E-государство или e-общество? В чем мы больше всего отстаем от Европы

Вторник, 20 сентября 2016, 16:11 — Матеуш Бялас, Украинский католический университет

В течение последних двух лет в рейтинге развития е-управления, который составляет Организация Объединенных Наций, Украина поднялась на 25 ступенек, с 87-го на 62-е место.

Стоит отметить, что государство внедрило предоставление обществу новых электронных услуг, которыми граждане Украины начали активно пользоваться; именно это позволило Украине улучшить свое место в рейтинге е-активности (e-participation) – с 77-го до 32-го.

Страна меняется. Все больше и больше информации и услуг становятся доступными гражданам в электронном формате.

Безусловно, самым большим успехом является создание электронной системы публичных закупок ProZorro.

2015 года Министерство юстиции ввело кабинет электронных сервисов. С начала 2016 года работает электронный кабинет налогоплательщика. Электронные петиции можно составлять на сайтах администрации президента, Кабмина и Верховной рады. Государственные структуры готовятся к запуску е-декларирования.

Прогресс, без сомнения, заметен.

Однако, несмотря на такое массовое внедрение электронных услуг, остается несколько общих вопросов, которые требуют внимания. Поскольку государство трансформируется и начинает оказывать все большее количество услуг в электронном формате, нужно также увеличить популярность и повысить доверие к электронным системам в обществе, которое является одним из наименее информатизированных в Европе.

Расширение доступа к сети

По данным компании Google, только немногим больше 60% украинцев пользуются интернетом.

Это относительно низкий показатель по сравнению с другими развитыми странами мира. В соседней Польше этот показатель достигает почти 80%, Мексике – 77%, Малайзии – 76%.

Соответственно, Украина находится в конце списка европейских стран по доступности к сети.

В Эстонии, которая является региональным лидером в е-администрировании, граждане имеют возможность голосовать во время выборов, используя интернет, на сегодняшний день 81% населения Эстонии пользуется интернетом, а 71% делает это ежедневно.

Доступ к интернету

страна

2016

2015

2014

2013

2012

Процент населения, имеющий доступ к интернету

Украина

61%

56%

56%

52%

47%

Польша

78%

74%

74%

77%

75%

Германия

82%

83%

82%

81%

80%

Эстония

81%

76%

77%

77%

n/d

США

81%

81%

79%

82%

78%

Процент населения, каждый день пользующегося интернетом

Украина

52%

44%

43%

38%

31%

Польша

63%

55%

55%

57%

55%

Германия

68%

64%

62%

59%

56%

Эстония

72%

64%

65%

65%

n/d

США

70%

64%

63%

66%

56%

В течение последних пяти лет количество пользователей интернета в Украине увеличилось почти вдвое, с 31% до 52% в 2016 году. Часть населения, которая пользуется интернетом ежедневно, постоянно растет, но все же этот процент – один из самых низких показателей среди европейских стран.

Для сравнения,

в Польше на сегодня 63% населения ежедневно пользуется интернетом, в Германии – 68%, а Финляндии – 77%.

В Варшаве для содействия развитию электронного управления и информатизации начиная с 2011 года существует министерство внедрения цифровых технологий, которое отвечает за разработку и внедрение программ и политик на государственном уровне, в том числе расширение доступа к сети в регионах.

Области с наименьшим уровнем доступа к интернету

число абонентов сети Интернет (тыс.)

число жителей (тыс.)

процент жителей-абонентов

Украина

14 722,4

42 692,3

34%

Волынская

291,2

1 042,9

28%

Днепропетровская

850,6

3 246,4

26%

Донецкая

1 033,8

4 257,1

24%

Тернопольская

253,7

1 063,8

24%

Полтавская

327,9

1 434,8

23%

Ровенская

271,7

1 161,6

23%

Херсонская

241,4

1 060,1

23%

Хмельницкая

291,6

1 291,9

23%

Сумская

237,8

1 109,3

21%

Черновицкая

165,1

909,2

18%

Кировоградская

190,4

970,2

20%

Ивано-Франковская

256,5

1 381,3

19%

Закарпатская

239,9

1 258,6

19%

Луганская

352,6

2 201,6

16%

По данным Госстата и Нацкомиссии связи, в среднем 34% жителей Украины имеют доступ к интернету. Более низкий показатель по сравнению с данными Google связан с тем, что часто один договор используется в пределах одного домохозяйства.

Однако можно прийти к выводу, что есть существенная разница между процентом пользователей интернета в разных регионах Украины, соответственно, в менее развитых регионах меньше таких пользователей.

Правительству нужно поддерживать развитие информатизации наименее развитых областей, а именно: Черновицкой, Закарпатской, Ивано-Франковской, Кировоградской, Сумской, Херсонской или Черниговской.

Нужно популяризировать использование современных технологий

Интересным примером может быть анализ использования населением кредитных и платежных карт.

По состоянию на середину 2016 года количество карт в обращении, по данным Национального банка Польши (далее – НБП), составило 35,3 млн. По данным Национального банка Украины, в обращении было 30,9 млн активных карт (использованных в течение последних 3 месяцев) и 57,5 млн всех эмитированных банками платежных карточек, срок действия которых не истек.

То есть разница в количестве активных пользователей в двух странах незначительна, однако в Украине почти половина выпущенных карт не используется.

Использование платежных карт в Польше и в Украине

Польща

Україна

количество карт

35,3 млн

30,8 млн (57,5 млн)

число платежей по картам в 2015 г.

3 306 млн

1 287 млн

сумма платежей по картам в 2015 г.

$ 121,4 млрд

$ 14,2 млрд

количество банкоматов (2015)

22 301

33 334

количество терминалов (2015)

364 186

131 264

В 2015 году поляки, по сравнению с украинцами, потратили в 8 раз больше средств во время расчетов с использованием электронных денег.

По данным польского центробанка, в стране уже почти 80% всех расчетов происходит с помощью карт.

О том, что украинцы отдают предпочтение наличным, свидетельствует большее количество банкоматов (почти на 50%) по сравнению с Польшей.

Дополнительным подтверждающим фактором, что население предпочитает наличные, является то, что в Украине втрое меньше терминалов для расчетов картами по сравнению с соседней Польшей. Поляки гораздо чаще рассчитываются картами, чему также способствует доступная инфраструктура.

 

В Кракове, например, карточкой можно рассчитаться, даже покупая билет в некоторых автобусах. В других видах общественного транспорта билет можно купить за наличные в автомате, который находится в автобусе, и не нужно передавать наличные водителю.

Итак, вместе с развитием электронного управления в Украине необходимо развивать возможности доступа к сети, прежде всего за пределами областных центров.

Это позволит, во-первых, ускорить развитие бизнеса, хотя бы посредством свободного доступа к электронному банкингу и возможности безналичных переводов, а также через создание и использования сайтов, которые зачастую остаются еще неисследованной территорией для локальных производителей.

Во-вторых, информатизация позволит результативнее бороться с коррупцией с помощью прозрачного мониторинга переводов средств. В мае 2016 года Европейский центральный банк (ЕС) сообщил, что приостанавливает эмиссию банкнот номиналом 500 евро, поскольку они очень редко использовались в повседневной жизни, а чаще были предметом в нелегальных расчетах.

В-третьих, расширение доступа к сети позволит большему количеству украинцев, прежде всего из отдаленных районов страны, использовать услуги правительства в электронном формате.

По данным польской статистической службы, уже в 2014 году более 92% предприятий использовало электронные системы е-администрирования, не тратя времени на посещение государственных учреждений, а каждое пятое предприятие отправляло заказы через сеть.

 

Автор: Матеуш Бялас,

аналитик Школы управления
Украинского католического университета

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: