"Мы объединяем организации, но не заставляем их думать одинаково"
В последние месяцы во взаимоотношениях Украины и ЕС появились новые участники.
В начале весны в Брюсселе заработал контактный офис украинских аналитических центров. Цель этой структуры — облегчить для украинских экспертов доступ к европейской власти и европейскому рынку аналитики.
Нововведение со стороны ЕС — гораздо масштабнее. В Брюсселе создается, по сути, новый орган власти, получивший название "Группа поддержки Украины". Эта структура будет курировать деятельность всех органов ЕС в вопросах, касающихся их взаимодействия с Киевом. А это немало, учитывая, какие финансовые ресурсы сейчас брошены на украинское направление.
Нельзя сказать, что это обычная практика взаимодействия ЕС с третьими странами. Напротив, в обоих случаях речь идет об исключениях. Но, что приятно — оба исключения характеризуют Украину лишь с положительной стороны.
О том, как эти инициативы повлияют на наши взаимоотношения с ЕС, о новых возможностях украинских НГО и о перспективах региональных аналитических центров Европейской Правде рассказала основатель Офиса связи украинских аналитических центров в Брюсселе Елена Пристайко.
– В чем состоит суть инициативы, которую вы внедряете?
– Смысл нашей инициативы отображен в названии: Офис связи украинских аналитических центров в Брюсселе, Ukrainian Think-Tanks Liaison Office in Brussels. Официальный Киев представлен в европейской столице на уровне посольства, мы же ставим перед собой задачу представлять неофициальную Украину.
Идея появилась еще до Вильнюса. Украинские аналитики, надеясь, что соглашение об ассоциации подпишут, думали о том, как оно будет имплементироваться, как будут проводиться реформы.
У украинского аналитического сообщества есть достаточный интеллектуальный потенциал, чтобы самостоятельно представлять и объяснять на европейской арене те процессы, которые происходят сегодня в стране. Но без представительства в Брюсселе делать многие вещи гораздо сложнее. А содержать его — достаточно накладно даже для ведущих think-tanks.
Так и возникла идея создания для них коллективного постоянно действующего канала связи.
Наша работа в первые четыре месяца продемонстрировала, что интерес к Украине возрос. И он будет сохраняться и в будущем, поскольку есть понимание важности нашей страны для будущего самого ЕС. Есть потребность в знаниях украинских экспертов. Есть возможность искать и находить средства на проекты, связанные с Украиной.
И самое важное – что лучше все это делать сообща.
– Есть ли у европейских властей желание получать информацию через такой контактный офис?
– Безусловно! Более того, создание совместного офиса лишь добавляет очков украинскому экспертному сообществу в глазах ЕС. Это демонстрирует определенный уровень зрелости и консолидации, достаточный для того, чтобы выйти на европейский уровень.
Мы объединяем организации, но не заставляем их думать одинаково.
Мы работаем над тем, чтобы установить каналы связи с институтами Евросоюза. Одним из таких каналов может стать Группа поддержки Украины, которая сейчас формируется в структурах ЕС.
– Что это за орган и в какой структуре он будет создан?
– Насколько мне известно, в него войдут около 30 чиновников, из разных структур Евросоюза. Также, возможно, к ним присоединятся несколько дипломатов из стран-членов ЕС. Они будут постоянно, в непрерывном режиме, заниматься нашей страной.
Важно, что речь идет не о виртуальном органе, объединяющем людей, работающих в разных подразделениях, которые бы иногда встречались или общались по телефону на тему "как же там поживает Украина?".
Эта инициатива гораздо серьезнее.
Все эти 30 человек перейдут в новый орган из тех подразделений ЕС, в которых они работали ранее. Они физически переедут в отдельное помещение.
Такое впервые происходит для страны, которая не является членом ЕС и не готовится к членству. Этим подчеркивается важность Украины для Евросоюза.
Название нового органа — Support Group for Ukraine, то есть группа поддержки Украины. Его основная функция — координация действий всех органов ЕС по вопросам, касающимся Украины, в особенности — помощь Киеву в имплементации Соглашения об ассоциации.
– Уже известно, кто будет работать в новом органе?
Группу поддержки возглавил Петер Балаш (заместитель главы Генерального директората ЕС по вопросам торговли, курировал переговоры с Украиной).
До конца июня должен завершиться набор людей. Помещение для них уже найдено. С июля они должны реально начать работать.
Конечно, большинство их контактов в Украине будут проводиться с властью, с правительством, но гражданское общество также должно найти здесь свою нишу. Уже сейчас они проводят консультации с экспертами в Киеве.
Наш офис тут будет особенно полезен. Европейцам удобнее общаться через одну контактную организацию.
– Каких стратегических изменений в отношении Брюсселя к Украине стоит ожидать?
– Я работаю в Брюсселе с 2008 года и могу – конечно, субъективно — оценить изменения в восприятии Украины брюссельской публикой. В том числе — чиновниками Евросоюза, дипломатами из стран ЕС, экспертами и журналистами.
Знаете, что главное произошло в Брюсселе в связи с Евромайданом? Европейцы наконец-то распознали в нас, украинцах, себе подобных – людей, способных бороться за свободу и за свое достоинство. Мы сейчас переживаем процессы, которые страны ЕС пережили столетия или десятилетия назад.
И сейчас они хотят узнать нашу страну поближе.
Пусть пока они не готовы признать перспективу членства Украины в ЕС. Чаще всего говорят, что в течение ближайших пяти лет (срок полномочий нового состава Еврокомиссии и Европарламента) этот статус не будет закреплен. "Щелчок" в сознании уже произошел, но зафиксировать это обязательство на бумаге европейцы пока не готовы. И вот как раз наша задача — постоянно напоминать им об этой необходимости, в том числе — с помощью активности нашего офиса.
Мы также должны сохранять интерес ЕС к Украине. К слову, я уверена, что самому Евросоюзу расширение нужно не меньше, чем Украине — нужно вступление в него. Расширение и углубление интеграции — два образующими процесса ЕС, которые определяют его будущее.
Так что у меня нет ни малейшего сомнения: Украина станет членом ЕС. И это может произойти гораздо раньше, чем многие считают. Думаю, это случится в течение 10 лет.
– Вернемся к Офису связи аналитических организаций. Какие еще задачи стоят перед ним?
Офис, прежде всего, нацелен на поддержку своих членов и наблюдателей на европейском уровне.
Первая задача — информационная функция. Нужно, чтобы у чиновников в Брюсселе, а также у европейских аналитических центров была возможность взглянуть на происходящее в Украине глазами украинских экспертов.
Вторая — влияние украинского аналитического сообщества на решения Евросоюза в отношении Украины. Мы должны использовать возможность влияния на решения ЕС в отношении Украины еще на этапе их разработки.
Третья — интеграция украинских организаций во всевозможные аналитические объединения и сети Европы.
Четвертая — логистическая поддержка наших аналитических центров в Брюсселе и европейских столицах. Организовывать визиты, конференции или консультации в европейских институтах намного легче, если у тебя есть постоянный офис в Брюсселе
Также важна помощь украинским НГО в поиске европейских партнеров для разработки совместных проектов, исследований или подачи совместных заявок на донорскую поддержку.
Поодиночке все эти вещи тоже можно делать, но сообща — гораздо эффективнее. К слову, по такому пути в свое время шла Польша.
– Откуда берутся деньги для этой деятельности?
– Офис работает на основе членских взносов. В нашей команде сейчас 25 аналитических центров — как киевских, так и региональных. Из них девять стали полноправными членами, остальные находятся в статусе наблюдателя.
Взносы у нас небольшие — 600 евро в год для членов, 300 евро в год — для ассоциированных членов. Возможно индивидуальное членство для исследователей, 100 евро в год. И мы открыты для приема новых участников.
– Вряд ли взносов по 600 евро хватит для организации той работы, о которой шла речь.
– К сожалению, нет. Тем не менее, такие членские взносы важны. Если организация платит какие-то, пусть и небольшие деньги за свое участие в работе органа, то это создает взаимно обязывающие отношения. Мы можем что-то требовать друг от друга. Но мы также ищем и находим средства международных доноров.
Мы начали свою деятельность в Брюсселе в конце февраля 2014 года. Нашим первым мероприятием стал визит в Брюссель представителей всех членов Офиса, который мы организовали при поддержке European Endowment for Democracy и Международного Фонда "Возрождение". На моей памяти эта была первая конференция в Брюсселе, где выступало сразу 8 экспертов. Мы представили общую картину Украины на тот момент.
Позже мы провели еще несколько экспертных дискуссий — по Крыму, конституционной реформе, энергетической безопасности, результатам президентских выборов.
На прошлой неделе состоялась конференция с участием шести украинских экспертов на тему общих усилий правительства и гражданского общества Украины в разработке и реализации реформ.
Для финансирования всех этих мероприятий мы привлекли брюссельских партнеров, включая брюссельский Офис Фонда Конрада Аденауэра, Центр европейских исследований, Центр исследований европейской политики и Миссию Канады при ЕС.
– Но даже 600 евро для регионального НГО — это немалые деньги. Какой смысл платить за участие в таком объединении?
– Как раз региональным аналитическим центрам это особенно интересно. Именно на них ориентирован статус ассоциированного члена с меньшим взносом. Скажем честно: киевские эксперты все-таки представлены в Брюсселе. Их тут знают. А они знают, как найти европейского партнера. Этот опыт есть и у региональных организаций, но пока не на таком уровне. Офис может им помочь в этом.
Более того, меня спрашивают: а регионы у вас представлены? В Брюсселе необходимы знания о регионах Украины. Мы не должны забывать, что по европейским меркам мы – большая страна. Мы с вами знаем, насколько мы разнообразны и интересны. Но этого знания пока не хватает в ЕС.
Поэтому есть интерес к регионам, реализации проектов в сотрудничестве с местными аналитическими центрами.
К тому же региональные организации и эксперты обладают знаниями, которых иногда нет в Киеве. И я рада сообщить, что у нас уже есть немало организаций-наблюдателей из регионов — от Львова до Донецка, от Чернигова до Одессы.