"Нет" Украине на референдуме в Нидерландах: что дальше
Результат референдума в Нидерландах лично для меня оказался в некотором роде сюрпризом: большинство соцопросов, проведенный в Нидерландах о вероятном распределении голосов "за" и "против", не показывал разрыва между двумя лагерями более чем в 15 процентов.
Вероятно, разрыв почти в 30% произошел из-за того, что определенное количество сторонников Соглашения просто не пришли на референдум – или в силу меньшей эмоциональной мобилизованности, или в попытке снизить явку и таким образом просто нивелировать результаты референдума.
Но фактически реализовался худший для Украины сценарий:
явка – достаточная для признания референдума действительным; разрыв между "да" и "нет" – слишком большой, чтобы сторонники ассоциации в нидерландском политикуме могли красиво его нейтрализовать, не рискуя собственной политической репутацией.
Теперь, без эмоций и ярлыков "зрада", кратко подытожим, что ждет Украину в дальнейшей битве за ассоциацию.
Прежде всего, стоит помнить, что сегодняшний референдум – это еще далеко не точка. 12 апреля правительство Нидерландов, скорее всего, объявит, что Соглашение будет вынесено на переголосование в парламенте – именно этого требует от него закон о референдуме.
Далее – слово за парламентариями. Как минимум, голосованию будут предшествовать дебаты. Вероятность того, что парламент подтвердит результаты референдума, очень высока. Однако не стопроцентная.
Если нидерландские парламентарии также проголосуют "нет", тогда дело выходит за рамки нидерландско-украинского диалога и переходит в Брюссель. Могу представить, что евросоюзовские юристы уже сейчас ищут возможные выходы из этой прецедентной для истории европейского международного права коллизии.
Можно с высокой вероятностью утверждать, что пересмотра Соглашения не будет.
Такая процедура не только растянется на годы, но и потребует повторной ратификации во всех государствах-членах ЕС. Они вряд ли на это пойдут: нидерландский референдум является инструментом для волеизъявления граждан Нидерландов, но он никак не может заставить граждан других государств-членов ЕС думать так же.
Тогда остается сценарий, описанный юристом Петером ван Элсувеге: Нидерланды будут исключены из перечня договорных сторон Соглашения, а определенные его положения не будут распространяться на Нидерланды.
Напомню, что основной объем Соглашения касается исключительно компетенции Евросоюза (то есть принимается по алгоритму, который привлекает Еврокомиссию, Европарламент и Совет ЕС, без национальных парламентов). Зона свободной торговли между Украиной и ЕС также уже временно применяется с 1 января 2016 года, и нидерландский референдум не будет отменит ее.
Иными словами, положения о функциональных преобразований в Украине в целом ряде сфер, которые предусматриваются Соглашением об ассоциации, не будут исключаться из Соглашения в результате референдума в Нидерландах.
И напоследок – не стоит обижаться на Нидерланды за вчерашнее "нет".
Как известно, нет поражений, есть только опыт. Стоит сделать из него выводы и двигаться дальше.
Автор: Екатерина Зарембо,
заместитель директора Института мировой политики
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора