Право собственности на «мозг». Что необходимо изменить Украине
Прежде чем менять экономику с сырьевой на инновационную, Украине нужно, в первую очередь на законодательном уровне, наладить систему защиты интеллектуальной собственности, в том числе авторских прав.
Основной причиной пиратства стало не торможение развития информационно-коммуникационных технологий, а наша постсоветская ментальность и "бедность" – как моральная, так и материальная.
Такие изменения – не только требования США и ЕС (хотя это одно из обязательств страны по Соглашению об ассоциации), но и потребность отечественной экономики. В этом году Украина была занесена в "301-й список" как страна с высоким уровнем интернет-пиратства.
Меня, как эксперта в области Hi-Tech продуктов и технологий, это не удивляет, ведь
в нашей стране 83% программного обеспечения - нелицензированное, 90% видео- и аудиоконтента является пиратским, а украинские авторы ежегодно теряют 1,5–2 млрд грн из-за отсутствия четко прописанной законодательной базы.
Для примера: в ЕС 37% ВВП создают компании, использующие интеллектуальную собственность для создания своих продуктов или услуг, благодаря этому 26 млн граждан обеспечены рабочими местами.
А в Украине даже нет исследований на эту тему, не говоря уже о государственной статистике доли интеллектуальной собственности на производстве на каждого сотрудника, как это обычно рассчитывают в ЕС.
Чтобы наполнить украинский бюджет и защитить права отечественных авторов, Минэкономразвития приступило к реформе сферы интеллектуальной собственности. Первыми шагами должны стать борьба с интернет-пиратством, новая модель коллективного управления и легализация программного обеспечения правительственных организаций.
Одним из приоритетных направлений работы Департамента развития инноваций и интеллектуальной собственности министерства стал анализ сферы управления интеллектуальной собственностью и законодательства в Украине и в странах ЕС.
К сожалению, украинские показатели оказались значительно ниже, чем в ЕС, тогда как человеческий капитал у нас – на уровне развитых стран Евросоюза.
Что же обуславливает серьезную проблему сегодня – отток квалифицированных кадров, отсутствие инвестиций в экономику знаний и трансфер технологий, инкорпорация продуктовых компаний за границей?
По причине несовершенного законодательства и коррумпированной системы в Украине компании предпочитают регистрацию продуктов интеллектуальной собственности за пределами страны, а потом продают этот продукт здесь, в частности, увеличивая ВВП чужих стран вместо нашей.
Поэтому, понимая всю серьезность реформы, мы прибегли к следующему серьезному шагу – привлекли экспертов и специалистов профильных и смежных отраслей, в частности профильных экспертов из ЕС и США, Европейскую бизнес ассоциацию, Американскую торговую палату, представителей медиа и интернет-провайдеров, ведущих юридических компаний и других экспертов в этой области.
На следующей стадии нашей работы мы столкнулись со значительными сложностями – реформированием еще "совковой" государственной системы интеллектуальной собственности, которая состоит из множества слабых и неэффективных государственных структур – Государственной службы интеллектуальной собственности, Укрпатента, Интелзащиты, Украинского агентства авторских и смежных прав и других органов с раздутыми штатами работников и дублирующимися функциями.
Поэтому и не удивительно, что больше всего нашим реформам сопротивляются руководители перечисленных структур, которые возглавляют их десятилетиями и не воспринимают никаких изменений.
Очередной шаг – вопрос защиты авторских прав в интернете как наиболее недоразвитой отрасли с точки зрения авторского права. Путь формирования эффективной системы защиты авторских прав в интернете предусматривает решение важных проблем на законодательном уровне, которые замедляют качественные изменения в реформе.
Среди них:
- отсутствие механизма, позволяющего оперативно блокировать или удалять незаконно размещенный контент в сети интернет;
- отсутствие в нормах украинского законодательства четко прописанной процедуры защиты прав правообладателей в сети интернет;
- отсутствие в национальном законодательстве положений, которые бы обязывали украинских провайдеров хостинга, операторов или провайдеров телекоммуникаций способствовать защите прав правообладателей в интернете.
Для решения этих вопросов мы создали межведомственную рабочую группу при Минэкономразвития, которая разрабатывает ряд изменений в закон Украины "Об авторском праве и смежных правах" и многие другие нормативно-правовые акты по противодействию интернет-пиратству и о деятельности организаций коллективного управления, кроме того, ведется работа по легализации программного обеспечения в органах власти.
В частности, предлагается предоставить возможность автору и правообладателю требовать у владельца интернет-сайта или компании, в которой этот сайт технически сохраняется, заблокировать доступ к программам, фильмам, музыке, другим продуктам интеллектуального труда, которые были размещены незаконно.
Блокировка будет происходить в течение 24 часов.
Такой механизм – одно из обязательных требований Соглашения об ассоциации Украины и ЕС. Он должен заработать уже в начале следующего года.
Мы постепенно воплощаем все требования ЕС по вопросам интеллектуальной собственности и нормы, что зафиксировано в нашем соглашении о сотрудничестве.
Впрочем, лишь законодательно ситуацию не изменить – нам надо менять правосознание и понимание собственной ответственности за пользование нелицензионным программным обеспечением, так же, как и за прослушивание музыки и скачивание фильмов с пиратских сайтов.
Для этого разрабатывается краткий онлайн-курс о преимуществах реформы интеллектуальной собственности и честного использования "авторского продукта" и развенчании мифов, который будет распространен среди населения.
Тем не менее, мы знаем, что реформа позволит снизить уровень интернет-пиратства в Украине, привлечь инвестиции, создать новые компании и рабочие места, обеспечить наполнение госбюджета за счет отчислений от легального оборота объектов интеллектуальной собственности. Эти средства могут быть направлены на социальное обеспечение и другие нужды.
Все эти шаги составляют фундамент для создания благоприятного инвестиционного климата в Украине.
Они сделают невозможным применение экономических санкций в отношении Украины как "приоритетной страны" в "Специальном списке 301", а также приведут законодательство Украины в соответствие с законодательством стран Европейского союза, чего, собственно, и требует Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС.
Автор: Елена Минич,
директор департамента цифровой экономики
Министерства экономического развития и торговли
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора