Девальвация юаня. Китай "взял в заложники" мировую экономику
Только-только улеглись страсти от гигантской волатильности фондовых индексов в Китае, и тут Народный банк Китая преподнес рынкам сюрприз в форме девальвации юаня к доллару США, самой большой за последние 11 лет.
Это очень тревожный сигнал, в первую очередь - для Европейского союза и США. Китай все настойчивее дает понять миру, что в экономике страны есть системные проблемы и решать эти проблемы в будущем, вероятно, придется всем миром сообща.
Угроза с востока
Если учитывать, что главными источниками беспокойства последних месяцев были фондовый и валютный рынок Китая, небольшого анализа этих рынков должно хватить, чтобы сложилось общее представление о происходящем.
Своего пика в размере 5121 пункта Композитный индекс Шанхайской фондовой биржи достиг 11 июня. Затем последовал "обвал", и 8 июля индекс был уже на уровне 3507 пунктов. Затем он скачкообразно восстановился до 3965 пунктов 14 августа.
Однако если внимательно посмотреть на график, то видно, что 2015 год индекс начал с 3200 пунктов, а диапазон в 3900-4000 пунктов он прошел очень быстро в апреле 2015 года. Композиты просто надулись под действием низких процентных ставок НБК и ряда объективных рыночных условий.
Останется тайной, был ли этот сценарий написан в Нацбанке Китая с тем, чтобы улучшить условия финансирования для компаний реального сектора, или эти скачки композитов нужно отнести к ошибкам регулятора.
Однако мое личное мнение - этот сценарий был запрограммирован Нацбанком Китая и осуществлялся под его контролем. Мне очень слабо верится в то, что подобная волатильность фондового рынка возможна в стране, где власти привыкли держать руку на пульсе большинства экономических процессов.
На валютном рынке приключения начались 10 августа. Курс доллара к юаню за период с 10 по 14 августа вырос с 6,2097 до 6,3912, или на 2,92%.
Такой была реакция НБК на статистику первого полугодия 2015 года.
Напомню, что за первые 6 месяцев 2015 года экспорт из КНР упал на 7%, а импорт в КНР снизился на 14%. НБК даже не обрадовал тот факт, что позитивное сальдо торгового баланса выросло в два раза.
Причина недовольства НБК - высокая доля экспорта в ВВП страны, которая в последние годы колебалась на уровне 25-35%.
Таким образом, соглашаясь на падение экспорта, Нацбанк Китая автоматически ставил под угрозу прогноз в +7% прироста ВВП в 2015 году. И хотя первое полугодие 2015 года было окончено с темпом прироста ВВП 7%, регулятор решил подстраховаться и пошел на девальвацию юаня.
Для ЕС и США текущее положение дел в Китае несет серьезные риски нового глобального кризиса, при котором их экономики понесут куда большие потери, чем Китай.
Поэтому Европейскому центробанку и Федеральной резервной системе США придется согласиться с желанием Нацбанка Китая переложить через девальвацию юаня часть расходов на оздоровление китайской экономики на свои плечи.
Для Украины кризис в КНР означает падение цен на черные металлы и железорудное сырье - на сегодня одну из основных статей украинского экспорта. Процесс падения цен на рынке уже идет полным ходом, хотя кризис в КНР еще не начался.
Украина сейчас как никто другой заинтересована в том, чтобы китайский Нацбанк монетарными методами и девальвацией юаня улучшил ситуацию в своей экономике, поскольку даже падение темпов роста ВВП в КНР с 7 до 0-3%, скорее всего, будет означать низкие цены на черные металлы, что для Украины невыгодно.
Политические выводы
В описанном финансовом ландшафте КНР есть над чем подумать и сделать выводы как глобального, так и локального характера.
1. Хочу обратить внимание на идеологию принятия решений НБК, которой бы следовало поучиться не только НБУ, но и ЦБ РФ и другим ЦБ нашего региона. НБК ставит приоритетом экономический рост, а курс валют, ставки и фондовый рынок (т.е. те инструменты, которые должны обслуживать идею экономического роста) отходят на второй план. Если рост экономики под угрозой - решение принимается мгновенно.
2. Идея девальвировать юань к доллару вызвала критику со стороны США. Сейчас речь уже идет о том, что ФРС, возможно, отложит повышение учетной ставки из-за девальвации юаня. Обеспокоенность ФРС вполне ясна: после девальвации евро к доллару США именно на рынок США (а также ЕС) хлынут дешевеющие китайские товары.
3. Впервые в мировой истории действия ЦБ развивающейся страны привели к обеспокоенности ФРС. К слову сказать, номинальный ВВП КНР отстает от американского на 7 трлн долларов США. Однако по ВВП, рассчитанному по покупательной способности, КНР опередила США и ЕС и в 2014 году была экономикой номер один по данному показателю.
4. Китай невольно заявил свои претензии на звание "крупного игрока" на глобальном рынке, и с этим игроком нужно считаться.
Однако в текущий момент ситуация обстоит таким образом, что и США, и ЕС не заинтересованы в падении экономики КНР, которое может спровоцировать новый, невиданный ранее по мощности, глобальный экономический кризис.
Поэтому и ФРС, и ЕЦБ, и даже МВФ вынуждены вести себя в данной ситуации сдержанно, ведь в том, чтобы темпы роста ВВП Китая резко не сокращались, заинтересованы все крупные участники глобального рынка.
Автор: Виталий Шапран,
член исполкома
Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА)
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора.