От евроимитации к евроинтеграции
27 февраля Верховная Рада конституционным большинством голосов (кстати, беспрецедентной за годы независимости) назначила нового премьера и состав Кабмина. На этой неделе исполняется 100 дней нового правительства. Вчера 100-дневный рубеж пересек и.о. президента Турчинов
Война войной, а даты – знаковые. Пришло время подвести определенные итоги.
В том числе – в европейских вопросах.
Кроме итогов есть смысл думать о будущем, определив первоочередные задачи в этой области. Ведь революция, которую прежде называли Евромайданом, началась именно из требований общества вернуть курс на интеграцию в ЕС.
Курс объявлен, но результаты – лишь в планах.
Сперва – немного истории. Для понимания.
Сейчас вряд мало кто помнит, что курс на евроинтеграцию был провозглашен президентом Кучмой еще в далеком 1998 году. Формально он был основой деятельности всех правительств и трех президентов в течение более 15 последних лет.
Даже Виктор Янукович пришел к власти на лозунгах о евроинтеграционном прогрессе Украины. В 2010 году приоритетом было скорейшее подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, в конце года прозвучало обещание выполнить за 6 месяцев План действий относительно безвизового режима, говорилось и о ряде других практических шагов, призванных приблизить Украину к Евросоюзу.
Вскоре выяснилось, что эти заявления было не более чем очковтирательством.
Премьер Азаров, действуя по президентским указаниям, не только не занимался продвижением или координацией политики европейской интеграции. Наоборот – постепенно, шаг за шагом, уничтожал все органы, которые были двигателем евроинтеграции. Профессионалов этого дела выметали с государственной службы.
В результате было ликвидировано Координационное бюро европейской и евроатлантической интеграции, исчез Государственный департамент адаптации при Минюсте, который сделал немало для приведения украинского законодательства в соответствие с законодательством ЕС, заметно "похудели" евроинтеграционные подразделения в министерствах, а в ОГА их вообще ликвидировали. Коллегиальные органы, такие как украинские части Совета и Комитета по сотрудничеству с ЕС, а также их подкомитеты остались только на бумаге, а правительственный комитет по евроинтеграции вообще приказал долго жить.
Надежда ненадолго возродилась в 2012 году, со введением должности первого вице-премьера по евроинтеграции, которую занял Валерий Хорошковский. Тогда было объявлено о планах восстановить упомянутое координационное бюро. Но вскоре снова все пошло не так. Хорошковский со скандалом ушел в отставку, а о его намерениях благополучно забыли.
Задачи масштабные, нужны системные решения.
Несмотря на полное разрушение институционного обеспечения европейской интеграции, правительству Яценюка за первые месяцы своего пребывания на Грушевского удалось немало.
Главное достижение – 21 марта подписана так называемая "политическая часть" Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Хотя, скажем честно, кроме политического символизма этот шаг мало что означает.
С 23 апреля вступило в силу решение ЕС об одностороннем введении таможенных преференций для украинских товаров, поставляемых на рынок ЕС.
Здесь следует отдать должное нашим европейским партнерам.
Они пошли на беспрецедентный в мировой договорной практике шаг, приняв решение применять дискриминационные для себя (и выгодные для Украины!) положения международного договора, хотя тот не только не вступил в силу, но даже не подписан в полном объеме.
Кроме этого, завершена первая – законодательная – фаза Плана действий по либерализации визового режима. Подготовлено к подписанию соглашение об общем авиационном пространстве (к сожалению, дата его подписания вновь перенесена). Заключены меморандумы о макрофинансовой помощи и т.д.
Но за выполнение всех этих соглашений и договоренностей в стране кто-то должен отвечать!
Должен системно заниматься ими.
Ведь речь идет о беспрецедентных по своим масштабам задачах – о создании зоны свободной торговли, адаптации законодательства к aсquis communautaire (нормативной базе ЕС), о надлежащем управлении технической помощью, об обучение специалистов в сфере европейской интеграции.
А главное – речь идет о проведении беспрецедентных для Украины системных внутренних реформ в соответствии с европейскими нормами и стандартами.
Возникает логичный вопрос.
Сделано ли хоть что-то для того, чтобы начать восстановление институций, разрушенных за 4 минувших года? Готовится ли создание координационной системы по примеру наших соседей, в частности Польши?
Ведь страны Центральной Европы в недалеком прошлом выполняли договора с ЕС. Они реально осуществили реформы, подготовились к членству в Евросоюзе. Почему бы не взглянуть на их опыт?
К сожалению, ответ на этот вопрос – отрицательный.
Не сделано ничего. По крайней мере – пока .
Да, уже прозвучали заявления о смене вывесок – путем создания на базе евроинтеграционного департамента в секретариате Кабмина какого-то мифического "правительственного офиса" или департамента, а также о назначении отдельных заместителей министров, ответственных за евроинтеграцию.
Вот только распоряжение КМ № 501 от 21 мая, согласно которому должны быть введены такие должности во всех министерствах, не говорит о планах власти системно урегулировать проблему
Уже имеем печальный пример – назначение первого заместителя в министерстве юстиции, о которого, как оказалось, отсутствует опыт в сфере европейской интеграции.
