Украинский экспорт: первые показатели роста. Что дальше?
Украинский экспорт в течение последних лет переживает сложные времена.
Мы потеряли крупнейший рынок сбыта и производственные мощности для традиционного экспорта, конъюнктура мирового рынка также была неблагоприятной. В связи с этими и другими факторами объемы украинского экспорта значительно сокращались.
Однако последние показатели уже дают надежду на скорое восстановление украинской торговли и положительные результаты по итогам года.
Так, по итогам четырех месяцев 2016 года экспорт товаров по сравнению с аналогичным периодом 2015 года сократился на 13,9% и составил $10,8 млрд. Однако в сравнении с январем текущего года произошло существенное замедление темпов падения экспорта (в январе этот показатель составлял 31,9%).
В структуре экспорта товаров наибольшую долю составила продукция АПК и пищевой промышленности (42,2%), металлургии (22,2%) и машиностроение (12,4%).
Положительным моментом стало то, что в апреле как физические, так и стоимостные показатели экспорта превысили уровень апреля прошлого года.
Экспорт товаров в стоимостном измерении вырос на 0,5% (или на $14,9 млн), а в физическом – на 5,6%.
Чем это вызвано? Оживление спроса в апреле 2016 года (относительно марта) обусловлено ценовой конъюнктурой на отдельных внешних товарных рынках.
Для увеличения нажмите на изображение |
Так, в апреле текущего года по сравнению с предыдущим месяцем возросли физические объемы экспорта минеральных продуктов (на 426,3 тыс. тонн или 9,0%), металлургической продукции (на 37,9 тыс. тонн или на 1,8%), продукции машиностроения (на 17,5 тыс. тонн или на 32,5%) и различных промышленных товаров (на 9,4 тыс. тонн или на 11,2%).
Следует отметить, что минеральные продукты выросли путем увеличения физических объемов экспортных поставок гальки, гравия, щебня (на 279,6 тыс. тонн) и руды и железных концентратов (на 141,4 тыс. тонн), что составляет более 90% роста экспорта продукции отрасли.
Улучшение в апреле по сравнению с мартом ценовой конъюнктуры иллюстрирует рост мировых цен, в среднем, на кукурузу – на 2,3%, соевые бобы – на 12,0%, рапс – на 1,2%, железорудные окатыши – на 12,9%, передельный чугун – на 16,4%, слябы – на 4,8%, горячекатаный рулон – на 12,2%, холоднокатаный – на 6,7%.
Как следствие, в апреле по сравнению с мартом стоимость экспорта минеральных продуктов выросла на $52,8 млн (на 27,8%), продукции металлургии – на $36 млн (на 5,5%), различных промышленных товаров – на $16,0 млн (на 17,2%), продукции машиностроения – на $8,6 млн (на 2,2%).
Для увеличения нажмите на изображение |
Позитивная ценовая конъюнктура позволила нам получить прирост стоимости экспорта агропромышленной продукции на $6,8 млн (на 1,3%) – и это несмотря на снижение в апреле физических объемов экспорта продукции АПК и пищевой промышленности на 5,2 тыс. тонн!
Что дальше?
При сохранении такой тенденции вместе с продолжением повышения цен на мировом рынке, который начал наблюдаться в конце марта, можно ожидать по итогам года роста показателя экспорта товаров.
Учитывая географию отечественного экспорта, основным торговым партнером Украины в экспорте товаров за 4 месяца 2016 года оставался Европейский Союз (39,9%), при этом доля России уменьшилась до 8,5% (в апреле 2015 года доля РФ составляла 11,8%).
Особо следует отметить, что
впервые после 2014 года экспорт товаров в страны ЕС продемонстрировал положительную динамику.
Так, объем украинского экспорта товаров в страны ЕС по итогам 4 месяцев 2016 года относительно аналогичного периода 2015 года вырос на 0,7% (на $29 млн).
В экспорте товаров в страны ЕС наблюдался рост объемов по подавляющему большинству отраслей, за исключением продукции металлургического комплекса, минеральных продуктов и продукции химической промышленности.
Для увеличения нажмите на изображение |
За 4 месяца 2016 года больше всего выросли поставки в ЕС продукции АПК и пищевой промышленности (на $233 млн), древесины и бумаги (на $51,6 млн), разных промышленных товаров (на $41,4 млн), продукции легкой промышленности (на $30,9 млн) и машиностроения (на $27,5 млн).
Среди причин, которые привели к положительной динамике развития показателя экспорта товаров в страны ЕС, во-первых, действие уже в течение двух лет режима свободной торговли при экспорте в ЕС.
Во-вторых, сокращение барьеров для торговли (например, получение Украиной разрешений на поставки в ЕС продукции животноводства, в частности молокопродукции).
В-третьих,
наличие российского эмбарго на продукцию АПК и пищевой промышленности и других ограничений потребовало от отечественных производителей искать новые рынки сбыта и, прежде всего, обеспечить свое постоянное присутствие на рынках ЕС.
А значит, при условии сохранения вышеописанных тенденций украинский экспорт в ЕС будет расти.
Для увеличения нажмите на изображение |
Можно ожидать, что это приведет к увеличению объемов экспорта по результатам 2016 года. Именно это и является целью и основной причиной европейской интеграции Украины. Мы нуждаемся в рынке ЕС, а он нуждается в нас.
Конечно, перед нами встают вызовы, но в долгосрочной перспективе евроинтеграция и свободная торговля с Европой – это стабильный рынок сбыта в 500 млн, рост экспорта и инвестиций, повышение уровня качества продукции, технологий и условий труда и устойчивое экономическое развитие.
Автор: Наталия Микольская,
торговый представитель Украины,
заместитель министра экономразвития и торговли
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора