Український погляд на віденські вибори – в очікуванні правих радикалів
"Wien wählt" – Вена выбирает – эта фраза в последние несколько недель стала главным лозунгом в венском городском ландшафте. О выборах городского и районных советов Вены, которые пройдут 11 октября, написали многие европейские издания, небезосновательно считая, что результаты этих выборов могут изменить многолетний статус-кво: на фоне кризиса с беженцами правая Свободная партия (которую многие и вовсе считают неонацистской) и ее лидер Ханс-Кристиан Штрахе получают, согласно опросам, серьезную поддержку избирателей.
Странным образом украинские СМИ обошли вниманием избирательную кампанию в Вене. А любопытного в ней было много.
Уже давно правящие партии (консерваторы ÖVP и левоцентристы SPÖ) не находились в состоянии подобного стресса, ставшего результатом как международных потрясений, так и внутренних кризисов.
Избирательная кампания обошлась участникам в 30 млн евро – беспрецедентно высокая сумма.
Самый высокий бюджет, составляющий почти треть от указанной суммы, – у правящей Социал-демократической партии. Мэр-социалист Михаель Хойпль непрерывно правит Веной уже 20 лет.
Первое, на что обращаешь внимание, – это насколько активно сам город привлекает внимание граждан к событию. Коммунальные СМИ пестрят призывами голосовать ("Stimmen statt verstummen"), по всем почтовым ящикам многократно распространяются листовки-инструкции (Wahl-ABC). Всего же в Вене более 1 млн 300 тыс. избирателей – включая граждан других стран ЕС, проживающих в Вене и имеющих право избирать районные советы.
Вторая характерная деталь, которая стала абсолютной нормой в украинской политической жизни, но кажется странной для европейской кампании (мы все же еще не совсем утратили веру в "цивилизованность" Европы), – это построение предвыборной агитации "от обратного": партии сосредоточены на взаимных обвинениях, указывая на недостатки друг друга, используя различные легальные и не вполне провокации.
Так, например, ролик новой левой партии NEOS прямо называет консервативную Народную партию – ÖVP – болтунами, "зеленая" Мария Вассилаку изображается на плакатах освобождающейся от символических пут Хойпля – своего нынешнего партнера по коалиции от социал-демократов, то есть SPÖ.
Еще два эпизода стали буквально анекдотами.
В одной из газет было размещено рекламное объявление, предлагающее в аренду помещение с адресом штаб-квартиры NEOS в связи с "провалившимся стартапом" и номером телефона главы партии Матиаса Штрольца. А социал-демократы порадовали публику "креативом" в виде лав-стори в картинках с Хойплем и парочкой эмигрантов в главных ролях, опубликованной в журнале "Бибер".
Напоследок "свободовец" Штрахе (да, в Австрии ультраправую националистическую партию также называют Свободой, FPÖ) обиделся на частные телекомпании, обвинив их в нежелании размещать его ролики.
Одним словом, кампания народ развлекла.
В фокусе внимания избирательной агитации были следующие темы: финансы (долг городского бюджета составляет около 5 млрд. евро), нехватка рабочих мест (официально в Вене 120 тыс. безработных), городской транспорт, доступное жилье, беженцы, безопасность (точнее – существующий рост преступности).
Все ожидания избирателей в этих сферах можно сформулировать простой фразой: стремление иметь стабильно высокий уровень жизни. Ничего нового – такова человеческая природа.
Проблема в том, что все – как власть, так и оппозиция – называют проблемы, но не предлагают конкретные решения (знакомая картина, не правда ли?).
Поэтому избиратели, не способные критически рефлексировать по поводу агитации, банально надеются на то, что новые силы принесут позитивные изменения. В то же время люди с более высоким уровнем образования, профессиональным и социальным статусом при упоминании "Свободы" только хмыкают.
Посмотрим на сегодняшние результаты, сравним их с прогнозами (правым радикалам обещают чуть ли не такой процент, как недавно в Верхней Австрии – 30%) и понаблюдаем, как обещания будут воплощаться в жизнь.
Автор:
Александра Саенко, Вена
Публікації в рубриці "Експертна думка" не є редакційними статтями і відображають виключно точку зору автора