Спасти валютного заемщика. Проблема, знакомая и ЕС

Понедельник, 21 декабря 2015, 09:00 — Михаил Демкив, ICU

Проблема реструктуризации валютных кредитов до сих пор остается актуальной для Украины. Тем более, после недавнего ветирования президентом скандального законопроекта о реструктуризации по курсу 5,05 грн/$.

После "информационного смерча" при попытке реструктуризации этих кредитов по курсу 5,05 грн/$ информпространство время от времени сотрясают новые аргументы "за" и "против" прощения части валютных долгов.

Но подобные дискуссии шли или идут не только в Украине. Ситуация, когда клиенты банка, соблазнившись низкой процентной ставкой по кредиту в иностранной валюте, оформляли его, е имея надежного источника дохода в данной валюте, характерна для многих стран Центральной и Восточной Европы.

Время от времени национальные валюты, в которых и зарабатывала большинство заемщиков, обесценивались, и часто очень резко. Безусловно, магнитуда обесценивания гривны значительно превышает обесценивание валют соседних стран, но это уже другая история.

Вследствие макроэкономических процессов предыдущих пяти лет обесценились валюты большинства развивающихся стран, евро и собственные валюты новых государств ЕС.

Основное отличие Украины от соседних стран – у нас намного сильнее привязка к доллару.

А поляки или венгры занимали даже не в евро – общей валюте ЕС, а в швейцарских франках благодаря достаточно низким процентным ставкам в этой валюте. Но, как и в Украине, львиную долю валютных ипотечных кредитов выдавали банки с западноевропейским капиталом.

Украина
(законопроект 1558-1)

Украина
(проект КМУ)

Венгрия

Польша
(проект)

Хорватия

Рост курса ин. валюты (2011–2015)

200,8%

200,8%

34,4%

28,6%

22,4%

Что подлежит реструктуризации

Все валютные кредиты

Часть валютных ипотечных кредитов

Все валютные кредиты

Часть валютных ипотечных кредитов

Все кредиты во франках

Курс конвертации

На дату выдачи кредита

На дату реструктуризации

Льготный

На дату выдачи кредита

На дату выдачи кредита

Фактическое списание долга с учетом льготного курса

>75%

25-50%

~20%

50% курсовой разницы

~35%

Процентная ставка

На дату выдачи

На дату выдачи (действует 3 года после реструктуризации)

Рыночная в национальной валюте

Рыночная в национальной валюте

Рыночная в национальной валюте

Продажа валюты банкам из резервов

Нет

Нет

Да

Нет/обсуждается

Нет

В вопросе реструктуризации таких кредитов в национальную валюту мотивация сторон идентична для любого государства: банки стараются избежать несправедливых, по их мнению, убытков и отбить заемные средства; для заемщиков важно сохранить жилье, на выплату которого было положено очень много ресурсов; а для власти – сохранить популярность среди электората и избежать коллапса финансовой системы.

Венгрия: транснациональные компании заплатят за все

Политика правящей в Венгрии партии "Фидес" (Fidesz) и ее харизматичного лидера Виктора Орбана направлена в значительной степени против транснациональных корпораций, к которым можно отнести и западноевропейские банковские группы.

Власти пытаются решать экономические проблемы, с которыми столкнулась страна, в частности вопрос бюджетный дефицит, за счет иностранных компаний, поддерживая "простых трудяг".

В частности, в 2015 году крупным супермаркетам запретили работать в воскресенье; ограничение не касается маленьких магазинов, где владелец выходит на работу вместе с работниками.

В конце 2014 года на улицы Будапешта вышли тысячи людей, которые протестовали против налога на интернет. По мнению авторов этого законопроекта, международные телекоммуникационные компании получают сверхприбыли от предоставления услуг связи внутри страны, при этом не платят налоги как следует. Протесты привели к тому, что законопроект отложили для доработки.

Для финансовых компаний ввели специальный (экстраординарный) налог на активы компаний: таким образом правительство рассчитывало собрать около 900 млн долларов. На этом проблемы не закончились – решение Национального банка Швейцарии отойти от фактической привязки курса франка к евро обесценило европейскую валюту и, соответственно, венгерский форинт примерно на 20%.

Власти Венгрии решили не отступать от своей политики "транснациональные компании заплатят за все".

Был принят закон, по которому осуществлялась реструктуризация валютных кредитов (а большинство из них были выданы именно в швейцарских франках) в национальную валюту по льготному курсу, на 20% ниже рыночного.

Следует заметить, что это была не первая попытка избавиться от валютных кредитов: после кризиса 2008 года действовало несколько программ реструктуризации в 2011 и 2014 годах, которые, однако, не были столь масштабными.

Под реструктуризацию 2015 года в Венгрии попали все кредиты, а не только ипотечные, что, естественно, вызвало возмущение банков. Кроме того, согласно решению Конституционного суда Венгрии, банки должны компенсировать заемщикам незаконно уплаченные комиссии, которые банки повышали в одностороннем порядке.

Интересна и сама аргументация в пользу реструктуризации – под ее действие попали кредиты, выданные после 1 мая 2004 года – даты вступления Венгрии в ЕС.

Потребность соблюдать правила единого экономического пространства, как считали авторы этого закона, нанесла ущерб гражданам страны, который решено было перенести частично на сами банки.

Отдельным вопросом, который почему-то практически не фигурирует в дискуссии вокруг реструктуризации валютных кредитов в Украине, является чистая валютная позиция банков, чьи кредиты подлежат конвертации. Дело в том, что для стабильной работы банка необходимо, чтобы сумма его валютных активов (в частности, кредитов клиентам, наличности и средств в других банках) была близка к сумме его обязательств в валюте (депозиты клиентов, кредиты других банков).

При переводе значительной суммы активов из иностранной валюты в отечественную этот баланс нарушается, и обязательства банка становятся большими на сумму такой конвертации. Соответственно, банк получает дополнительный серьезный риск, ведь в случае роста курса такой валюты банк понесет существенные убытки.

Чтобы решить этот вопрос, венгерскому нацбанку пришлось провести тендер по продаже золотовалютных резервов банкам в сумме, равной объему реструктурированной задолженности – около 8 млрд франков.

Польша: в поисках компромисса

В отличие от Венгрии, которую многие считают слабым звеном в европейской семье, Польша с ее мощной экономикой и взвешенной политикой является хорошим примером инвестиционно привлекательной страны.

И все же проблема валютных кредитов, тоже номинированных преимущественно в швейцарских франках,  затронула и наших западных соседей. Внезапное обесценивание польского злотого относительно франка в январе 2015 года заставило правящую тогда партию "Гражданская платформа" задуматься о законодательно закрепленной конвертации валютных кредитов.

В вихре предвыборных баталий (Польша в 2015 году провела президентские и парламентские выборы) основной соперник – партия "Право и справедливость" (ПиС) – подхватила идею помощи "франковцам" (лицам, столкнувшимся с чрезмерной долговой нагрузкой в связи с ростом курса швейцарской валюты).

После своей победы на президентских выборах команда ПиС во главе с президентом приступила к работе над соответствующим законопроектом, который тогда не был вынесен на рассмотрение парламента.

В Польше решили реструктурировать только кредиты на покупку жилья, при этом предлагается компенсировать половину от разницы между курсом франка на дату выдачи кредита и на дату реструктуризации.

Кроме этого, законопроект был ориентирован прежде всего на менее состоятельные слои населения – предлагаются ограничения по метражу объекта недвижимости (75 кв. м для квартир и 100 кв. м для частных домов).

И наконец – в самой стране идея льгот для валютных заемщиков не находит однозначной поддержки.

