Новые возможности для экспорта в ЕС: какие дополнительные квоты должна получить Украина
Украина ожидает очередного увеличения тарифных квот на беспошлинный экспорт продуктов питания в ЕС.
Соответствующее решение было принято Еврокомиссией в сентябре прошлого года, а 5 мая его поддержал комитет по международной торговле Европарламента.
Символично, что в день, когда Совет ЕС принял историческое решение, завершив принятие безвиза для украинских граждан, он рассматривал и вопрос дополнительных автономных торговых преференций для Украины (но не голосовал по этому вопросу).
Впрочем, если для окончательного введения безвиза остались лишь формальности, то в вопросе новых автономных преференций конечный результат еще не столь очевиден.
В частности, во время предыдущего этапа утверждения на комитете Европарламента по международной торговле из перечня выпали обработанные томаты и пшеница.
Евродепутаты решили, что Украина и так экспортирует пшеницу в ЕС в значительных объемах, в том числе за рамками квоты. А потому, по их мнению, дополнительное увеличение квот не так и нужно украинским экспортерам.
Другая ситуация – с обработанными помидорами. Здесь наш экспорт вызывает беспокойство у европейских производителей. Несмотря на заверения украинской стороны, что дополнительная квота в 5 тыс. тонн (сейчас квота составляет 10 тыс. тонн) некритична для европейских производителей. Но это не убедило евродепутатов.
Зато удалось "отстоять" шесть позиций: мед, кукуруза и мука из кукурузы, ячменная мука и крупы, а также овес.
В частности, дополнительная квота на беспошлинный экспорт меда должна составить 3 тыс. тонн, круп и обработанного зерна – 7,8 тыс. тонн, виноградного сока – 0,5 тыс. тонн, овса – 4 тыс. тонн, кукурузы – 650 тыс. тонн, ячменя – 350 тыс. тонн.
Еще раз стоит напомнить – речь идет не о коррекции Соглашения об ассоциации, а об автономных преференциях. Другими словами – это решение ЕС в нашу поддержку, которое не требует от нас встречных движений.
Решение об увеличении тарифных квот было принято на фоне экономической войны со стороны России: приостановления действия свободной торговли и закрытия транзита, что произошло в начале прошлого года. Это требовало срочной переориентации нашего экспорта на новые рынки. И в первую очередь – на рынки стран ЕС.
В такой ситуации уместным стал новый перечень автономных преференций, поддержанный Еврокомиссией.
Часть наших предложений были отклонены еще на первом этапе обсуждений с ЕС. В частности, это увеличение квоты на экспорт мяса птицы и сахара. Но необходимо понимать, что выгоды от торговли с ЕС далеко не ограничиваются размерами беспошлинных преференций.
Но даже вопрос квот тоже очень далек от "зрады". Ключевые, по моему мнению, достижения переговоров о новых автономных преференциях: увеличение квоты на кукурузу и кукурузную муку (на 650 тыс. тонн) и на ячмень и ячменную муку (на 350 тыс. тонн).
Цена вопроса – $180 млн в год. По крайней мере, в такую сумму наше министерство оценивает дополнительные поступления украинских аграриев от увеличения объемов квот.
Учитывая, что действие автономных преференций рассчитано на три года, общая сумма превышает полмиллиарда долларов США.
Осталось еще два важных этапа утверждения данного решения: это пленарное заседание Европарламента и голосование Совета ЕС.
Автономные преференции вступят в силу почти сразу же после принятия положительного решения и опубликования его на сайте Еврокомиссии. Если в предложение ЕК не будет внесено критических изменений, то решение может вступить в силу уже в июле этого года.
Остается добавить, что будет дальше. Сохраняются ли шансы у тех отраслей, где мы пока не получили увеличения квот? Сохраняются! Но, скорее всего, уже не в рамках очередных раундов переговоров относительно автономных преференций.
Зато впереди появляется еще более перспективная возможность – плановый пересмотр условий режима свободной торговли, который проходит после трех лет его действия. Экономическая часть Соглашения об ассоциации заработала в январе 2016 года, а значит – начать этот процесс можно уже через полтора года. Поэтому мы уже сейчас должны начинать работу над нашими следующими шагами.
Не исключено, что нам придется поднимать вопрос увеличения квот и на новые позиции.
Ведь украинский экспорт в ЕС постоянно развивается. Но это будет двусторонний процесс: свои предложения по двусторонним условиям торговли будет вносить и европейская сторона.
Например, по результатам прошлого года у нас почти не было экспорта баранины или чеснока в ЕС. Не факт, что по результатам 2017 года квоты на эти продукты будут исчерпаны, но сейчас экспорт по некоторым таким позициям уже начался. А при такой динамике скоро мы сможем аргументированно утверждать, что действующие квоты не соответствуют нашим экспортным возможностям.
Поэтому переговоры с ЕС не завершатся ни нынешними автономными преференциями, ни пересмотром условий торговли. Мы только начали переориентировать свой экспорт на европейский рынок, но уже добились значительных успехов.
И мы вместе с нашими производителями и экспортерами будем продолжать этот процесс.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора