Борщова безпека

Середа, 4 червня 2014, 12:42 — , IFC

Об украинском наваристом борще ходят легенды. Но, по настоящему насладиться им можно только в Украине. Главная причина, из-за которой, украинские производители не могут в полной мере открыть международные рынки, это темп реформирования нашей системы безопасности пищевых продуктов.

Принятие законопроекта, цель которого - внедрение лучших мировых практик, обеспечивающих безопасность пищевых продуктов и защиту потребителей, длиться уже более пяти лет. Это свидетельствует, как о недостаточном интересе со стороны украинского политикума, так и о непонимании важности формирования доверия к украинским продуктам. Ведь, уровень доверия потребителя к продукту, кардинально влияет на развитие бизнеса, производящего этот продукт, а значит и на экономику страны.

Согласно исследованию о важности безопасности пищевых продуктов для потребителей было отмечено, что 92 % потребителей волнует это вопрос. В результате исследования было определено, что в случае инцидента с пищевым продуктом 38% потребителей больше никогда не купят этот продукт, 32% не купят другие продукты под этим же брендом[1]. Для бизнеса эти показатели критичны, поскольку они означают потерю прибыли. Возможно поэтому, многие представители бизнеса и бизнес-ассоциаций выступают за принятие необходимого законодательства гораздо более интенсивнее, чем государственный сектор.

Сегодня много говорят о преференциях для аграрного сектора, полученные от ЕС в рамках подписания политических положений Соглашения про ассоциацию между Украиной и ЕС, действующие до 1 ноября 2014 года. Этот шаг в поддержку украинской экономики был воспринят очень позитивно. Однако, из-за невыполненного домашнего задания Украиной, а именно из-за недостаточной гармонизации национального пищевого законодательства, Украина не может воспользоваться преференциями в полной мере.

Согласно законодательству ЕС импортируемые пищевые продукты, должны полностью соответствовать европейским требованиям, которые, нацелены на защиту потребителя. Несоответствие этим требованиям, лишает любую страну выхода на европейский рынок.

Из-за того, что принятие закона о реформировании системы пищевой безопасности постоянно откладывается, Украина уже потеряла возможность увеличить объемы роста экспорта продуктов АПК на десятки миллионов долларов, поскольку у страны нет возможности воспользоваться вышеуказанными преференциями.

В тоже время, практика показывает, что получение страной разрешения на экспорт пищевых продуктов в ЄС, это входной билет для предприятий такой страны на мировые рынки, а также для привлечения новых торговых партнеров. Получение так называемого, "экспортного разрешение ЕС", свидетельствует о соблюдении высоких стандартов не только при производстве пищевых продуктов на конкретном предприятии, но и о высоком стандарте системы государственного контроля в данной стране, которая в состоянии гарантировать безопасность потребителя на европейском уровне.

Затронув тему защиты потребителя, следует обратить внимание на то, что дальнейшее промедление с принятием европейских принципов, свидетельствует о безразличии государства к здоровью своих граждан. Ведь, еще Сервантес сказал "здоровье тела куётся в кузнице желудка". А чем сейчас куют свои тела украинцы?

Законопроект, которым предлагается улучшить систему пищевой безопасности в Украине, построен на балансе защиты интересов потребителя, создания благоприятных условий для бизнеса, и наличия действенной системы государственного контроля. Особенностью такого подхода является то, что использование одного механизма, например, защиты потребителя, также защищает интересы и бизнеса, и государства. Безусловно, эффективность данного подхода предусматривает принятие четких и однозначных положений об ощутимой ответственности бизнеса за невыполнение своих обязанностей и ответственности государственных инспекторов за нарушение законодательства о контроле.

Так, законопроект предусматривает обязанность бизнеса внедрить у себя на предприятиях систему прослеживаемости, которая, в критической ситуации, дает возможность отследить, откуда было получено, например, зараженное сырье, куда оно было направлено, куда был поставлен готовый продукт. Такой подход, помогает остановить распространение опасного продукта и избежать дальнейших возможных отравлений; четко определить этап заражения продукта и, установить действительно виновную сторону; максимально быстро установить источник опасности и принять меры во избежание её повторного возникновения.

В марте 2013 г. В Германии использование системы прослеживаемости определило источник заражение молока афлатоксином, который попал в продукт через импортированный корм. Система помогла установить все фермы, куда попал корм. Последние приняли необходимые меры для защиты потребителей[2].

Еще одним важным требованием реформы, является обязательное внедрение системы ХАССП. Эта система, в отличие от действующего подхода, фокусируется контроле всего производственного процесса, а не на готовом продукте. Ее внедрение, позволяет избежать производства опасного продукта. От применения ХАССП выигрывают все! На реплику о том,  что внедрение ХАССП это недешево, лучшим ответом будет такой: а готовы ли вы уйти с рыка и потерять свой бизнес? Сегодня наличие ХАССП – это требование ЕС, Таможенного союза, Канады, Австралии, США и еще огромного количества стран, а также крупных торговых сетей Украины.

После обязательного внедрения ХАССП в ЕС, там существенно уменьшилось кол-во пищевых заболеваний[3]. А результаты исследования в США, указали, что на предприятиях по переработке мяса птицы внедрение ХАССП в два раза уменьшило случаи виявления Salmonella в продуктах[4].

Понимая, что внедрение новых подходов, дело нелёгкое, законопроектом предусмотрены переходные сроки, упрощенные варианты внедрения новых подходов в зависимости от вида и размера предприятия.

Новый подход также предлагает существенно сократить кол-во разрешительных процедур для бизнеса, заменив их обязательной системой самоконтроля бизнеса за своей деятельностью.

Очень важным предложением новой системы является создание единого органа контроля в сфере пищевой безопасности. Последнее позволит избежать дублирования государственного контроля и уменьшить давление на бизнес. Это также поможет реализовать главный принцип пищевой безопасности ЕС – осуществление контроля по всей цепи "от поля к столу".

В целом, осуществление реформы и принятие соответствующего законопроекта обеспечит украинским потребителям европейский уровень защиты здоровья и жизни, повысит конкурентоспособность украинского пищепрома и его инвестиционную привлекательность, а также создаст прозрачную действенную систему государственного контроля.



[1] CIES food safety consumer survey, A.T.Kearney analysis

[2] http://www.thelocal.de/national/20130307-48387.html

[3] T.Knowels, R.Moody, Morven G.McEarchern "European food scares and their impact on EU food policy" British Food Journal vol.109 №1, 2007

[4]   http://www.foodsafetynews.com/2012/01/haccp-credited-for-reducing-salmonella-cases-from-chicken

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.
Реклама: