"Разделение СА на две части было сделано, чтобы дать сигнал Москве"
Немецкие дипломаты описывают его функции короче и выразительнее: "это - человек, который фактически стоит за всеми важными решениями в политике Восточного партнерства". И хотя это определение несколько гиперболизированное, весомость влияния Эрлера на решения Берлина оно передает достаточно корректно.
Гернот Эрлер ссылался на мартовскую заявление стран Веймарскього треугольника, хотя, по мнению Европейской Правды, это - очень произвольное толкование упомянутого заявления. В ней не идет речи о консультациях по СА, а если бы шла - документ вряд ли получил бы поддержку Польши.
‒ Вы, возможно, слышали пересказ слов будущего президента Порошенко о возможности отложить подписание СА. Как Германия относится к этой идее?
‒ Не скажу о федеральном правительстве Германии, мне лично об этой инициативе ничего неизвестно. Но я считаю, что дата (подписания) действительно не является решающей. Как вы знаете, мы уже одобрили политическую часть соглашения об ассоциации. А вопрос скорого присоединения Украины глубокой и всеобъемлющей ЗСТ с ЕС мне кажется не таким уж и важным - с учетом того, что это присоединение повлечет долгосрочные изменения.
Я также хочу напомнить, что страны Веймарского треугольника - Германия, Франция и Польша еще 30 марта сделали заявление, предложение о необходимости обсудить в трехстороннем формате - с участием Украины, РФ и ЕС - вопрос о совместимости ЗСТ Украина-ЕС и интенсивного торгово-экономического обмена Украина-РФ. В том числе - речь идет о консультациях по вопросам дальнейшего взаимодействия Украины с Таможенным союзом и Евразийским союзом.
‒ Кто был инициатором?
‒ Страны Веймарского треугольника, совместно.
‒ Должны ли эти консультации повлечь за собой пересмотр некоторых тарифных квот или ставок ЗСТ?
‒ В нынешней ситуации не может идти речь и внесении изменений в текст соглашение. В то же время, мы должны быть гибкими в реализации соглашения. И тут есть варианты.
‒ Но все же, какова цель этих переговоров - пересмотреть принципы функционирования соглашения, или добиться, чтобы Россия одобрила СА в нынешнем виде?
‒ Я напомню, что у истоков нашей идеи стоит предложение России о трехстороннем формате, с которым она выступила еще в ноябре 2013 года, накануне Вильнюсского саммита. Тогда ЕС отклонил это предложение. Но теперь мы видим, насколько серьезный конфликт все это вызвало. Теперь мы понимаем, что в Украине сложно или даже нереально сделать выбор "или-или" между ЗСТ с ЕС и интенсивной торговлей с РФ.
Поэтому идеальной целью переговоров было бы предложение Украине нескольких опций, а не одной.
Ну и конечно, важен диалог с Россией о ее сомнениях и обеспокоенностях - нам важно развеять эти сомнения. Вы же помните, президент Путин не раз выступил с идеей единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Эту идею с симпатией воспринимают и в Германии. Так почему бы не сделать, чтобы и СА с Украиной, и Евразийский союз стали шагами в ее реализации?
‒ Правильно ли я понимаю, что в случае начала таких переговоров Украине не следует подписывать СА о тех пор, пока не будет выбрана какая-то из опций, предложенных Европой?
‒ Это решение (о дате подписания) - за Украиной. Именно ваша страна должна определить, когда для нее наиболее подходящий момент для второго этапа подписания Соглашения с ЕС. Но в то же время я хочу сказать, что решение ЕС разделить соглашение на две части - политическую и экономическую - было принято, чтобы дать определенный сигнал также Москве. И сейчас мы ожидаем от Российской федерации позитивного ответа на предложение стран Веймарского треугольника (по поводу трехсторонних консультаций - ЕвроПравда)
‒ А Украина поддержала такую идею.
‒ Без согласия Украины мы, страны Веймарского треугольника, не выступали бы с таким предложением.
‒ Поддерживает ли эту идею будущий президент Петр Порошенко и его команда?
‒ Мы сейчас видим, что публичная дискуссия об этом не ведется, в том числе - украинской стороной. Это свидетельствует, что никакого неприятия нет. И отдельно я хочу отметить, что Петр Порошенко сразу после выборов заявил о готовности к продолжению политического диалога с Россией.
‒ А вы знаете, что это заявление Порошенко было воспринято многими украинскими экспертами, политиками и журналистами очень критически? Как можно вести диалог на высшем уровне с государством, которое осуществляет против нас агрессию?
‒ Я отвечу так: Петр Порошенко в своей предвыборной программе взял обязательства найти политическое решение конфликта и сделать все для сохранения единства страны. Программа Петра Порошенко получила почти 55% голосов избирателей. А программа политика, настроенного на конфронтацию, получила порядка 13%. Это - факт, который мы не можем не учитывать.
‒ В завершение - вопрос о европейском будущем Украины. В экспертном сообществе есть идея о том, что нам следует уже сейчас подать заявку о членстве в ЕС, чтобы инициировать дискуссию в ЕС по вопросу европейской перспективы. Как вы к этому относитесь?
‒ Очень неудачная идея - делать второй шаг, не сделав первый! Украина после пяти лет переговоров наконец приблизилась к ассоциации с ЕС. Будет гигантской ошибкой, если вы сочтете, что это - мелкая монета. Пройдут годы прежде, чем вам удастся реализовать все то, что предусмотрено Соглашением об ассоциации, выполнить все обязательства, взятые Украиной и осуществить все необходимые реформы. Европа будет очень внимательно следить за тем, способна ли Украина использовать потенциал СА.