E-государство или e-общество? В чем мы больше всего отстаем от Европы
В течение последних двух лет в рейтинге развития е-управления, который составляет Организация Объединенных Наций, Украина поднялась на 25 ступенек, с 87-го на 62-е место.
Стоит отметить, что государство внедрило предоставление обществу новых электронных услуг, которыми граждане Украины начали активно пользоваться; именно это позволило Украине улучшить свое место в рейтинге е-активности (e-participation) – с 77-го до 32-го.
Страна меняется. Все больше и больше информации и услуг становятся доступными гражданам в электронном формате.
Безусловно, самым большим успехом является создание электронной системы публичных закупок ProZorro.
2015 года Министерство юстиции ввело кабинет электронных сервисов. С начала 2016 года работает электронный кабинет налогоплательщика. Электронные петиции можно составлять на сайтах администрации президента, Кабмина и Верховной рады. Государственные структуры готовятся к запуску е-декларирования.
Прогресс, без сомнения, заметен.
Однако, несмотря на такое массовое внедрение электронных услуг, остается несколько общих вопросов, которые требуют внимания. Поскольку государство трансформируется и начинает оказывать все большее количество услуг в электронном формате, нужно также увеличить популярность и повысить доверие к электронным системам в обществе, которое является одним из наименее информатизированных в Европе.
Расширение доступа к сети
По данным компании Google, только немногим больше 60% украинцев пользуются интернетом.
Это относительно низкий показатель по сравнению с другими развитыми странами мира. В соседней Польше этот показатель достигает почти 80%, Мексике – 77%, Малайзии – 76%.
Соответственно, Украина находится в конце списка европейских стран по доступности к сети.
В Эстонии, которая является региональным лидером в е-администрировании, граждане имеют возможность голосовать во время выборов, используя интернет, на сегодняшний день 81% населения Эстонии пользуется интернетом, а 71% делает это ежедневно.
Доступ к интернету | ||||||
страна | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | |
Процент населения, имеющий доступ к интернету | Украина | 61% | 56% | 56% | 52% | 47% |
Польша | 78% | 74% | 74% | 77% | 75% | |
Германия | 82% | 83% | 82% | 81% | 80% | |
Эстония | 81% | 76% | 77% | 77% | n/d | |
США | 81% | 81% | 79% | 82% | 78% | |
Процент населения, каждый день пользующегося интернетом | Украина | 52% | 44% | 43% | 38% | 31% |
Польша | 63% | 55% | 55% | 57% | 55% | |
Германия | 68% | 64% | 62% | 59% | 56% | |
Эстония | 72% | 64% | 65% | 65% | n/d | |
США | 70% | 64% | 63% | 66% | 56% |
В течение последних пяти лет количество пользователей интернета в Украине увеличилось почти вдвое, с 31% до 52% в 2016 году. Часть населения, которая пользуется интернетом ежедневно, постоянно растет, но все же этот процент – один из самых низких показателей среди европейских стран.
Для сравнения,
в Польше на сегодня 63% населения ежедневно пользуется интернетом, в Германии – 68%, а Финляндии – 77%.
В Варшаве для содействия развитию электронного управления и информатизации начиная с 2011 года существует министерство внедрения цифровых технологий, которое отвечает за разработку и внедрение программ и политик на государственном уровне, в том числе расширение доступа к сети в регионах.
Области с наименьшим уровнем доступа к интернету | |||
число абонентов сети Интернет (тыс.) | число жителей (тыс.) | процент жителей-абонентов | |
Украина | 14 722,4 | 42 692,3 | 34% |
Волынская | 291,2 | 1 042,9 | 28% |
Днепропетровская | 850,6 | 3 246,4 | 26% |
Донецкая | 1 033,8 | 4 257,1 | 24% |
Тернопольская | 253,7 | 1 063,8 | 24% |
Полтавская | 327,9 | 1 434,8 | 23% |
Ровенская | 271,7 | 1 161,6 | 23% |
Херсонская | 241,4 | 1 060,1 | 23% |
Хмельницкая | 291,6 | 1 291,9 | 23% |
Сумская | 237,8 | 1 109,3 | 21% |
Черновицкая | 165,1 | 909,2 | 18% |
Кировоградская | 190,4 | 970,2 | 20% |
Ивано-Франковская | 256,5 | 1 381,3 | 19% |
Закарпатская | 239,9 | 1 258,6 | 19% |
Луганская | 352,6 | 2 201,6 | 16% |
По данным Госстата и Нацкомиссии связи, в среднем 34% жителей Украины имеют доступ к интернету. Более низкий показатель по сравнению с данными Google связан с тем, что часто один договор используется в пределах одного домохозяйства.
Однако можно прийти к выводу, что есть существенная разница между процентом пользователей интернета в разных регионах Украины, соответственно, в менее развитых регионах меньше таких пользователей.
Правительству нужно поддерживать развитие информатизации наименее развитых областей, а именно: Черновицкой, Закарпатской, Ивано-Франковской, Кировоградской, Сумской, Херсонской или Черниговской.
Нужно популяризировать использование современных технологий
Интересным примером может быть анализ использования населением кредитных и платежных карт.
По состоянию на середину 2016 года количество карт в обращении, по данным Национального банка Польши (далее – НБП), составило 35,3 млн. По данным Национального банка Украины, в обращении было 30,9 млн активных карт (использованных в течение последних 3 месяцев) и 57,5 млн всех эмитированных банками платежных карточек, срок действия которых не истек.
То есть разница в количестве активных пользователей в двух странах незначительна, однако в Украине почти половина выпущенных карт не используется.
Использование платежных карт в Польше и в Украине | ||
Польща | Україна | |
количество карт | 35,3 млн | 30,8 млн (57,5 млн) |
число платежей по картам в 2015 г. | 3 306 млн | 1 287 млн |
сумма платежей по картам в 2015 г. | $ 121,4 млрд | $ 14,2 млрд |
количество банкоматов (2015) | 22 301 | 33 334 |
количество терминалов (2015) | 364 186 | 131 264 |
В 2015 году поляки, по сравнению с украинцами, потратили в 8 раз больше средств во время расчетов с использованием электронных денег.
По данным польского центробанка, в стране уже почти 80% всех расчетов происходит с помощью карт.
О том, что украинцы отдают предпочтение наличным, свидетельствует большее количество банкоматов (почти на 50%) по сравнению с Польшей.
Дополнительным подтверждающим фактором, что население предпочитает наличные, является то, что в Украине втрое меньше терминалов для расчетов картами по сравнению с соседней Польшей. Поляки гораздо чаще рассчитываются картами, чему также способствует доступная инфраструктура.
В Кракове, например, карточкой можно рассчитаться, даже покупая билет в некоторых автобусах. В других видах общественного транспорта билет можно купить за наличные в автомате, который находится в автобусе, и не нужно передавать наличные водителю.
Итак, вместе с развитием электронного управления в Украине необходимо развивать возможности доступа к сети, прежде всего за пределами областных центров.
Это позволит, во-первых, ускорить развитие бизнеса, хотя бы посредством свободного доступа к электронному банкингу и возможности безналичных переводов, а также через создание и использования сайтов, которые зачастую остаются еще неисследованной территорией для локальных производителей.
Во-вторых, информатизация позволит результативнее бороться с коррупцией с помощью прозрачного мониторинга переводов средств. В мае 2016 года Европейский центральный банк (ЕС) сообщил, что приостанавливает эмиссию банкнот номиналом 500 евро, поскольку они очень редко использовались в повседневной жизни, а чаще были предметом в нелегальных расчетах.
В-третьих, расширение доступа к сети позволит большему количеству украинцев, прежде всего из отдаленных районов страны, использовать услуги правительства в электронном формате.
По данным польской статистической службы, уже в 2014 году более 92% предприятий использовало электронные системы е-администрирования, не тратя времени на посещение государственных учреждений, а каждое пятое предприятие отправляло заказы через сеть.
Автор: Матеуш Бялас,
аналитик Школы управления
Украинского католического университета
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора