Торговый представитель Украины: Об успехах в продвижении экспорта теперь говорить гораздо сложнее
Вместе с министром экономического развития Айварасом Абромавичусом в отставку подала вся руководящая команда министерства. В том числе и торговый представитель Украины Наталия Микольская. Отставка состоялась во время очередного обострения "торговых войн" с РФ. Именно поэтому Микольская планирует окончательно оставить пост только после решения самых острых проблем.
В то же время торговый представитель признает: коррупционные скандалы существенно ослабляют возможности для развития экспорта. В частности, под угрозой оказались масштабные правительственные планы по привлечению инвестиций и продвижению украинского экспорта в мире.
– Прежде всего, расскажите о вчерашних событиях. Как вы узнали об отставке министра и были ли у вас консультации с ним?
– Министр сообщил нам о своем решении, и у всех нас была возможность принять собственное решение. Конечно, эта ситуация сложилась не в последние дни. Поэтому у нас была возможность подумать, как действовать. Конечно, никакого давления вроде "мы должны уйти все вместе" не было. Но так сложилось, что у всех была своя мотивация сделать аналогичный шаг.
– А какова ваша мотивация?
– Моя работа была эффективной именно благодаря командному сотрудничеству. Учитывая, что команда уходит, я не могу четко брать на себя обязательство давать такие же результаты, работая в любой другой команде.
Эффективность работы торгового представителя принципиально зависит от уровня сотрудничества с другими членами команды.
И второе, что чрезвычайно важно для развития экспорта – это финансовый ресурс. И этот ресурс не возьмется из ниоткуда, он может появиться благодаря более эффективному выполнению государством своих функций, в том числе – по управлению госпредприятиями. Ведь внеплановые поступления от работы этих предприятий можно было направить на финансирование программ по поддержке экспорта.
– В своей работе вы испытывали проблемы, подобные тем, о которых заявил министр?
– Если речь идет о давлении по поводу назначений, то, к счастью или к сожалению, сфера, в которой я работаю, в нынешнем состоянии не представляет значительного интереса для таких влиятельных людей.
Поэтому я не могу говорить о давлении на себя. Наоборот – все мои инициативы, после поддержки министра, всегда находили поддержку и на высшем уровне, включая лично премьер-министра.
Но у нас есть системная проблема – отсутствие распределения полномочий и власти.
Если кому-то дают выполнять определенные функции, а конкретно – если в Украине было утверждено технократическое правительство, то он должен работать, не испытывая давления ни от администрации президента, ни от парламентариев. Придерживаясь всего трех документов: закона о Кабмине, коалиционного соглашения и плана деятельности правительства.
– Как будет происходить продвижение экспорта и защита от экономической агрессии РФ в условиях отставки руководства профильного министерства?
– Я обсудила этот вопрос с премьер-министром. Я четко акцентировала, что буду здесь работать – причем должность не важна, – чтобы если не завершить, то довести до определенного промежуточного результата все те дела, которым мы дали старт.
Прежде всего речь идет о наших проблемных вопросах с Российской Федерацией.
Об успехах в других направлениях: продвижение экспорта, привлечение иностранных инвестиций, теперь, в условиях отсутствия командной работы внутри правительства и коалиции, говорить гораздо труднее.
– Вы имеете в виду проблемы с финансированием этих проектов?
– Не только. Продвижение экспорта – это работа всех министров, премьер-министра и президента.
– А на каком уровне были проблемы?
– На многих позициях – не хочу детализировать – были люди, не заинтересованные в этой работе. По разным причинам.
Это и есть системная проблема – когда
министры, вместо реформирования, выступают "волнорезами" для определенных запросов и телефонных звонков.
То же происходит с Кабмином в целом – вместо нормальной работы мы вынуждены отчитываться в парламенте, куда мало кто из депутатов приходит. А потом еще и дополнительно на заседаниях фракций, хотя эти же вопросы можно было бы задать на часе правительства.
– Ваш новый статус исполняющего обязанности повлияет на возможности полноценно представлять Украину на торговых переговорах?
– Во-первых, нашу отставку еще надо принять. Решение было принято вчера, сегодня мы подготовим и подадим все необходимые документы, а "и.о." я стану уже после рассмотрения этого вопроса на Кабмине.
Повлияет ли это на эффективность? Конечно повлияет! Так же, как на нее повлияет нынешняя ситуация с имиджем Украины, учитывая все нынешние скандалы.
Простой пример – часто западные компании отказываются от покупки украинской продукции, ведь прекрасно понимают, что, с учетом коррупции на таможне, этот товар может не доехать вовремя или иметь другие коррупционные риски. Это также не способствует развитию экспорта.
– Возможна ли коррекция уже утвержденных правительственных мер по поддержке экспорта? Например, инвестиционных форумов (один из них был запланирован в Нидерландах в конце марта и должен был стать ключевым элементом кампании к референдуму. – ЕП).
– Я пока не стала бы комментировать эти вопросы.
У нас впереди отчет правительства, его переформатирование.
Все это – гораздо более масштабные события, чем моя отставка, а потому о планах пока не стоит говорить.
– Последний вопрос. Если ваша отставка будет принята, планируете ли вы вернуться в юридический бизнес или пойти в политику?
– Прежде всего – отдохнуть, провести время с семьей и подумать. Однозначно – я остаюсь в стране и продолжаю заниматься международной торговлей. В какой ипостаси – пока сказать не могу.
Интервью взял Юрий Панченко,
редактор "Европейской правды"