Точка відліку. В ЄС проаналізували виконання Молдовою Угоди про асоціацію
Корупція та політичне втручання в роботу судів та правоохоронних органів — основні перешкоди на шляху соціально-економічного розвитку Молдови, йдеться у спільному звіті Єврокомісії та Європейської служби зовнішніх дій. "Європейська правда" публікує огляд звіту, підготовлений нашим партнером — молдовським порталом NewsMaker.
Зокрема, можна оцінити відмінність звіту по Молдові від комлементарного українського.
* * * * *
В Молдове проведены определенные реформы, которые призваны восстановить независимость юстиции и решить проблему коррупции, признают в ЕС. Но при этом Кишиневу необходимо имплементировать принятые законы, чтобы это почувствовало население страны.
В отчете дана оценка выполнения Молдовой Соглашения об ассоциации с ноября 2014 года. Основное внимание уделяется ключевым реформам, проводимым в соответствии со стратегическими приоритетами, согласованными ЕС и Молдовой.
Согласно отчету, в Молдове проведены реформы, направленные на восстановление независимости судебных органов и борьбу с коррупцией, повышение эффективности госуправления, восстановление макроэкономической стабильности и приведение в соответствие с нормами ЕС законодательства в энергетике и в других ключевых областях Соглашения об ассоциации, которые полностью вступили в силу 1 июля 2016 года.
О правосудии
В отчете отмечается, что властям Молдовы необходимо предпринять дополнительные усилия для укрепления демократии и обеспечения верховенства права. Его авторы подчеркивают, что уважение прав человека и основных свобод требует большего внимания, отчасти из-за недостатков в системе правосудия.
"Ощущаемое политическое вмешательство в работу судебных и правоохранительных органов — это системное препятствие на пути социально-экономического развития", — уточняется в документе.
Говорится в нем и о случаях преследования судей за их решения. "То же самое касается юристов, которые занимались громкими делами. У ЕС и других международных партнеров вызывает вопрос широко распространенное использование предварительного заключения, особенно когда это связано с участием в демонстрациях", — подчеркивается в документе.
В докладе приветствуется реформа прокуратуры, но при этом говорится о необходимости повысить прозрачность и беспристрастность при отборе судей, прокуроров, а также улучшить обоснованность решений, принятых Высшим советом магистратуры.
Не всегда соблюдаются принципы неподкупности и меритократии, считают авторы доклада. Они отмечают, что открытые судебные слушания и публикация судебных решений имеют решающее значение для повышения доверия к судебной системе.
Авторы отчета констатируют, что коррупция все еще широко распространена в Молдове.
О монополизации
В докладе говорится, что СМИ страны поляризированы, сконцентрированы в одних руках, а рекламный рынок монополизирован. Как дополнительный аргумент приводится тот факт, что в индексе свободы прессы, который готовит организация "Репортеры без границ", Молдова опустилась с 56-го места в 2014 году на 76-е в 2016. В этой связи указывается на необходимость утвердить новый Кодекс телевидения и радио.
В документе затрагивается и вопрос участия гражданского общества в принятие законов: "Национальный совет по участию, который позволяет гражданскому обществу участвовать в принятии решений на национальном уровне, не был активен с 2015 года".
По словам авторов отчета, попытки изменить недавно принятые законы без консультаций с гражданским обществом могут подорвать их эффективность.
Напоминается в докладе и о рекомендациях ООН ратифицировать Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств, которую Молдова подписала еще в 2002 году.
О бедности и безработице
В экономической части доклада сообщается, что в 2016 году молдавские власти приложили значительные усилия, чтобы привести законодательство в этой области в соответствие со стандартами ЕС.
Основное законодательство, направленное на устранение технических барьеров, было принято в срок, оговоренный соглашением (включает метрологию, стандартизацию и другое). Вместе с тем отмечены пробелы в законодательстве, касающиеся контроля за рынками и безопасности продуктов питания. В частности, говорится в документе, в реформе нуждаются санитарные и фитосанитарные стандарты.
В документе указано, что Гражданский кодекс, трудовое законодательство и миграционная политика по-прежнему нуждаются в модернизации, чтобы обеспечить эффективные и доступные условия труда для иностранных работодателей и рабочих.
Финансовые услуги, считают в ЕС, необходимо развивать и регулировать. Страховой сектор сталкивается с проблемой прозрачности владельцев. Характерно это и для банковского сектора. "Это может отразиться на дальнейшей финансовой стабильности", — подчеркивается в докладе.
В ЕС признают, что Молдова остается одной из беднейших стран Европы, а кража $1 млрд привела к ликвидации трех банков и введению спецнадзора в других крупнейших банках. "Необходимо провести расследование, чтобы привлечь к ответственности всех ответственных за банковскую кражу", — говорится в документе.
Бизнес-среда, отмечают авторы отчета, страдает от широко распространенной коррупции и непоследовательной политики, что привело к негативным последствиям для инвестиционного климата. Консолидация экономических ресурсов в руках небольшого числа людей продолжается, а доступ к финансам для малого и среднего бизнеса остается сложным.
Официальная безработица в стране низкая, отмечают в ЕС, но безработица среди молодежи остается высокой — 13%. "Примерно треть работающего населения занята в неформальной экономике, более половины не декларируют свои доходы. Пятая часть работает за рубежом. Нет стратегии, которая позволит эффективнее использовать денежные переводы для экономического роста и повышения занятости", — отмечается в документе.
Пенсионная реформа названа в отчете "одной из главных запланированных реформ соцзащиты", которая направлена на то, чтобы обеспечить "честную и устойчивую систему достойных пенсий".
О помощи ЕС
В разделе о финансовой помощи отмечается, что ЕС выделил Молдове €310 млн в 2014-2016 гг. В 2014 году ЕС поддержал реформу публичных финансов на €37 млн, сельское хозяйство и сельское развитие — €64 млн, внедрение положений о зоне свободной торговли — €30 млн.
В 2015 году на реформу публичной администрации было выделено €15 млн, реформу полиции — €57 млн и консолидацию гражданского общества — €8 млн.
Ключевыми проектами, выполненными в Молдове в 2015-2016 годах, названы проекты в области инфраструктуры водоснабжения (для 15 тыс. человек), усовершенствование системы общественного транспорта в Кишиневе и Бельцах, установление котлов на биомассе в 225 госучреждениях и создание восьми бизнес-инкубаторов в регионах.
В документе отмечается, что в прошлом году парламент принял Третий энергопакет ЕС и новый закон о возобновляемых источниках энергии. Молдова тесно работала с ЕС, энергетическим сообществом и донорами, чтобы подготовиться к строительству газопровода Унгены — Кишинев.
Для реализации этого проекта в декабре прошлого года было подписано кредитное соглашение. Впрочем, обращают внимание авторы доклада, для полноценного использования этого газопровода в 2020 году необходимо провести несколько реформ в энергетическом секторе.
О Приднестровье
Говоря о Приднестровье, авторы доклада отмечают, что, подписав "Берлинский протокол", стороны взяли на себя обязательства обеспечить прогресс в решении некоторых практических вопросов. Однако выяснилось, что их было сложно реализовать на практике.
В части доклада, посвященной системе образования, говорится, что в Молдове низкий уровень охвата школьным образованием. "Кодекс по образованию на 2014 год и Стратегия развития на 2014-2020 гг. служат основой для новой политики в секторе образования.
Вместе с тем они реализуются неудовлетворительно, по-прежнему есть необходимость в подготовке вспомогательных законов в этой области", — говорится в отчете.