Поляки понимают, что в результате в более выигрышной ситуации окажутся именно те, кто действовал более рискованно, по сравнению с теми, кто брал кредиты в злотых с несколько более высокой процентной ставкой. Поощряет ли в таком случае государство более умеренный подход в отношении рисков?

Хорватия: отвязка от франка, привязка к евро

Хорватии удалось избежать обесценивания собственной валюты относительно евро – за предыдущие пять лет курс колебался в диапазоне 7,35–7,72 кун/евро. Основной задачей правительства было смягчить эффект роста курса франка на 15-20% относительно национальной валюты – мелочи по сравнению с украинскими реалиями.

Ключевым моментом в реструктуризации по-хорватски служит привязка новых кредитов к евро, несмотря на то, что введение общей европейской валюты вместо куны является далекой перспективой для Хорватии – ныне самого молодого члена ЕС. Власти страны дают осторожные прогнозы на 2020 год, но при условии, что на тот момент страна будет к этому готова.

Хорваты решили дать возможность перевести все кредиты физическим лицам, номинированные во франках, а не только ипотеку.

Задолженность заемщика конвертируется в евро или кунах с привязкой к евро на дату выдачи кредита. При этом платежи во франках, которые заемщик совершил в прошлом, конвертируются в евро по курсу на дату осуществления такого платежа.

На момент реструктуризации сравнивается общая сумма выданного кредита, выраженная в евро, и уплаченная сумма в эквиваленте той же валюты. Таким образом, не допускается ситуация, когда кредит выплачивается по второму кругу.

Менее приятным для заемщика моментом является перерасчет прошлых платежей по процентам – за основу берется рыночная ставка в соответствующей валюте. Такой подход уменьшает задолженность заемщика, а клиентам, у которых есть переплата, банк должен вернуть разницу в 60-дневный период.

Стоит отметить сложность такого подхода – ведь нужно перечислить значительное количество платежей, а еще проценты по новой, плавающей ставке; и все это – за несколько лет.

По закону, клиенты получили возможность узнать индивидуальные финансовые детали реструктуризации на веб-сайте банка в 30-дневный период.

Румыния: отказ от принуждения

Власти другого нашего соседа, Румынии, не рискнули принять закон о реструктуризации.

В отличие от остальных упомянутых стран, где банки были прибыльными, румынские банки не могли похвастаться хорошими финансовыми результатами. И они сами разрабатывали условия реструктуризации, которые были согласны предоставить своим клиентам.

Следует понимать, что основной целью банков является вернуть выданные ранее средства, а при резком росте курса платежеспособность заемщиков значительно ухудшается, и банк не получает ожидаемых платежей.

В таком случае win/win-ситуацией является компромисс между заемщиком и кредитором, когда определенная сумма долга прощается, но зато заемщик возобновляет оплату кредита.

Конечно, взыскание предмета залога (недвижимости) и его дальнейшая реализация требует дополнительных затрат от банка, поэтому списать часть долга может быть банально дешевле.

Какая страна может позволить себе реструктуризацию

Безусловно, в стремлении решить проблемы валютных заемщиков за счет банков достаточно много популизма.

Однако Польша или Хорватия могут позволить себе такой шаг, поскольку построили функционирующую судебную систему с практическим, а не декларативным защитой прав кредитора.

Условный западный банк, работая в Польше, может рассчитывать вернуть себе залог по выданному кредиту. А в аналогичной ситуации в Украине высокопоставленный заемщик, используя неформальные меры воздействия на суды или правоохранительные органы, может вывести всю залог, оставив кредитора ни с чем. И при этом годами оставаться на виду, не боясь уголовного преследования.

Именно поэтому нельзя одной рукой бить банки, пренебрегая их правами как кредитора, а второй – по сути, перенаправлять финансовые ресурсы в пользу валютных заемщиков. Людей, которых действительно жаль.

 

Автор: Михаил Демкив,

аналитик банковского сектора

группы ICU

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: