным каналам узнал, что Минфин потребовал наложить вето на евроинтеграционный Закон Украины "Про внесение изменений в Закон Украины "Про идентификацию и регистрацию животных", принятый парламентом 15 июля (соответствующий законопроект – регистр. № 1484)
Минфин предлагает прекратить евроинтеграцию в сфере санитарных и фитосанитарных мероприятий и тем самым нарушить Соглашение об ассоциации с ЕС, поскольку это, якобы, требует от государства дополнительных затрат.
В действительности названный законопроект расходы бюджета не увеличивает, а сокращает, из-за чего он тяжело принимался парламентом – от момента внесения до момента принятия прошло более полугода. Тем не менее, 15 июля 241 народный депутат (представители всех, кроме Оппозиционного блока, фракций и групп) в преддверие местных выборов проголосовал за непопулистский, но очень нужный стране законопроект.
Кабмин же, напротив, встал на сторону узковедомственных интересов чиновников Минфина.
Кому нужна идентификация и почему ее нет?
Почему европейцы так настойчиво требуют, чтобы все продуктивные животные, независимо от того, кому они принадлежат и для каких целей разводятся, должны быть идентифицированы?
Дело в том, что если это не делается, то контролирующий орган не может гарантировать, что, в случае возникновения эпизоотии (эпидемии у животных), все животные на территории, где обнаружена болезнь, будут обследованы, пролечены и, если это необходимо, уничтожены. В отсутствии таких гарантий нет и гарантий того, что Украина не станет источником или резервуаром сохранения того или иного опасного заболевания животных, некоторые из которых несут непосредственную угрозу здоровью человека, как, например, в случае с коровьим бешенством.
Другими словами, тотальная идентификация является не только необходимой мерой для защиты экономических интересов страны – пресечения распространения эпизоотий, но и краеугольным камнем защиты здоровья человека.
Несмотря на все вышесказанное, в Украине до прошлого года закон предусматривал обязательную идентификацию только тех продуктивных животных, которые производятся в коммерческих целях – для продажи полученного от них молока и мяса. Если же селяне собирались потреблять их самостоятельно, то идентификация не требовалась, что, естественно, не делало этих животных нечувствительными к болезням.
14 сентября прошлого года ВРУ наконец приняла закон, которым это исключение было ликвидировано, а также введена ответственность собственников животных за их неидентификацию. Однако депутаты одновременно установили, что идентификация животных населения должна происходить ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО за счет средств госбюджета.
Минфин тогда не стал протестовать, но и средств на проведение работ по идентификации в бюджет 2015 года не заложил.
В результате идентификация животных населения в 2015 году оказалась фактически полностью заблокирована.
Селяне, владельцы скота, не могут оплачивать работы по идентификации своих животных, так как Агентство по идентификации не может выйти за рамки действующего закона и принять у них соответствующую плату - платить за данные работы, согласно нормам закона, может исключительно государство.
Без денег работы не проводятся, а вот норма о наложении штрафов за неидентификацию уже действует и ждет своего часа, когда вновь созданный Контролирующий орган начнет полноценно работать – выполнять свои обязанности: проверять и штрафовать.
Мнимые убытки и реальная выгода
Чтобы выйти из сложившегося положения и выполнить обязательства Украины перед ЕС, животноводческими ассоциациями: АВМ и АСУ был разработан законопроект №1484. Он устанавливает, что физические лица МОГУТ сами оплачивать идентификацию, после чего предъявлять соответствующие затраты для возмещения из бюджета, в установленном самим же КМУ порядке.
Получается, что как в соответствии с действующим законом, так и c нормами законопроекта №1484 (а позднее соответственно Закона № 616-VIII), государство должно оплачивать работы по идентификации животных физических лиц. Разница только в том, что согласно действующему закону это нужно делать авансом, а законопроект предлагает делать это по факту и если будут поданы все необходимые подтверждающие документы.
Теперь учтем, что стоимость идентификации одной головы крупного рогатого скота составляет аж 34 грн, соответственно, этой возможностью воспользуются именно те селяне, для кого эта сумма действительно имеет значение, а значит фактические затраты бюджета упадут.
Тем не менее Минфин настаивает на ветировании евроинтеграционного законопроекта. Причин может быть две.
Во-первых, законопроект дает прямое поручение Минфину предусмотреть соответствующие затраты отдельной строкой в бюджете. Другими словами, если раньше можно было просто игнорировать требования закона о выделении средств без каких-либо видимых последствий (невыполнения евроинтеграционных обязательств, видимо, не в счет), то в случае подписания Закона руководству Минфина придётся объясняться по этому поводу как в Парламенте, так и в КМУ.
Очевидно, что эта позиция нынешнего Кабмина мало чем отличается от позиции предыдущей власти, которая, правда, действовала не исподтишка, а прямо заявила об отсутствии средств на евроинтеграцию.
Не говоря уже о том, что блокирование идентификации создает дополнительные риски для экспорта животноводческой продукции в ЕС, дополнительно к уже состоявшемуся "закрытию" экспорта в РФ, а также угрожает здоровью украинских граждан.
Во-вторых, требований закона о наложении штрафов за неидентификацию никто не отменял, причем если в первом случае его размер составляет 120 грн, то при повторном правонарушении штраф увеличивается в несколько раз.
Это открывает перед контролирующим органом широкое поле возможностей по "мобилизации" дополнительных доходов в бюджет. Идентифицировать своих животных физические лица не могут, соответственно их можно будет бесконечно штрафовать. Оригинальный способ пополнения бюджета в европейском государстве.
И в том, и в другом случае ни Министерство финансов, ни Кабмин формально не виноваты – виноваты будут "европейцы" с их требованием о внедрении тотальной идентификации и президент, которому и предлагают взять на себя политическую ответственность и заветировать законопроект.
Остается, конечно, еще одна возможная причина – в Минфине, а затем и в КМУ, просто не разобрались в том, что именно предлагает законопроект. Что ж, у нас будет возможность проверить обоснованность такого предположения – ведь разобраться еще не поздно, и письмо из АП можно отозвать или даже вовсе сделать вид что его не было, а заодно уволить ответственного специалиста, который умудрился так глубоко и целенаправленно не разобраться.
Только вот, что-то не верится, что Кабмин пойдет на такой шаг, ведь не предпринимал он никаких шагов на протяжении всего 2015 года, чтобы разблокировать идентификацию животных физических лиц.
Зачем это правительству? Ему удобнее играть в пинг-понг, спихивая ответственность на парламент, а теперь на главу государства.
Так что теперь слово за вами, господин президент.
Автор: Михаил Соколов,
замглавы Всеукраинской аграрной рады