Албания как прецедент
В течение ближайшего месяца Европейский союз должен определиться, представлять или нет Албании статус кандидата на членство ЕС. О такой возможности на минувшей неделе сообщил еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле.
Напомним, в последние годы ЕС активизировал политику расширения за счет стран балканского полуострова. Если до недавнего времени единственной балканской страной, имеющей такой статус была Словения, то в прошлом году компанию ей составила Хорватия. Еще три страны: Черногория, Македония и Сербии, уже получили статус кандидатов. Также этот статус ожидают еще две балканские республики: Босния и Косово.
В самом ЕС уже есть консенсус относительно перспектив Албании. На этой неделе премьер-министр Албании Эди Рама собирается прибыть во Францию, чтобы убедить официальный Париж в поддержке своего пути в Европу. Как сообщает Financial Times, такую поддержку уже пообещали Германия и Нидерланды.
Основными аргументами в пользу Тираны есть успех в реализации политических реформ. Как отмечается в докладе Европейской комиссии, Албания достигла успеха в реализации реформ в борьбе с организованной преступностью, а также показала позитивные результаты по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и другими серьезными сферами организованной преступности".
Экономические успехи Тираны значительно скромнее. Согласно данным Международного валютного фонда по 2013 год, по уровню ВВП на душу населения Албания занимает 106-е город в мире ($4,04 тыс. в год). Это гораздо меньше показателей как других стран ЕС, где самая бедная страна, Болгария имеет $7,41 тыс в год, занимая 78-е город, но и остальных стран-кандидатов. Для сравнения, в прошлом году ВВП на душу населения Черногории составляет $7,25 тыс. в год, а Сербии -- $6,02 тыс в год.
Показатель Албании вполне сравним с украинским. В прошлом году уровень ВВП Украины на душу населения составлял $3,86 тыс. Таким образом, в случае положительного решения ЕС по Албании, аргумент об экономической неготовности Украины к получению аналогичного статуса будет существенно ослаблен.
Впрочем, сейчас экономическое положение Албании выглядит куда более стабильным, чем Украины. В первую очередь, вследствие стремительной девальвации гривны, по итогам 2014 года уровень ВВП нашей страны на душу населения станет намного меньшим. Также не на пользу Украине играет затяжное падение национальной экономики. Прошлого года Госкомстат зафиксировал нулевой рост ВВП Украины, а уже в этом году его падение может составить от 5% до 8%.
В то самое время албанская экономика демонстрирует более стабильные результаты. Согласно последнему обзору мировой экономики от МВФ, она избежала кризиса -- в прошлом году темпы ее роста замедлились до 0,7%, но ведет в нынешнем и двух последующих годах ожидается их ускорение от 2,1% до 4,7%. Одновременно МВФ пока отказывается официально прогнозировать перспективы ВВП Украины. Официальный прогноз озвучил лишь Всемирный банк -- в текущем году падение ВВП Украины составит 5%.
Несмотря на текущие проблемы украинской экономики, ее потенциал достаточен, чтобы в ближайшие два года показать ВВП на душу населения на уровень, существенно выше, чем в Албании. "Особенностью Албании является устойчивая тенденция к снижению доли теневого сектора. В Украине ситуация иная - у нас теневой сектор превышает 50% экономики, а поэтому даже простое сокращение пополам позволит перегнать албанский показатель ВВП на душу населения. В свою очередь, анализ баланса покупательной способности показывает, что реальной уровень доходов на душу населения в Украине достигает $7-7,5 тыс, а этот показатель уже близок к уровню новых членов ЕС",-- пояснил директор Центра Мировой экономики и международных отношений НАН Украины Олег Устенко.
Стоит отметить, что процесс детенизации позволил албанском экономике до начала экономического кризиса демонстрировать ежегодные темпы роста более чем на 5%. В значительной мере этот рост был обеспечен отражением в структуре экономики переводов от трудовых мигрантов - они обеспечивают около 15% ВВП страны.
В любом случае, положительное решение по Албании будет играть на пользу украинским перспективам. "Украине достаточно двух лет, чтобы привести свою экономическую систему к критериев, прописанных в Маастрихтском соглашении, после чего можно официально подавать заявку. В свою очередь, аргумент, будто бы низкий уровень доходов населения в Украине являются препятствием для этого, после албанского прецедента уже будет неактуальным",-- резюмирует Олег Устенко.