Есть ли у Украины хотя бы призрачный шанс воспользоваться возможностями, которые уже открыл для нас Евросоюз, если мы сохраним полный вакуум в институциональном обеспечении евроинтеграции? Будут ли использованы новые, еще более широкие возможности, которые возникнут после окончательного подписания Соглашения?
К сожалению, ответ очевиден.
На горизонте вновь – период упущенных шансов и годы переливаний из пустого в порожнее.
Если не появятся ответственные тяжеловесы-политики и профессионалы-исполнители, которые займутся этим – не будет и результата.
Простые очевидные рецепты
Как же можно добиться необходимых системных результатов? Ответы на поверхности, их нужно лишь произнести вслух и изложить на бумаге в виде решений Кабмина.
Есть как минимум два эффективных варианта.
Вариант №1 – создание с нуля центрального органа исполнительной власти, наделенного соответствующими – большими, чем у обычного министерства(!) – полномочиями в сфере европейской интеграции.
Статус этого органа и его полномочия должны быть достаточным для координации действий всех других министерств, привлеченных к формированию и реализации политики европейской интеграции.
Таким органом должно быть Министерство европейской интеграции во главе с первым вице-премьером – министром европейской интеграции.
Следует подчеркнуть – речь идет не о МИД, а об отдельном ведомстве с принципиально другими функциями. Его деятельность должна быть сконцентрирована внутри страны, а не за рубежом.
Но мы все знаем, что в стране – жесткий бюджетный кризис.
Учитывая, что для создания министерства необходимо изыскать финансовые ресурсы, можно было бы начать с восстановлении подразделения с полномочиями координации политики евроинтеграции в составе секретариата Кабинета министров.
Его название не имеет никакого значения, главное – достаточные полномочия его руководителя и самого подразделения. Эти полномочия должны быть четко прописаны в положении о его создании.
Курировать его деятельность должен непосредственно премьер, а в отдельных случаях (в частности – в вопросах взаимодействия с другими департаментами секретариата КМ) – министр Кабинета министров .
Вариант № 2 – реорганизация существующих центральных органов исполнительной власти.
Читатель ЕвроПравды, наверное, слышал о существовании двух "странных" агентств в статусе центральных органов исполнительной власти. А именно – Национального агентства по вопросам подготовки и проведения в Украине чемпионата Европы 2012 года по футболу и инфраструктурных проектов и Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины.
Первое из упомянутых органов выполнило свою задачу, спасая подготовку к ЕВРО – 2012. Однако чемпионат завершился уже почти два года назад, а Нацагентство до сих пор существует!
Имея более 60 работников в штатном расписании, агентство-2012 постоянно находит оправдания перед высшим начальством для продолжения своего функционирования.
Со вторым агентством – другая история. За три года своего существования оно не реализовало ни одного национального проекта и запомнилось только скандалами вокруг сомнительных лыжных инструкторов – так называемых "инвесторов" в LNG-терминал, а также бесконечными "роуд-шоу" по всему миру – эдакий туризм за счет государства.
Но и до сих пор по данным на сайте этой "удивительной" институции, в ней работает почти 170 сотрудников!
Напрашивается очень простой рецепт – реорганизовать оба органа в одно мощное министерство или Национальное агентство европейской интеграции, перед которым стояли бы задачи и координации европейских реформ, и привлечения инвестиций, которые потребуются для осуществления в Украине этих реформ.
Вместо итогов.
Украинской бюрократии не свойственны простые алгоритмы и профессиональные обоснованные решения.
К сожалению, это факт.
Как правило, на результат в виде постановления КМ, указа или закона, дается выйти лишь по итогам множества подковерных игр и торгов.
Но сегодня страна не может позволить себе такого созволить.
Не создадим мощной системы институционного обеспечения европейской интеграции, как это в свое время сделали те же поляки – потеряем все.
Подготовка к выполнению Соглашения об ассоциации и ряда других двусторонних договоров с ЕС будет неизбежно провалена, а окно возможностей для страны закроется надолго.
Простят ли это украинцы, которые выходили на майданы? Вряд ли. Ведь они ждут не очередной порции громких заявлений. Им нужно поступательное движение Украины в Европу.
Поэтому сейчас задача новоизбранного президента, вместе с действующим правительством и экспертной средой – оперативно отработать необходимые системные решения и добиться, чтобы Украина наконец от перешла от евроимитации к реальной евроинтеграции.
И напоследок. Согласно последним социологическим опросам, уровень поддержки курса на интеграцию в ЕС постоянно повышается во всех регионах Украины. По сути, европейская интеграция становится временным заменителем национальной идеи для всей страны!
Так что время принимать ответственные решения
Не важно – пойдем ли мы по первому или второму из описанных вариантов.
Главное – перейти от слов к реальным действиям, а не наступать на очередные єврограблі!
Автор: Вадим Трюхан, директор Координационного бюро европейской и евроатлантической интеграции (2008-10 гг.), член делегаций Украины на переговорах с ЕС по Соглашению об ассоциации и Соглашению об общем авиационном пространстве (2007-10 гг.), Главный эксперт рабочей группы по европейской интеграции Реанимационного Пакета Реформ.