Отмена виз: стоит ли Европе бояться притока украинских мигрантов?
Украина наконец перешла ко второй фазе Плана действий по либерализации визового режима с ЕС. Теперь перед правительством стоит задача ввести в действие все законодательные инициативы, принятые во время первой фазы Плана действий по либерализации визового режима с ЕС. Одновременно визовая либерализация вызывает опасения во многих странах Евросоюза, в частности относительно ожидания существенного роста притока иммигрантов из Украины, что может усилить давление на рынок труда. Но результаты проекта, который выполняли эксперты из семи стран, свидетельствуют, что существенного прироста количества украинских мигрантов в странах ЕС ожидать не стоит.
Когда же визовая либерализация станет свершившимся фактом?
Украина наконец-то добилась определенного прогресса в процессе визовой либерализации с Евросоюзом. Так, 23 июня Совет ЕС в выводах об Украине подтвердил решение Европейской комиссии усилить контакты между гражданами Украины и стран ЕС и принял решение о переходе ко второй фазе Плана действий по либерализации ЕС визового режима. Внедрение всех предусмотренных мероприятий в соответствии с ожиданиями призвано способствовать введению безвизового режима для краткосрочных поездок. К наиболее важным шагам относится как можно более быстрая выдача биометрических паспортов гражданам и внедрение эффективного управления границами. Правительство также обязано создать демографический реестр. Хотя в последнее время все чаще звучит критика чрезвычайно требовательного подхода со стороны ЕС, что объясняют нежеланием стран Евросоюза либерализовать правила перемещения, решение об отмене визового режима для Молдовы 28 апреля показало, что ЕС серьезно относится к своим обязательствам.
Следовательно, в случае тщательного выполнения всех поставленных задач украинцы смогут получить право на краткосрочные поездки в страны ЕС без необходимости проходить скучную процедуру получения виз. По мнению украинских экспертов, опрошенных в рамках проекта "Прогноз миграции между ЕС, странами Вышеградской четверки и Восточной Европы: последствия отмены визового режима"*, это, скорее всего, станет возможным в течение следующих 2-4 лет. В то же время 4 из 16 экспертов высказали мнение, что это произойдет еще до середины 2015 года.
Почему же наблюдается столь трепетное отношение к этому вопросу?
При анализе возможности визовой либерализации и ее влияния на миграционные потоки из Украины стоит принимать во внимание комплексность украинской миграционной ситуации, а также восприятие ее в странах ЕС. Так, Украина лидирует среди стран Восточной Европы по количеству эмигрантов в странах ЕС. Согласно оценкам, сделанных экспертами в рамках указанного проекта, количество украинских мигрантов в странах ЕС составляет около 1 млн человек (легальных и нелегальных мигрантов). По оценкам экспертов, а также согласно результатам моделирования, которое было осуществлено в рамках проекта, миграционные потоки из Украины умеренно увеличатся. Но если политические противостояния в Украине продолжатся и будут дополнены экономическим кризисом, скорее всего, произойдет увеличение эмиграции на более прогнозируемые цифры.
При этом стоит учитывать, что на фоне экономической стагнации и высокой безработицы в странах ЕС политики, которые поддерживают антииммиграционную риторику, становятся все популярнее. Население стран ЕС все осторожнее начинает относиться к мигрантам, поскольку опасается давления на рынки труда своих стран.
На этом фоне чрезвычайно важно понимать последствия отмены визового режима для Украины, а также усилить положительный имидж украинцев в странах ЕС благодаря проведению политических и социальных кампаний.
Возможно изменение миграционного оттока из Украины после открытия рынков труда ЕС (в течение трех ближайших лет).
Источник: Опрос Дельфи для Украины (2013-2014 гг.) |
Согласно прогнозу, основанном на эконометрической модели, миграционные потоки увеличатся в краткосрочном периоде, затем будет иметь место стабилизация и снова увеличение с 2025 года. При этом в течение года после визовой либерализации количество мигрантов из Украины может возрасти на 200000-300000 человек. В долгосрочном периоде (до 2050 года) можно ожидать увеличения количества украинских мигрантов в ЕС до 1,5 млн человек (хотя последний показатель является достаточно условным и зависит от многих экономических и политических факторов).
Каких можно ожидать изменений вследствие визовой либерализации?
По результатам проекта отмена визового режима для краткосрочных поездок приведет к увеличению циркулярной миграции. Кроме того, миграция, вероятно, станет моложе вследствие роста количества молодых украинцев, которые едут учиться за границу, а также благодаря объединению семей. Украинские эксперты также ожидают легализации статуса уже имеющихся мигрантов.
Какими, по вашему мнению, будут последствия (в течение ближайших трех лет) в случае отмены виз для краткосрочных поездок на срок до 90 дней для граждан Украины в страны Шенгенской зоны?
Источник: Опрос Дельфи для Украины (2013-2014 гг.) |
Интересно, что мнение украинских экспертов в основном совпало с точкой зрения экспертов из стран Вышеградской четверки. Так, большинство экспертов, принявших участие в опросе Дельфи, в Польше, Чехии, Словакии и Венгрии отметили, что наиболее ожидаемыми изменениями будут: умеренный приток миграции из Украины, миграция с целью длительного пребывания и легализация имеющихся украинских трудовых мигрантов.
Украинские эксперты, которые принимали участие в опросе, не достигли согласия относительно экономических результатов мигрантов. В то же время большинство ожидает, в частности, смены секторов занятости, поскольку легализация статуса мигрантов может предоставить им право устроиться на более квалифицированную и лучше оплачиваемую работу.
На будущее украинские эксперты ожидают перемены в миграционной политике. Так, в последние годы в Украине не было эффективной миграционной политики. Фрагментарные изменения происходили именно в рамках выполнения Плана действий по либерализации ЕС визового режима и под давлением общественности.
Является ли миграция для Украины выигрышем или потерей?
Трудовая миграция, как правило, имеет преимущества и недостатки, которые влияют на развитие страны. Дальнейшая эмиграция может увеличить уже имеющиеся потери и преимущества для Украины. Впрочем, маловероятно, что это создаст новые существенные риски.
Во время опроса в рамках проекта 16 из 18 респондентов среди важных преимуществ миграции указали ослабление социальной и экономической напряженности, снижение уровня бедности и безработицы, а также перечисление денежных переводов. Кроме того, еще одно преимущество миграции - значительный потенциал для развития предпринимательства. Однако последнее преимущество является ограниченным из-за отсутствия благоприятного делового климата и необходимости в крупной сумме для стартового капитала. По мнению 17 из 18 респондентов, которые принимали участие в украинском опросе Дельфи, истощение рабочей силы и "утечка мозгов" являются одними из крупнейших негативных последствий миграции.
Недостатком миграции также является влияние на демографическую структуру населения. Поскольку в основном едут на заработки лица трудоспособного возраста, они откладывают решение относительно рождения детей или рожают меньше. Кроме того, молодежь, которая едет учиться за границу, чаще всего принимает решение о поиске работы за рубежом, а не относительно возвращения в Украину. Поэтому Украина может столкнуться с нехваткой рабочей силы уже через 10-12 лет.
Миграция смягчает ситуацию на рынке труда. Однако в будущем это может привести к проблемам в системе социальной защиты и пенсионной системе, если мигранты будут возвращаться в Украину уже после достижения пенсионного возраста.
Но стоит также отметить, что миграция усиливает давление на украинское правительство, указывая на необходимость проведения социальных и экономических реформ и содействия экономическому росту. По мнению экспертов по миграции, которые принимали участие в опросе, такая политика важна для избежания высших миграционных потоков и уменьшения рисков и потерь, которые могут быть связаны с ним.
Итак...
Поскольку вряд ли стоит ожидать существенного прироста числа мигрантов из Украины в страны ЕС, представляется, что странам ЕС не о чем беспокоиться. Но правительству Украины следует эффективно внедрять мероприятия в рамках Плана действий по либерализации ЕС визового режима, поскольку это будет выигрышным для самой Украины.
Хотя, с другой стороны, не нужно недооценивать ожидаемый рост украинских мигрантов на 200000-300000 человек в течение следующего года после внедрения визовой либерализации. Это довольно ощутимое изменение, и развитие событий будет существенно зависеть от экономического развития и политической ситуации в Украине. Развитие экономики стран ЕС также является важным, учитывая их способность предоставить работу этому дополнительному количеству мигрантов.
* Проект "Прогноз миграции между ЕС, Вышеградской четверкой и странами Восточной Европы: последствия отмены визового режима" осуществлялся консорциумом организаций при поддержке Международного Вышеградского Фонда и Международного Фонда Возрождение. Управляющей организацией проекта является Институт восточных исследований (Польша). Участниками консорциума являются Институт восточных исследований (Польша), Институт экономических исследований и политических консультаций (Украина), Исследовательский центр словацкой ассоциации иностранной политики (Словакия), Отдел социальной географии и регионального развития факультета науки Карлова университета (Чехия), Институт иностранных дел (Венгрия), Центр миграционных исследований варшавского университета (Польша), Институт стратегических исследований (Беларусь) и Институт развития и социальных инициатив (IDIS) "Viitorul" (Молдова).
Статья основана на отчете "Прогноз миграции между ЕС, странами Вышеградской четверки и Восточной Европы: последствия отмены визового режима", который доступен на сайте Института: http://www.ier.com.ua/ua/institute/news/?pid=4479
Авторы: Александра Бетлий, Институт экономических исследований и политических консультаций (Киев)
Марта Ярошевич, Центр восточных исследований (OSW, Варшава)